[:uz]Ўзбекистон касаба уюшмалари Федерациясининг Портали[:ru]Портал Федерации Профсоюзов Узбекистана[:oz]Oʻzbekiston kasaba uyushmalari Federasiyasining Portali[:uzl]Oʼzbekiston kasaba uyushmalari Federatsiyasining Portali[:]

Сайт находится в тестовом режиме

01.11.2019. Построение национального трехстороннего социального диалога (НТСД) предполагает взаимодействие правительств, работников и работодателей с целью обсуждения государственной политики, законов и других решений, оказывающих влияние на социальных партнеров. Трехсторонние консультации активизируют сотрудничество между партнерами и помогают найти консенсус в вопросах национальной политики. Социальный диалог является ключевым инструментом продвижения и обеспечения достойного труда, инклюзивного развития и социальной сплоченности, а также содействия эффективному управлению.

Трехсторонний социальный диалог играет важную роль в таких вопросах, как обеспечение социальных гарантий, продвижение международных трудовых норм, регулирование нестандартных форм занятости, обеспечение гендерного равенства, а также постепенный переход к экологически чистой экономике. Помимо указанных вопросов процессы социального диалога помогают обеспечить плавное осуществление политических и экономических преобразований и снизить негативное влияния кризисов.

В зависимости от традиций той или иной страны трехсторонний социальный диалог может быть реализован в различных формах, таких как экономические и социальные советы, консультативные комитеты по вопросам труда и другие подобные учреждения для сотрудничества на политическом уровне.

В целом существующая на сегодняшний день картина неоднородна. В  некоторых странах в настоящее время отсутствует какая-либо система для реализации НТСД.

В других странах имеются в наличии соответствующие структуры и процедуры, однако они нуждаются в пересмотре или усилении. По мнению Международной организации труда (МОТ) эффективная система НТСД необходима для того, чтобы трехсторонние участники диалога могли проводить консультации и переговоры по экономическим и социальным вопросам.

Трипартизм – одна из основных форм социального диалога. Трипартизм является основополагающим принципом и ключевой ценностью МОТ, то есть находится в самом центре работы организации.

Трипартизм можно определить как «взаимодействие правительств, работников и работодателей (в лице их представителей) в качестве равных и независимых партнеров с целью поиска решений по вопросам, представляющим общий интерес» (Глоссарий МОТ).

Другими словами, трипартизм предполагает участие организаций работников и работодателей в процессе принятия решений на равных условиях наряду с правительствами.

Вместе с тем все более популярным становится такое понятие, как трипартизм-плюс, который относится к ситуациям, в которых традиционные трехсторонние партнеры принимают решение сделать свой диалог открытым и приглашают к участию в нем другие организации гражданского общества, чтобы получить более широкую перспективу и прийти к консенсусу по вопросам, выходящим за рамки сферы трудовых отношений (таким, как охрана окружающей среды или защита интересов уязвимых или других групп).

В резолюции МОТ 2002 года признаются возможности, которые открываются в ходе сотрудничества с гражданским обществом:

«Придавая особенное значение тому, что социальные партнеры открыты для диалога и что на местах они сотрудничают с НПО, которые разделяют те же ценности и преследуют те же цели в конструктивном порядке; осознавая потенциал Международного бюро труда в области сотрудничества с гражданским обществом, проводя соответствующие консультации с трехсторонними участниками Организации».

Более того, отдельные правовые акты МОТ предусматривают участие тех или иных объединений гражданского общества помимо социальных партнеров. Например, это касается Конвенции 1983 года о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (№ 159) и Рекомендации № 200 о ВИЧ/СПИДе и сфере труда (2010).

Тем не менее, организации работников и работодателей отличаются от других объединений гражданского общества тем, что они представляют интересы субъектов «реальной экономики» и основой их легитимности являются сообщества, которые они представляют.

Таким образом, очевидно, что цель включения других «инициативных групп» состоит в том, чтобы способствовать укреплению трипартизма, а не его ослаблению или рассредоточению.

