30.11.2018. С 25 сентября по 1 ноября 2018 года был проводен национальный мониторинг по недопущению детского и принудительного труда при сборе хлопка, созданию благоприятных условий труда для сборщиков в хлопкоуборочном сезоне 2018 года.
Мониторинг проводился на основании п.5 “Комплекса мероприятий по реализации в 2018-2020 годах ратифицированных Республикой Узбекистан конвенций Международной организации труда”, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 мая 2018 года и п.3 Плана работы Координационного совета по вопросам детского и принудительного труда в Узбекистане на 2018 год.
Для проведения мониторинга было сформировано 13 территориальных рабочих групп из числа представителей Федерации профсоюзов, Комитета женщин, Торгово-промышленной палаты, Союза молодежи, местных негосударственных некоммерческих организаций, входящих в НАННОУз, а также членов Парламентской комиссии по обеспечению гарантированных трудовых прав граждан и ее территориальных подразделений. Всего в мониторинге участвовало 104 человека.
В соответствии с договоренностью с проектом МОТ «Мониторинг третьей стороной детского и принудительного труда» было проведено разграничение перечня районов и городов, отводимых под ответственность Мониторинга третьей стороной (МТС) и национального мониторинга.
Лидерами групп национального мониторинга были назначены квалифицированные специалисты республиканских советов отраслевых профсоюзов, часть которых имеет большой опыт работы и сертификаты тренеров-преподавателей МОТ.
21 сентября 2018 года был проведен семинар для лидеров рабочих групп, в ходе которого разъяснена методология Национального мониторинга, правила работы с программным обеспечением, а также выданы раздаточные материалы, планшеты и бейджики.
Для проведения национального мониторинга в части определения признаков принудительного и детского труда была разработана упрощенная методология, состоящая из 20 вопросов.
В части изучения условий труда и быта участников хлопкоуборочного процесса была разработана отдельная оценочная методология, включающая оценку состояния охраны труда, санитарно-гигиенических условий, наличие горячего питания и питьевой воды, регулярность и размер оплаты труда, правильное оформление договоров на оказание услуг между отрядами сборщиков и Советами фермеров.
Всего было принято 20 индикаторов, позитивные ответы на каждый из которых оценивались в 5 баллов. Фермерские хозяйства с суммой оценок индикаторов менее 70 процентов считались зоной риска и отбирались для принятия мер реагирования.
Как и в 2017 году в практике национального мониторинга был применен способ наведения территориальных групп на объекты с помощью GPS –координат, отбираемых на основе случайной выборки. Для этого за счет средств Федерации профсоюзов Узбекистана мониторинговые группы были обеспечены планшетными компьютерами с встроенными сим-картами и оплаченным интернет-трафиком.
В сотрудничестве с компанией «Imgroup» было применено программное обеспечение для геолокации и отслеживания местоположения территориальных групп в онлайн режиме. Программа также обеспечивала доступ к протоколу, отражающему хронологию и продолжительность посещений объектов, а также комуляцию фотографий местности.
По рекомендации МОТ была использована методика генерации случайных GPS-координат с помощью сайта «Random Point Generator». Рандомизацию проводили IT-специалисты Федерации профсоюзов.
Ежедневно с 6 до 7 часов утра GPS-координаты как минимум трех точек одного района передавались лидерам территориальных групп через сеть Telegram, а в районах со слабым сигналом передачи данных – посредством СМС-сообщений.
В период с 25 сентября по 1 ноября 2018 года территориальными группами национального мониторинга осуществлено 411 визитов в районы и города республики. В ходе данных визитов посещено 532 фермерских хозяйств, 9 высших учебных заведений, 83 профессиональных колледжей, 4 академических лицея, 317 общеобразовательных школ, 74 детских дошкольных учреждений, 29 субъектов предпринимательства, 135 учреждений здравоохранения, 96 хокимиятов, 17 сельских сходов граждан и 64 махаллинских сходов граждан.
В процессе изучения группами мониторинга пройдено 53727 километров и проведены интервью с 2327 респондентами. В том числе было взято 1993 интервью у сборщиков и работников посещаемых организаций, остальные 334 интервью были взяты у руководителей отрядов, фермеров и руководителей посещаемых организаций.
По информации территориальных групп мониторинга посещаемость в образовательных учреждениях составила 97,8%.
В ходе посещений членами рабочих групп также проводилась работа по разъяснению сути и содержания конвенций МОТ №28, 105, 138 и 182, а также постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан №349 от 10 мая 2018 года и №407 от 31 мая 2018 года.
Территориальные рабочие группы также осуществляли общественный контроль за размещением наглядных информационных материалов (баннеров, плакатов, флаеров) во исполнение объявленной Координационным советом «Информационно-разъяснительной кампании по повышению осведомленности населения республики по национальным и международным трудовым стандартам».
