11.05.2018. Участники Международной конференции “Стратегия действий и сильная социальная политика: международная практика и опыт Узбекистана” отмечают, что данное мероприятие, проведенное в Ташкенте Федерацией профессиональных союзов Узбекистана совместно с социальными партнерами, сыграло важную роль в деле обмена национальным, зарубежным и международным опытом, консолидации усилий государственных органов, организаций работников и работодателей и других институтов гражданского общества по дальнейшему усилению мер социальной защиты населения.
Международная конференция стала важной площадкой для конструктивного обсуждения и изучения позитивного опыта между трехсторонними партнерами, принимающими непосредственное участие в решении социально-трудовых вопросов.
В рамках Международной конференции продемонстрированы открытость и готовность Республики Узбекистан к активному сотрудничеству в решении приоритетных задач по социальной защите населения на основе изучения международного и зарубежного опыта.
Участие в работе Ташкентской конференции представителей Международной организации труда (МОТ), Международной конфедерации профсоюзов (МКП), Международной организации работодателей (МОР), Всеевропейского регионального совета профсоюзов (ВЕРС), ведущих национальных и зарубежных экспертов в сфере социального развития, экономики и права позволили выработать рекомендации по совершенствованию работы государственных органов, организаций работников и работодателей и других институтов гражданского общества в налаживании активного социального диалога и осуществлении действенного общественного контроля в социальной сфере.
Вместе с тем, участники Ташкентской конференции констатировали, что, несмотря на существенный прогресс, достигнутый на глобальном уровне в деле расширения социальной защиты, большинство населения мира все еще не имеет доступа к инструментам эффективной социальной политики, и продолжает испытывать серьезные проблемы в обеспечении своей жизнедеятельности.
Согласно данным Международной организации труда 55 процентов мирового населения, или 4 млрд. человек, не обеспечены ни одним из видов социальных льгот. Только 29 процентов людей в мире пользуются комплексным социальным обеспечением.
Всеобщего доступа к услугам здравоохранения лишены 22 процента городского и 56 процентов сельского населения. Долгосрочное медицинское обслуживание, в котором, прежде всего, нуждаются пожилые люди, по-прежнему недоступно более чем 48 процентам населения планеты.
Лишь 35 процентов детей в мире пользуются реальным доступом к социальной защите, а 1,3 млрд. детей данными условиями не обеспечены.
Охват мерами социальной защиты женщин и мужчин трудоспособного возраста также остается недостаточным: только 41 процент матерей с новорожденными детьми получают материнские пособия, пособия по безработице получают около 22 процентов безработных, а пособия по инвалидности в мире получают только 28 процентов инвалидов.
Социальная защита пожилых людей страдает серьезными изъянами: пенсии по старости получают 68 процентов людей пенсионного возраста, расходы на пенсионное обеспечение и другие пособия для пожилых людей в среднем составляют 6,9 процента ВВП, а уровень пособий зачастую невысок и недостаточен для того, чтобы избавить престарелых от бедности.
В современном мире более 200 млн. людей не имеют работы, в то же время более 42 процентов работающих задействованы в незащищенных формах занятости. В условиях, когда рост реальных зарплат не обрел характер устойчивой тенденции, доля бедных среди работающих составляет 22 процента, причем в обозримом будущем кардинального изменения ситуации не ожидается.
В этих условиях критически важным становится принятие безотлагательных и всеобъемлющих мер для достижения Целей устойчивого развития ООН, которые в частности, предусматривают:
ликвидацию нищеты во всех ее формах и проявлениях, достижение продовольственной безопасности;
обеспечение на всех уровнях качественного инклюзивного и равноправного образования для всех;
обеспечение всеобщего охвата населения медицинской помощью и доступом к качественному медицинскому обслуживанию;
создание необходимых условий для поступательного, всеохватывающего и устойчивого экономического роста;
эффективное регулирование трудовых миграционных процессов;
достижение климатической справедливости и экологического благополучия.
Цели устойчивого развития ООН отражают совместное обязательство государств внедрить на национальном уровне надлежащие системы и меры социальной защиты для всех, включая установление ее минимальных уровней в целях сокращения и искоренения бедности.
Приоритетной задачей Целей устойчивого развития ООН является тезис о том, что все люди должны пользоваться правом на базовый уровень жизни, в том числе иметь доступ к системам адресной социальной защиты.
Всеобщая социальная защита является важным фактором искоренения бедности, сокращения масштабов неравенства, обеспечения устойчивого экономического роста и социальной справедливости.
Участники Международной конференции отмечают, что в Узбекистане, в рамках проводимой сильной и адресной социальной политики реализуются комплексные программы, целью которых является консолидация государственных инициатив и общественных усилий по развитию всех областей социальной сферы.