При формировании системы НТСД правительства, организации работников и работодателей – равно как и другие заинтересованные стороны – выбирают из трех вариантов реализации такого диалога:

а) форум для обмена информацией, что является простейшей формой социального диалога. Данный вариант предполагает только некоторый уровень доверия между сторонами;

б) форум для проведения консультаций, что предполагает обмен мнениями в ходе обсуждения того или иного предложения или апробации той или иной политики, в результате чего одна из сторон может принимать решение о пересмотре своей точки зрения. Консультации предполагают, что одна из сторон спрашивает другие стороны об их мнении и дает им возможность ответить на поставленные вопросы; кроме того, предполагается внимательное рассмотрение полученных ответов;

в) форум для проведения переговоров, что предполагает обсуждение вопросов сторонами с различными или противоречащими интересами с целью достижения соглашения. Переговоры представляют собой наиболее официальную и институционализированную форму социального диалога, предполагающую наличие обязательств сторон.

В институциях НТСД, как правило, рассматриваются следующее вопросы:

а) Вопросы занятости и трудовых отношений

законы о труде и соблюдение трудового законодательства;

установление уровня заработной платы, в том числе определение минимального размера заработной платы;

урегулирование трудовых споров национального значения;

свобода объединений;

процедуры коллективных переговоров.

б) Вопросы экономической политики

принципы макроэкономической политики и экономического роста;

структурные изменения и трансформация экономики;

денежно-кредитная политика;

производительность и экономическая конкурентоспособность;

налогообложение и фискальная политика;

переход к рыночной экономике;

региональная интеграция;

программы структурных преобразований;

реализация стратегии сокращения бедности;

торговая политика.

в) Создание рабочих мест

политика на рынке труда (в том числе в рамках более широкого круга вопросов социально-экономической политики);

создание рабочих мест на малых и средних предприятиях;

жизнеспособные предприятия;

политика обеспечения занятости;

политика обучения и повышения квалификации;

миграционная политика.

г) Гендерное равенство

устранение гендерной дискриминации при устройстве на работу (в том числе неравенства в оплате труда мужчин и женщин);

гендерное насилие на рабочем месте.

д) Социальное обеспечение и социальная защита

ВИЧ/СПИД и сфера труда;

реформа системы социального обеспечения и пенсионная реформа;

социальная защита;

охрана материнства.

е) Условия труда

безопасность и гигиена труда;

продолжительность рабочего времени;

меры, позволяющие работникам совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;

отпуск по уходу за ребенком.

ж) Международные трудовые нормы и программы МОТ

вопросы, охватываемые международными трудовыми нормами (МТН).

Определение повестки дня социального диалога

а) Любой партнер. Любой партнер может внести вопрос в повестку дня.

б) Власть большинства. Вопрос может быть внесен в повестку дня большинством групп, представленных в трехстороннем органе.

в) Консенсус. Правительство и социальные партнеры совместно согласовывают повестку дня.

Представительство интересов Правительства

В большинстве случаев ведущую роль в продвижении и осуществлении процесса НТСД играет Министерство труда, привлекая по мере необходимости и другие министерства. Реже эти функции выполняет Администрация Президента или Премьер-министра.

Независимо от выбранного подхода ключевой государственный орган также несет ответственность за ресурсное обеспечение НТСД, например за покрытие затрат на проведение совещаний и работу секретариата.

В любом случае, когда на повестке дня трехсторонних переговоров стоят вопросы, затрагивающие деятельность нескольких министерств, в таких переговорах должны участвовать представители всех этих министерств, которые должны стремиться согласовать свою позицию на переговорах.

Пример. Во Вьетнаме ведущая роль Министерства труда, по делам инвалидов и социальным вопросам определена в Указе № 145/2004/ND-CP от 14  июля 2004 года, в котором приводятся описание и указания по выполнению ряда статей Трудового кодекса в отношении привлечения организаций работников и работодателей к формированию политики, консультациям по правовым и трудовым вопросам.

