16.08.2019. Как профсоюзы будут защищать права и интересы работников в трудовых отношениях? Каким аспектам уделено важное внимание в разработанном законопроекте?
Ответы на эти вопросы были даны Комитетом Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан на состоявшемся в Фергане мероприятии, посвященном общественному обсуждению проекта закона «О профессиональных союзах». В нем приняли участие депутаты, эксперты, работники профсоюзных организаций, руководители различных организаций и предприятий.
В ходе общественного обсуждения председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан Акмал Саидов, заместитель председателя Совета Федерации профсоюзов Узбекистана Бахтиер Махмадалиев и другие говорили о необходимости разработки проекта закона «О профессиональных союзах», его сути и значении, нововведениях.
Вынесение законопроекта на общественное обсуждение является важным условием учета мнения общественности в законотворческой деятельности, обеспечения открытости и использования информации о законопроекте, осуществления общественного контроля над проектами нормативно-правовых актов.
Проект закона «О профессиональных союзах» разработан в целях урегулирования социальных отношений в организации и деятельности профсоюзов, реализации прав граждан на вступление в профсоюзы. Задача данного закона — дальнейшее развитие общества в области защиты профсоюзами трудовых прав работников.
Для широкого привлечения общественности к обсуждению текст проекта закона опубликован на официальном веб-сайте Законодательной палаты Республики Узбекистан www.parliament.gov.uz, веб-портале Федерации профсоюзов Узбекистана www.kasaba.uz, а также на страницах газет «Ishonch» и «Ishonch-Доверие».
— Из практики известно, что обсуждение того или иного законопроекта на местах всегда дает положительный эффект, — отметила руководитель информационной службы хокимията Ферганской области Гулбахор Саидганиева. — Я бы очень хотела, чтобы сегодняшнее обсуждение данного документа послужило его дальнейшему совершенствованию. Что касается непосредственно самого проекта, то хотелось бы поделиться и своими мыслями. В частности, статья 47 именуется «Общественный мониторинг». В ней говорится: «Общественным мониторингом является наблюдение за деятельностью государственных органов и их должностных лиц, работодателей и их объединений посредством сбора, обобщения и анализа информации, затрагивающей трудовые права и социально-экономические интересы работников. Общественный мониторинг проводится публично и открыто.
Общественный мониторинг может проводиться также с использованием информационно-коммуникационных технологий. Организатор общественного мониторинга заблаговременно обнародует информацию об объекте общественного мониторинга, сроке и порядке его проведения.
Кто будет проводить мониторинги — советы или все члены профсоюзов? Если мониторинг деятельности государственных органов, ответственных лиц и работодателей будет проводиться непосредственно членами профсоюза, с учетом добровольности профсоюзного членства, насколько это реально? Необходимо внести ясность в этот момент. Кроме того, в статье говорится, что «Общественный мониторинг может проводиться также с использованием информационно-коммуникационных технологий». Если под ИКТ подразумевается использование возможностей Интернета, то каким образом будет организован охват аудитории? Желательно оговорить и этот нюанс.
Важный шаг в сфере
Аналогичное мероприятие, посвященное обсуждению нового законопроекта, состоялось и в Наманганской области. В нем приняли участие председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан Акмал Саидов, заместитель председателя Совета Федерации профсоюзов Узбекистана Бахтиер Махмадалиев, заместитель хокима области Фахриддин Маткаримов, депутаты Законодательной палаты, а также представители СМИ.
— Стоит отметить, что организация обсуждения данного законопроекта — положительный и достойный внимания шаг, — сказал Фахриддин Маткаримов. — Прежде разъяснительная работа и обсуждение того или иного документа начинались лишь после принятия закона. Сегодня мы обсуждаем законопроект, имеем возможность внести свои предложения, еще более усовершенствовать его. Этот процесс положительно скажется не только на улучшении качества законотворчества, но является важным показателем уважения прав и интересов граждан.
— Сегодня мир стремительно меняется, изменяются возможности и условия трудовых отношений, — поделился мнением заместитель председателя Совета Федерации профсоюзов Узбекистана Бахтиер Махмадалиев. — Назрела пора формирования трудовых условий и отношений на совершенно новых принципах, требованиях времени. Со времени принятия Закона Республики Узбекистан «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» (1992 год) многое изменилось в жизни страны и общества. С появлением цифровой экономики и новых форм оплаты труда возможности действующего закона были ограничены. В эти дни к нам поступает масса предложений и рекомендаций от профсоюзных активистов и просто жителей со всех регионов. Все это говорит, что народ верит профсоюзам и желает, чтобы у нас было больше возможностей защищать интересы работников.
В ходе мероприятия председатель Республиканского совета профсоюза работников здравоохранения Узбекистана Фарход Ханапияев озвучил ряд предложений в обсуждаемый законопроект.
В частности, в абзаце 6 статьи 16 говорится: «Руководители органов государственной власти и управления, а также работодатели не могут быть инициаторами создания профессиональных союзов, их объединений, а также быть членами профсоюзных органов». Фарход Ханапияев предложил изменить концовку на «быть руководителями профсоюзных органов».
Предложил после абзаца 4 статьи 56, в котором говорится: «Работникам, освобожденным от производственной работы вследствие избрания на выборные должности в профсоюзных органах, предоставляется после окончания их выборных полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность)», добавить абзац со следующим содержанием: «В период работы в выборной должности их трудовой стаж по специальности считается непрерывным и квалификационная категория сохраняется».
С рядом предложений выступил также ответственный организатор Республиканского совета профсоюза работников агропромышленного комплекса по Наманганской области Икромхон Шарафиддинов и другие.
На мероприятиях высказаны предложения и рекомендации по совершенствованию проекта данного закона.