[:uz]Ўзбекистон касаба уюшмалари Федерациясининг Портали[:ru]Портал Федерации Профсоюзов Узбекистана[:oz]Oʻzbekiston kasaba uyushmalari Federasiyasining Portali[:uzl]Oʼzbekiston kasaba uyushmalari Federatsiyasining Portali[:]

Сайт находится в тестовом режиме

11.09.2018. В условиях появления в Кыргызстане с 1992 года многообразия форм собственности и возросшей их экономической самостоятельности было важной необходимостью урегулировать социально–трудовые отношения между субъектами хозяйствования на основе трехстороннего сотрудничества или социального партнерства, решить процедурные вопросы по социальному партнерству, определить организационно-правовую основу деятельности сторон социального партнерства. Так, в 1997 году было впервые подготовлено и подписано Генеральное соглашение между Правительством Кыргызской Республики, Федерацией профсоюзов Кыргызстана и республиканским объединением работодателей.

Нормативно-правовой базой для проведения единой согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений, как в отраслях, регионах, так и на отдельных предприятиях на сегодняшний день являются: Трудовой кодекс Кыргызской Республики, Законы Кыргызской Республики «О  профессиональных союзах»,  «О социальном партнерстве в области трудовых отношений в Кыргызской Республике», «О коллективных договорах», «Об объединениях работодателей».

Так, в Трудовом кодексе КР социальному партнерству посвящен целый раздел, который состоит из четырех глав и 30 статей.

Система социального партнерства в республике включает следующие уровни:

  • республиканский уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Кыргызской Республике;
  • отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:

  • коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
  • взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
  • участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

На республиканском уровне образуется постоянно действующая Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее РТК), которая формируется из представителей Правительства Кыргызской Республики, республиканского объединения работодателей и профсоюзов на паритетной основе, с каждой Стороны по 11  членов комиссии.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами исполнительной государственной власти или местного самоуправления.

На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на республиканском уровне, так и на территориальном уровне.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Коллективные договоры могут заключаться в организациях любой формы собственности на срок не менее 1 года.

Согласно Закону КР «О коллективных договорах» запрещается любое вмешательство государственных, общественных и иных органов,  ограничивающее законные права работников и их представителей при заключении, пересмотре и выполнении коллективного договора. В  коллективном   договоре  с  учетом  экономических   возможностей организации  могут  содержаться  другие  социально-трудовые  льготы  и гарантии   по   сравнению  с  нормами  и  положениями,  установленными трудовым законодательством и соглашениями (дополнительные отпуска,  надбавки  к пенсии, досрочный уход на пенсию, бесплатное или частично оплачиваемое питание работников, иные льготы и компенсации).

Стороны,  подписавшие коллективный договор, ежегодно  или  в  сроки,  предусмотренные в коллективном договоре, отчитываются о его выполнении на общем собрании (конференции) трудового коллектива.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на республиканском уровне.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на республиканском, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Контроль за выполнением соглашений осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, Министерством труда и социального развития КР.

Генеральное соглашение между Правительством Кыргызской Республики, Федерацией профсоюзов Кыргызстана и республиканскими объединениями работодателей на 2017-2019 годы, одобрено распоряжением Правительства КР от 18 января 2017 года № 12-р и подписано Сторонами 27 февраля 2017 года. Со стороны Правительства Генеральное соглашение подписано вице-премьер-министром КР, со стороны ФПК – председателем и со стороны работодателей – президентом Торгово-промышленной палаты КР и президентом Ассоциации «Экономическая палата», тогда как ранее Генеральное соглашение со стороны работодателей подписывалось только Национальной конфедерацией работодателей. Это говорит о развитии социального партнерства в республике и повышении социальной ответственности работодателей.

Соглашение определяет цели и задачи: в области регулирования оплаты труда и поддержки уровня жизни населения, развития рынка труда и обеспечения занятости населения, создания необходимых социальных условий жизни населения и социальных групп, в защите трудовых прав, охраны труда, обеспечения конструктивного взаимодействия и развития.

Одним из пунктов Генерального соглашения является повышение размера минимальной заработной платы (МЗП) до уровня прожиточного минимума работающего населения. Однако, этот вопрос долгое время не решался положительно. В октябре 2017 года ФПК был проведен Круглый стол на тему «Заработную плату – на достойный уровень» с участием депутатов Жогорку Кенеша КР (Парламент), представителей госорганов и МОТ. Одним из рассматриваемых вопросов было существенное повышение минимальной заработной платы. В результате на 2018 год размер МЗП установлен в сумме 1662 сома (24,2 $ США) или увеличился на 38,5 %, хотя планировалось только на 8 %.

Также в Генеральное соглашение включаются пункты о повышении заработной платы работников бюджетного сектора. Необходимо отметить, что в 2011 году в республике была проведена реформа системы заработной платы работников социальной сферы и с мая 2011 года работники, которые получали заработную плату по Единой тарифной сетке перешли на отраслевые условия оплаты труда. В каждой отрасли социальной сферы: в образовании, здравоохранении, культуре и искусства, физической культуре и спорту были утверждены свои условия оплаты труда с учетом специфики отрасли.

Профсоюзы для защиты прав трудящихся используют любые формы:

  • внесение предписаний руководителям организаций на устранение нарушений законодательства о труде;
  • направление руководителям организаций письменные разъяснения;
  • участие профсоюзных работников в судах.

В качестве социального партнера представители ФПК являются членами межведомственных рабочих групп (комиссий) по разработке и внесению изменений, дополнений в нормативные правовые акты по социально-трудовым вопросам, а также при разработке государственных программ.

 

Гульмира Касымалиева,

заведующая отделом по социально-экономической защите трудящихся Федерации профсоюзов Кыргызстана