Социальные партнеры: организации работников и работодателей

Организации работников и работодателей считаются ключевыми субъектами регулирования трудовых отношений и развития производственных отношений.

В случае если в стране действует единая конфедерация профсоюзов и единая конфедерация работодателей, выбор организаций для участия в НТСД не вызывает затруднений.

Однако во многих случаях в странах действует больше одной подобной организации. Иногда такие организации могут выдвигать противоречивые требования.

В других случаях они могут сотрудничать между собой и приходить к соглашению, что все они должны принимать участие в трехстороннем диалоге.

Критерии представительства. Одна из ключевых сложностей социального диалога заключается в выборе организаций работников и работодателей, которые должны принимать участие в процессе консультаций или переговоров. Такой выбор связан с вопросом «представительства» организаций работников и работодателей.

По мнению руководящих органов МОТ, определение «наиболее представительных организаций» – с целью их участия в процессе трехстороннего взаимодействия и коллективных переговоров – должно базироваться на точных, объективных и заранее установленных критериях во избежание предвзятости и злоупотреблений.

Отсутствие четкой процедуры установления критериев представительства ведет к риску политической предвзятости.

Другими словами, такое определение не должно производиться согласно усмотрению правительств. В большинстве случаев критерии представительства устанавливаются законодательно после консультаций с заинтересованными организациями работников и работодателей. Однако в некоторых случаях (не таких многочисленных) такие критерии определяются трехсторонними соглашениями (например, в Чехии).

Предварительное установление точных и объективных критериев для определения представительства организаций работников и работодателей может помочь обозначить рамки, в которых должны действовать социальные партнеры, и избежать споров, связанных с легитимностью любых заключенных соглашений или решений, принятых участниками трехсторонних отношений.

И, наконец, в случае возникновения среди социальных партнеров споров относительно представительства, которые могут помешать процессу социального диалога, такие споры должны решаться независимым и беспристрастным органом.

Пример. Критерии представительства в законе о национальном трехстороннем учреждении Бельгии.

Члены наиболее представительных организаций работодателей в сфере производства, услуг, сельского хозяйства, торговли, ремесел и некоммерческих организаций выбираются на основании двойного списка кандидатов, представленного такими организациями, при условии, что часть кандидатов должна представлять малые и средние предприятия и семейные компании. Действует следующая схема распределения 13 мандатов наиболее представительных организаций работодателей:

восемь мандатов наиболее представительных организаций работодателей, определенных на национальном уровне, представляющих работодателей из абсолютного большинства следующих секторов – промышленность, торговля и услуги – при условии, что представлено также большинство работников;

три мандата по предъявлении Высшим советом для самозанятых лиц и представителей малых и средних предприятий;

один мандат для наиболее представительной организации работодателей сельскохозяйственного сектора;

один мандат для наиболее представительной организации работодателей национального уровня, представляющей сектор некоммерческих организаций.

Члены наиболее представительных организаций работодателей выбираются на основании двойного списка кандидатов, представленного такими организациями. Чтобы рассматриваться в качестве наиболее представительных организаций работодателей, они должны отвечать следующим критериям:

1) быть учреждены на национальном уровне и функционировать на межпрофессиональном уровне;

2) представлять абсолютное большинство секторов и категорий работников частного и государственного секторов при условии, что большинство работников также должны быть представлены;

3) в течение четырех лет до назначения [таких представителей] в их состав должны входить в среднем 125 тыс. платных членов, включая  членов аффилированных или дочерних организаций;

4) ставить перед собой цель защиты интересов работников.

Структура организаций работников

Организация работников может быть определена как организация, в которую входят представители различных профессий, отраслей и видов деятельности, главным направлением работы которой является представление интересов своих членов на рабочих местах и в обществе в целом. В частности, такие организации стремятся продвигать свои интересы в ходе нормотворческой деятельности и коллективных переговоров.