В стране 60 процентов Государственного бюджета направляется на социальную сферу: здравоохранение, образование, культуру, социальную защиту малообеспеченных слоев населения.
По данным последнего Глобального доклада МОТ, в Узбекистане на государственную социальную защиту населения расходуется 11,6 процента ВВП, благодаря чему:
39,5 процента безработных получают денежные пособия;
98,1 процента пожилых людей охвачены системой социальной защиты;
адресный охват нуждающегося населения, хотя бы одним пособием по социальной защите, включая пособия на детей и семьи, приближается к 100 процентам;
достигнут всеобщий охват страхованием от несчастных случаев для занятых в официальном секторе.
Характерной чертой социальной политики Узбекистана является опора на национальные традиции и коллективные формы взаимопомощи и поддержки населения. Особую роль в этом играет махалля, своеобразный национальный демократический институт социальной помощи, имеющий многовековую историю.
Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев уделяет первостепенное внимание реализации сильной и адресной социальной политики, основанной на важнейшем принципе: “Интересы людей превыше всего”.
“Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах”, принятая по инициативе главы государства предусматривает реализацию серии целевых программ для решения насущных социально значимых вопросов, которые затрагивают жизненные интересы каждого человека и каждой семьи.
Посещение участниками Международной конференции регионов страны позволили ознакомиться с социально-экономической ситуацией, состоянием здравоохранения, образования, социальной инфраструктуры, строительства доступного жилья, деятельностью органов самоуправления граждан, условиями труда на рабочих местах, социального партнерства государственных органов, профсоюзов и работодателей.
Участники Международной конференции убедились в эффективности и результативности реформ, осуществляемых под руководством главы государства, которые способствуют созданию достойных условий труда и совершенствованию системы сильной и адресной социальной защиты.
В соответствии с Государственной программой “Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий” в 2018 году предусматривается дальнейшая активизация целенаправленной социальной политики.
Принимаются практические меры по поэтапному повышению реальных доходов населения, заработной платы, стипендий, пенсий и социальных пособий, предотвращению необоснованного повышения на внутреннем рынке цен на первоочередные потребительские товары и услуги.
Для этого, в частности, планируется закрепить в законодательстве и создать механизмы практического применения понятия “потребительская корзина”, необходимого для выявления уровня доходов, достаточного для достойной жизни населения.
В реализации сильной социальной политики в Узбекистане важное место принадлежит профсоюзам.
Федерации профсоюзов Узбекистана предоставлено право координировать реализацию территориальных адресных программ социальной поддержки малообеспеченных слоев населения на 2017 – 2018 годы, предусматривающих:
предоставление малообеспеченным семьям льготных микрокредитов на приобретение инструментов и инвентаря для ремесленнической деятельности, развитие личных приусадебных участков и ремонт жилья;
оказание безвозмездной помощи семьям, живущим в тяжелых жилищно-бытовых условиях, потерявшим кормильца, ухаживающим за инвалидами, на приобретение доступного жилья, ремонт жилья, приобретение бытовой техники, оплату медицинских услуг при наличии тяжелых заболеваний.
Федерация профсоюзов Узбекистана также возглавляет Общественную комиссию по изучению и устранению проблем населения в обеспечении лекарственными средствами.
В ходе открытого и конструктивного обсуждения вопросов повестки дня участники Международной конференции положительно оценивают опыт стран, добившихся повышения охвата населения социальным страхованием, принятия эффективных мер налогово-бюджетной политики для целей социальной защиты, распространения социальной защиты на всех бенефициаров, включая неформально занятых и мигрантов, активного стимулирования молодежной занятости, действенной охраны материнства и детства, создания системы повседневной заботы о пожилых людях, оптимального решения проблемы безусловного базового дохода.
В современных условиях для всех стран становится жизненно важным дальнейшее совершенствование законодательства в социально-трудовой сфере на базе основополагающих, приоритетных и социально значимых конвенций МОТ, включая повышение роли инспекций труда, расширение гарантий прав профсоюзов и организаций работодателей, социальную защиту лиц с ограниченными возможностями, правовое регулирование трудовых отношений, внедрение государственно-частного партнерства и социального предпринимательства, рационализацию социального и пенсионного обеспечения.
Участники Международной конференции считают необходимым систематически изучать передовой международный и зарубежный опыт, в том числе опыт Узбекистана в сфере разработки и осуществления мер, направленных на реализацию сильной и адресной социальной политики, совершенствование национального законодательства, консолидацию усилий государства и организаций работников и работодателей в решении злободневных социальных проблем, налаживание конструктивного социального диалога и общественного контроля в сфере социально-трудовых отношений.
