08.10.2018. Круглый стол на тему: “Концептуальные основы совершенствования законодательства Республики Узбекистан в сфере труда и социальных отношений”.
Федерацией профсоюзов Узбекистана совместно с Комитетом по труду и социальным вопросам Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан проведен Круглый стол на тему: “Концептуальные основы совершенствования законодательства Республики Узбекистан в сфере труда и социальных отношений”, посвященный Всемирному дню достойного труда.
На Круглом столе приняли участие депутаты Законодательной палаты и члены Сената Олий Мажлиса, представители министерств, ведомств, негосударственных некоммерческих организаций, научных учреждений и профсоюзов. На мероприятии также приняли участие представители Международной организации труда (МОТ) и Международной конфедерации профсоюзов (МКП).
Как известно, Концепция достойного труда МОТ основывается на следующих четырех важнейших стратегических целях: реализация основополагающих прав в сфере труда, расширение возможностей занятости и получения дохода, совершенствование систем социальной защиты, укрепление социального диалога. В соответствии с данной Концепцией наиболее важными считаются такие элементы достойного труда как, обеспечение стабильной занятости, охват всех работников трудовыми договорами, создание благоприятных и безопасных условий труда, развитие эффективных систем социального страхования и социальной защиты, реализация права трудящихся на объединение в профсоюзы, ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров.
На Круглом столе особо отмечено, что совершенно новые горизонты во взаимоотношениях между МОТ и Узбекистаном обозначились после исторического доклада Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на 72-сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Сегодня сотрудничество между Узбекистаном и Международной организацией труда носит поступательный характер, ярким примером эффективности данного сотрудничества является реализация Страновой программы достойного труда.
Национальные и международные эксперты особо подчеркнули, что стержневым документом, определяющим развитие страны в предстоящие годы, является «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах», принятая по инициативе Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева. В рамках реализации данного документа проводятся кардинальные реформы во всех сферах жизни государства и общества, в том числе и в социально-трудовой сфере. Поэтому в данном направлении в нынешнем году предпринят ряд инициатив, нацеленных на дальнейшую гармонизацию национальных и международных стандартов.
Сегодня по всем направлениям сферы труда в Узбекистане осуществляется системная работа, в частности, на правительственном уровне принимаются меры по стимулированию спроса на рабочую силу, созданию стабильных рабочих мест, расширению систем социальной защиты. Особое внимание уделяется развитию сектора малого бизнеса и частного предпринимательства. В стране осуществляется действенный государственный и общественный контроль в сфере труда, налажен конструктивный социальный диалог и социальное партнерство между государством, работодателями и профсоюзами для реализации принципов достойного труда. Основным документом социального партнерства в сфере труда на общенациональном уровне является Генеральное соглашение между Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Федерацией профсоюзов и Торгово-промышленной палатой по социально-экономическим вопросам на 2017-2019 годы.
В настоящее время Федерация профсоюзов объединяет более 6 миллионов 150 тысяч человек. Их деятельность координируют 14 отраслевых и 14 территориальных объединений профсоюзов. Сегодня в Узбекистане насчитывается более 40 тысяч первичных профсоюзных организаций, охватывающих все отрасли экономики и социальной сферы.
Происходящие в Узбекистане грандиозные преобразования во всех сферах жизни, способствуют ежегодному созданию тысяч новых производственных предприятий и субъектов предпринимательства различных форм собственности. Федерацией профсоюзов уделяется особое внимание созданию в них первичных профсоюзных организаций, которые реально занимаются охраной труда, повышением требовательности к работодателям по созданию условий для достойной оплаты, оздоровления работников, расширения социальных льгот и гарантий.
На основе Генерального соглашения в республике действуют 105 отраслевых, 14 территориальных соглашений, более 171 тысячи коллективных договоров. Через коллективные договоры и соглашения решаются вопросы обеспечения полной занятости работников, создания новых рабочих мест, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Также в коллективные договоры и соглашения вносятся конкретные положения, связанные с организацией оплаты труда работников, определением порядка установления им надбавок, доплат и компенсаций. Кроме того в данных локалных актах большое внимание уделяется повышению уровня безопасности труда, улучшению санитарно-гигиенической обстановки на рабочих местах, обеспечению работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, проведению аттестации рабочих мест, обучению правилам охраны труда, льготам и компенсациям работникам за работу во вредных условиях труда. В части регулирования рабочего времени и времени отдыха на большинстве предприятий и организаций установлены основные удлиненные и дополнительные отпуска, сохранился порядок предоставления дополнительных отпусков в соответствии со стажем работы.