а. Местный уровень

Основными структурными единицами организаций работников являются их местные отделения. Такие отделения создаются в районах, где живут или работают члены профсоюзов. Местные отделения профсоюзов осуществляют собственную деятельность, имеют собственных руководителей и могут вести переговоры с работодателями или организациями работодателей. Они могут заниматься такими вопросами, как безопасность и гигиена труда или обеспечение транспорта для перевозки работников к месту работы и обратно.

Работой местных профсоюзных отделений или отделений профсоюзов на предприятиях управляют сами работники. Члены профсоюза занимают должности, которые могут называться по-разному, например: «цеховой староста», «представитель профсоюза» или «секретарь профсоюзного отделения». Суть состоит в том, что они избираются членами организаций работников и представляют интересы работников на встречах с работодателями, правительством или другими органами.

б. Национальный уровень

Профсоюз национального уровня может охватывать одну или несколько отраслей, например профсоюз шахтеров может представлять интересы всех шахтеров.

Отраслевой профсоюз транспортных работников может представлять интересы людей, работающих на различных видах транспорта, или же могут действовать отдельные профсоюзы портовых рабочих, железнодорожников и работников автомобильного транспорта.

Отдельный профсоюз обычно входит в «национальное объединение профсоюзов» той или иной страны, которое, в свою очередь, входит в международную организацию, такую как Международная конфедерация профсоюзов (МКП). В то же время такой профсоюз может входить в состав международной федерации профсоюзов соответствующей отрасли.

в. Национальная конфедерация

Профсоюзы объединяются между собой и формируют «центральный национальный» орган (национальную конфедерацию). Иногда в стране действует только одна такая конфедерация. В других случаях в стране может быть несколько подобных организаций. Национальные конфедерации играют важную роль, представляя интересы всех работников – входящих и не входящих в профсоюзы, задействованных в формальном и неформальном секторах экономики – перед правительством и работодателями по широкому кругу вопросов экономической и социальной политики.

г. Международные организации

Существует два вида международных профсоюзных организаций – объединения национальных конфедераций профсоюзов и объединения отраслевых профсоюзов.

Структура организаций работодателей

Организации работодателей (ОР) представляют собой органы, защищающие коллективные интересы предприятий различных секторов независимо от их размера. Поскольку сфера и содержание таких коллективных интересов в разных странах могут отличаться, структура, принципы членства и функции ОР разных стран также существенно различаются. Участие предприятий и организаций в организациях работодателей должно быть добровольным в соответствии с принципами свободы объединений.

Главная задача ОР состоит в лоббировании политических и нормативных изменений, обеспечивающих благоприятные экономические условия для создания и развития предприятий, от лица бизнес-сообщества.

Такая роль ОР приобретает все большее значение, поскольку в странах, нуждающихся в развитии благоприятных условий для устойчивой работы предприятий, в конце концов должен появиться стимул для реформ посредством национальных политических процессов, требующих участия национальных субъектов. Представительные ОР национального уровня являются именно такими субъектами.

Объединения работодателей обычно формируются по географическому и отраслевому признакам. Например, могут создаваться национальные или областные организации работодателей, национальные федерации работодателей машиностроительной или текстильной отрасли или национальные межотраслевые конфедерации работодателей.

ОР национального уровня обычно представляют собой федеративные объединения отраслевых или местных организаций работодателей, хотя в некоторые из них могут также входить крупные компании в качестве непосредственных членов. ОР национального уровня ставят перед собой задачи лоббирования своих интересов в правительстве по целому комплексу экономических и социальных вопросов, волнующих членов таких ОР, таких как взносы работодателей в фонды социального страхования, вопросы налогообложения и трудового права. Поэтому такие организации принимают участие в НТСД с целью оказания влияния на государственную политику и планы правительства.

Внешние эксперты

В некоторых случаях процесс проведения консультаций и переговоров требует привлечения сторонних специалистов, помимо представителей органов государственной власти и социальных партнеров.