При изучении случаев привлечения на сбор хлопка лиц моложе 18 лет выявлено следующее.
В период мониторинга на хлопковых полях обнаружено 33 ребенка моложе 18 лет (1 в Андижанской области, 2 в Бухарской области, 16 в Самаркандской области, 2 в Сурхандарьинской области, 8 в Ташкентской области и 4 в Хорезмской области). Из них 21 ребенок непосредственно собирал хлопок, а 12 детей присутствовали на полях по другим причинам (без цели сбора хлопка).
При изучении фактов привлечения на сбор хлопка работников государственных органов, хозяйствующих субъектов и учреждений здравоохранения, выявлено 39 случаев с суммарным привлечением более 3130 работников (включая 309 студентов). Из числа зафиксированных случаев 6 приходятся на Андижанскую, 3 – на Бухарскую, 8 – на Джизакскую, 2 – на Кашкадарьинскую, 8 – на Навоийскую, 1 – на Наманганскую, 10 – на Ташкентскую и 1 – на Хорезмскую области.
Из работников государственных органов, хозяйствующих субъектов и учреждений здравоохранения, задействованных на сборе хлопка, 256 находились в трудовых отпусках, 634 – в отпусках без сохранения заработной платы по основному месту работы, 80 – трудились в свои выходные дни, по остальным 1851 работникам документы, подтверждающие обоснованность их нахождения на хлопковых полях (в контексте конвенций МОТ), не были представлены. Сами работники отрицали факт административного принуждения к сбору хлопка.
Также выявлено участие в сборе хлопка 81 работников субъектов предпринимательства (по 3 случая в Бухарской (ОАО “Шахбоз Карпет” 10, ОАО “Сайфулла плюс Саида” 10, ЧП “Омад кумушкент” 10) и 1 случай в Ташкентской области (“Бўстонликпласттекст” 51), у 30 из которых был день отдыха по основному месту работы.
После вмешательства Федерации профсоюзов на свои рабочие места были возвращены 96 работников Унитарного предприятия «Ташкентская тепловая электростанция», которые участвовали в сборе хлопка в фермерском хозяйстве «Комилжон Зебо» Букинского района.
В части использования помещений образовательных учреждений для временного размещения сборщиков хлопка такие прецеденты выявлены в старых зданиях школы №32 Букинского района, №32 Юкоричирчикского района и Агропромышленном колледже Юкоричирчикского района.
Выявлено 22 случая несвоевременной выплаты денежных средств за собранный хлопок или различных удержаний из заработка сборщиков (это составляет 4,1% от числа всех изученных фермерских хозяйств): 1 случай в Республике Каракалпакстан, 1 – в Андижанской, 1 – в Бухарской, 2 – в Самаркандской, 14 – в Навоийской, по 2- в Ташкентской и Хорезмской областях. Во всех этих случаях члены рабочих групп обратились в соответствующие организации и выплаты были произведены в течение дня.
Из этих случаев 16 относятся к несвоевременной выплате денежных средств за собранный хлопок, а в 6 случаях производились неправомерные удержания из выплат.
92 раза (в 17,3% от числа всех изученных фермерских хозяйств) встречались случаи неоформления трудовых отношений между отрядами сборщиками и советами фермеров, выразившихся в незаключении отрядного договора и неоформлении паспорта отряда: 1 случай в Республике Каракалпакстан, 4 – в Андижанской, 14 – в Самаркандской, 5 – в Бухарской, 21 – в Джизакской, 18 – в Кашкадарьинской, 16 – в Навоийской, 10 – в Сырдарьинской, 1 – в Ферганской и 2 в Хорезмской областях.
Также в ходе мониторинга выявлено, что в 81 фермерском хозяйстве (в 15,2% от всех изученных фермерских хозяйств) были созданы недостаточные условия труда и отдыха для сборщиков (недостаточность санитарно-гигиенических помещений, перебои в обеспечении горячим питанием и питьевой водой): 2 фермерских хозяйствах в Андижанской, 7 – в Самаркандской, 18 – в Бухарской, 35 – в Джизакской, 7 – в Навоийской, 4 – в Сурхандарьинской, 6 – в Хорезмской, по 1 – в Ташкентской и Ферганской областях.
По всем выявленным негативным фактам приняты меры реагирования в виде обращений в трудовую инспекцию и на телефоны доверия.
Все обнаруженные дети были выведены с полей и обеспечена их реинтеграция в семьи или образовательные учреждения.
Проконтролировано перемещение сборщиков из зданий образовательных учреждений для размещения в другие здания.
В части улучшения условий труда приняты меры по повышению качества питания, улучшению водообеспеченности и санитарно-гигиенических условий.
Сформирован перечень из 14 министерств, ведомств и органов хозяйственного управления, в которых наблюдались риски принудительного труда для последующего рассмотрения на заседании Координационного совета по вопросам детского и принудительного труда.