Вопросы социальных гарантий, охраны здоровья, организации оздоровления работников и членов их семей, в том числе детей, являются важным пунктом повестки дня коллективных переговоров. Коллективно-договорные акты содержат весьма разнообразный спектр специальных мероприятий по социальной защите работников. Так, через коллективные договоры и соглашения практикуется оказание материальной помощи работницам, имеющим детей в возрасте от 2 до 3 лет, предоставление беспроцентных ссуд работникам для приобретения жилья, оплата контрактов на обучение в вузах, сокращение рабочего времени матерям с детьми и многое другое.
Все коллективные договоры и соглашения содержат нормативные разделы, касающиеся регулирования труда женщин и молодежи, в которых определены обязательства работодателей по неукоснительному соблюдению минимального возраста для приема на работу, недопущения принудительного и детского труда, соблюдения принципов недискриминации и равной оплаты за труд равной ценности.
На Круглом столе особо подчеркнуто, что в Узбекистане принимаются действенные меры по реализации ежегодных программ по обеспечению занятости населения, совершенствованию механизмов трудоустройства на вакантные и квотируемые рабочие места, развитию эффективных форм самозанятости. Принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на стимулирование деловой активности и предпринимательской инициативы граждан, обеспечение занятости социально уязвимых слоев населения, повышение доступности, качества и оперативности государственных услуг в сфере содействия трудоустройству. Созданы региональные фонды стимулирования создания новых рабочих мест, включающие систему микрокредитования, предоставлены преференции для индивидуальных предпринимателей и субъектов семейного предпринимательства, создающих рабочие места, созданы основы системы страхования от безработицы.
Одним из чувствительных вопросов на рынке труда всегда являлось содействие трудоустройству населения. Учитывая, что в этом вопросе недостаточно усилий только лишь государственной службы занятости и необходимо наладить государственно-частное партнерство, был принят новый Закон Республики Узбекистан «О частных агентствах занятости».
Реформы в социально-трудовой сфере невозможны без дальнейшего совершенствования структуры органов по труду. В данном направлении принято постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-3913 «О мерах по совершенствованию структуры органов по труду и укреплению системы защиты трудовых прав и охраны труда граждан» от 20 августа 2018 года, в соответствии с которым, в частности, образована Государственная трудовая инспекция Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан на базе упраздняемых Государственной правовой инспекции труда и Государственной инспекции по охране и экспертизе условий труда.
Последовательное снижение налоговой нагрузки на юридические и физические лица, упрощение системы налогообложения и совершенствование налогового администрирования являются важнейшими условиями ускоренного развития экономики и улучшения инвестиционной привлекательности страны. Учитывая это, принят Указ Президента Республики Узбекистан от 29 июня 2018 года №УП-5468 “О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан”.
В ходе Круглого стола были заслушаны и обсуждены доклады национальных и международных экспертов на темы «Важность трудовых прав в процессе реформ», «О сути и значении Указа Президента Республики Узбекистан «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан», «Контекст и особенности вновь принятого Закона Республики Узбекистан «О частных агентствах занятости», «О концепции реформирования системы государственного пенсионного обеспечения граждан в республике Узбекистан», «Концепция совершенствования национального законодательства о профсоюзах», «Меры по совершенствованию структуры органов по труду, усилению защиты трудовых прав и укреплению системы охраны труда», «Вопросы, вынесенные на обсуждение очередного конгресса Международной конфедерации профсоюзов», «Проблемы рынка труда в регионе СНГ».
В конце Круглого стола состоялись дискуссии по тем аспектам сферы труда, которые были освещены в докладах выступающих, выслушаны мнения и предложения участников.
Международные и национальные участники отметили, что проведенный диалог был очень полезным и данный Круглый стол в дальнейшем поспособствует усовершенствованию национального законодательства в сфере труда, а также станет стимулом для министерств и ведомств в решении вопросов обеспечения достойного труда граждан.
Аналогичные Круглые столы, посвященные Всемирному дню достойного труда, проведены во всех регионах страны.
Пресс-служба Федерации профсоюзов Узбекистана