Принимая во внимание сложность многих вопросов, обсуждаемых в ходе трехсторонних переговоров, особенно когда речь идет о вопросах технического и юридического характера, ключевое значение для проведения осознанного социального диалога и получения реалистичных результатов имеет подготовка и проведение научно обоснованных исследований соответствующими специалистами. Привлечение знаний независимых экспертов и ученых может помочь принятию более обоснованных решений и разработке эффективных мер в ответ на вопросы, обсуждаемые трехсторонними партнерами.

Правовая и  институциональная основа деятельности учреждений НТСД

Во многих странах деятельность учреждений НТСД имеет законодательную основу. Иногда функционирование трехсторонних органов закреплено в конституции страны.

Еще один возможный вариант – это создание трехстороннего учреждения на основании постановления правительства или министерства (например, указа) после проведения консультаций с социальными партнерами

Кроме того, НТСД может быть основан на соглашении сторон.

Пример. Совет по обеспечению экономического и социального согласия, действующий в Чешской Республике, представляет собой добровольное объединение, в состав которого входят представители профсоюзов, работодателей и правительства и которое принимает участие в трехсторонних переговорах. Его работа основана на трехстороннем соглашении (1990), а не на парламентском акте.

Национальный комитет по трехстороннему социальному диалогу Сенегала был учрежден согласно Национальной хартии социального диалога от 22 ноября 2002 года

В большинстве государств – членов МОТ (80%) НТСД в той или иной форме институционализирован. В то же время сам факт существования института не дает никаких гарантий эффективности трехстороннего социального диалога. Во многих странах актуальной остается задача укрепления правовой и институциональной системы НТСД, а также повышения ее влияния на процесс формирования политики.

Основным требованием для обеспечения надлежащей институциональной поддержки является эффективная законодательная база трехстороннего социального диалога на национальном уровне, представляющая собой надежную основу его функционирования, независимо от изменения политического курса. Законодательство должно предусматривать необходимые гарантии и меры защиты, а также определять формы сотрудничества между социальными партнерами, равно как и принципы, процедуры работы и функции трехсторонних органов.

Кроме того, институциональная база социального диалога может предусматривать: (1) поддержку со стороны сильного и эффективного управления вопросами труда; (2) механизмы предупреждения и разрешения трудовых споров; (3) институты, содействующие коллективным переговорам; и (4) учреждения, обеспечивающие статистические данные и другую необходимую информацию.

Миссия и мандат трехсторонних учреждений

Ключевые сферы компетенции

Миссия и мандат различных учреждений НТСД могут существенно различаться. Трехсторонние учреждения могут выполнять разные функции в зависимости от экономической и социальной ситуации в стране, ее истории, культуры и типа производственных отношений.

В регламенте работы учреждений НТСД должны быть предусмотрены и такие функции, которые трехстороннее учреждение может выполнять по своему усмотрению, и такие, которые оно должно выполнять только по требованию.

В большинстве случаев мандат трехсторонних учреждений включает выполнение всех или некоторых из приведенных ниже функций:

 предоставление правительству рекомендаций по политическим вопросам:

анализ и разработка политических инициатив;

консультации по вопросам формирования политики и ее реализации;

рекомендации по экономическим, социальным вопросам и вопросам трудовых отношений;

 анализ и обсуждение существующих законов и программ;

 обсуждение трехсторонних соглашений и контроль их выполнения;

 административное сопровождение принимаемых политических мер;

 распространение информации среди широкой общественности.

В некоторых странах действуют как специализированные, так и общие учреждения НТСД. В других же функционирует только один из указанных типов. Соответствующее решение каждая страна принимает самостоятельно.

Для простоты можно выделить три типа трехсторонних учреждений, даже если такая классификация не будет отражать всех частностей, которые могут встречаться на практике: (1)  экономические и социальные советы (ЭСС); (2)  трехсторонние консультативные советы по вопросам трудовых отношений; (3)  национальные трехсторонние комиссии по социальному диалогу. Однако в ряде случаев функции и сферы компетенции органов каждого типа могут в некоторой степени пересекаться.