Ташкентская конференция отмечает, что эффективная социальная политика должна включать в себя не только меры активной социальной защиты и охраны здоровья, но и реализацию целевых программ по повышению уровня и качества жизни населения, включая строительство доступного жилья, развитие дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктуры.
Международная конференция высоко оценивает работу МОТ в продвижении сильной социальной политики, направленной на взаимодействие с Правительствами, организациями работников и работодателей в целях разработки и осуществления стратегий, программ и мер по защите конституционных трудовых прав граждан.
Ташкентская конференция констатирует, что наблюдаемые изменения в современной сфере труда, наряду с ослаблением институтов рынка труда, способствовали росту неравенства и нестабильности в ряде регионов мира, а также ослаблению имплицитного социального контракта во многих обществах.
Современная ситуация в мире требует уделения более пристального внимания политике занятости, заработной платы и социальной защиты для обеспечения распределения результатов экономического роста между трудом и капиталом на более справедливой основе.
В этой связи участники Международной конференции призывают МОТ к активизации нормотворческой деятельности, дальнейшему совершенствованию надзорного механизма и принципов технического сотрудничества со странами-членами.
На полях Международной конференции прошла встреча руководителей профсоюзов стран Центральной Азии под эгидой Бюро по деятельности трудящихся МОТ, в ходе которой принято решение о проведении ежегодных региональных профсоюзных форумов.
По результатам обсуждения докладов, изучения глобальных тенденций и страновых ситуаций, участники Международной конференции рекомендуют своим социальным партнерам определять стратегии развития на основе двух- и трехстороннего социального диалога с учетом следующих задач:
а) в сфере политических, экономических и финансовых мер
повышение роли государства в проведении сбалансированной и адресной социальной политики, правовом регулировании рынка труда, создании новых рабочих мест и стимулировании внутреннего спроса;
расширение систем социальной защиты, повышение ее адресности и минимального уровня как ключевого условия для решения проблем дефицита достойного труда и предотвращения нищеты и уязвимости;
устранение прямой и косвенной дискриминации в сфере социальной защиты, повышение удельного веса расходов на социальную сферу в ВВП;
гарантирование того, чтобы меры фискальной консолидации или политики экономии не влияли на государственные расходы по социальной защите и не приводили к снижению уровня доходов домохозяйств и внутреннего потребления;
эффективное использование всех вариантов генерации ресурсов для социальной защиты, включая варианты, поддерживаемые международными финансовыми учреждениями и ООН;
сохранение субсидий, преимущественно на электроэнергию, продовольствие и сельское хозяйство;
установление минимального размера оплаты труда на основе реального минимального потребительского бюджета, предотвращение снижения размеров заработной платы в государственном секторе;
обеспечение того, чтобы реформы пенсионной системы и трудового законодательства не привели к дальнейшей прекаризации рынка труда;
обеспечение адекватности размеров социальных пособий, гарантирующих удовлетворение основных потребностей бенефициаров;
проведение эффективной фискальной политики, направленной на стимулирование роста производства;
стимулирование работодателей малого бизнеса, создающих рабочие места, включая прямое или косвенное субсидирование молодежной занятости;
б) в институциональной сфере
рациональное сочетание стратегических подходов к расширению охвата социальным страхованием работников неформального сектора экономики, основанных на взимании взносов или социальном трансферте;
реформирование систем здравоохранения, с точки зрения повышения качества и доступности предоставляемых медицинских услуг;
расширение и стимулирование занятости населения и достойного труда, содействие созданию постоянных устойчивых рабочих мест, материальное стимулирование государственных служащих за создание рабочих мест, прежде всего в реальном секторе экономики;
повышение в структуре доходов населения удельного веса доходов от трудовой деятельности и предпринимательского дохода, что приведет к росту производительности и внутреннего спроса;
содействие профессиональной подготовке и рациональной занятости лиц с ограниченными возможностями и других лиц, неконкурентоспособных на рынке труда, с целью уменьшения социального иждивенчества;
рассмотрение реализации программ по строительству доступного жилья, развитию и модернизации дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктуры как ключевого компонента социально-экономической политики, способствующего повышению внутреннего спроса, улучшению качества жизни населения и созданию новых рабочих мест;
использование возможностей государственно-частного партнерства для оказания социальной помощи, строительства доступного жилья, развития и модернизации инфраструктуры;
в) в сфере глобального сотрудничества
совместное создание систем социальной защиты, адаптированных к современным проблемам экологии, кризисам и нестабильности;
налаживание глобального социального диалога с транснациональными корпорациями;
принятие комплексных мер в вопросах защиты прав трудящихся-мигрантов и членов их семей;
укрепление глобального партнерства в интересах всеобщей социальной справедливости.
Принято в Ташкенте 26 апреля 2018 года