В большинстве случаев ЭСС или учреждения НТСД возникали в трудные времена, в период экономического кризиса или в период политических и демократических преобразований. На сегодняшний день ЭСС или национальные трехсторонние учреждения других типов действуют в большинстве стран.

Трехсторонние структуры по социальному диалогу в некоторых странах 

Страна Структура
Беларусь Национальный совет по трудовым и социальным вопросам
Болгария Национальный совет трехстороннего сотрудничества (НСТС)
Ирландия Центральный контрольный комитет (ЦКК)
Казахстан Республиканская трехсторонняя комиссия по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений
Колумбия Трехсторонняя Комиссия по вопросам заработной платы и политики в сфере труда
Ливан Экономический и социальный совет
Марокко Совет по вопросам экономики, социальной политики и защиты окружающей среды
Македония Экономический и социальный совет
Молдова Национальная комиссия по консультациям и коллективным переговорам
Нигерия Национальная комиссия по вопросам социального диалога
Нидерланды Социально-экономический совет
Польша Трехсторонняя комиссия по социально-экономическим вопросам
Российская Федерация Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
Сенегал Национальный комитет по трехстороннему социальному диалогу
Тунис Национальный совет по социальному диалогу
Украина Национальный трехсторонний социально-экономический совет
Филиппины Трехсторонний совет по мирному урегулированию трудовых споров (TIPC)
Черногория Социальный совет
Чешская Республика Совет по обеспечению экономического и социального согласия
Япония Трехсторонний Совет по трудовой политике

 

Государства – члены МОТ, в которых действуют трехсторонние национальные учреждения социального диалога (ТНУСД) и/или экономические и социальные советы (ЭСС)

(по состоянию на 2012 год)

Экономические и социальные советы

С середины 1990-х годов наблюдается возрастание интереса к роли экономических и социальных советов как инструментов демократического участия организаций гражданского общества, в особенности социальных партнеров, в управлении государством.

ЭСС не всегда входят в структуру правительства, но при этом являются консультативными органами высокого уровня, представляющими законные интересы широкого круга участников. Их основные обязанности в целом можно разделить на две группы:

  1. По требованию правительства или парламента ЭСС представляют заключения, консультации или рекомендации по вопросам экономической и социальной политики, а также в отношении законопроектов и предлагаемых стратегий развития страны.
  2. По собственной инициативе ЭСС разрабатывают заключения по экономическим и социальным вопросам, входящим в сферу их компетенции, а также привлекают внимание государственных органов к ключевым политическим вопросам.

Размеры и состав ЭСС могут существенно различаться. Методы работы учреждения определяются его размерами. Чем крупнее ЭСС, тем более формализованы процедуры его работы.

Вместе с тем ЭСС не всегда воплощают идею трипартизма в понимании МОТ, а именно – участие «правительственной группы» в качестве одного из трех основных партнеров. Иногда правительство не участвует в работе ЭСС, или же его роль ограничивается председательством на собраниях и предоставлением административной поддержки в работе секретариата. В работе многих ЭСС принимают участие представители бизнеса и профсоюзов, а также «другие заинтересованные стороны» (например, организации гражданского общества, помимо социальных партнеров: союзы потребителей, молодежные организации, кооперативы, объединения фермеров, общества инвалидов и т. д.), при этом в их состав не входят представители государственных органов власти. Таким образом, состав указанных учреждений отражает состав Европейского экономического и социального комитета, в котором не представлены правительства.

Достаточно часто такие учреждения отражают подход трипартизм-плюс.

В целом сфера деятельности ЭСС достаточно широка. Вот ключевые вопросы, над которыми работают ЭСС:

социальное, медицинское и пенсионное обеспечение;

заработная плата, ценовая политика и налогообложение; производственные отношения; коллективные переговоры; трудовые отношения.

В последние годы многим ЭСС приходилось заниматься вопросами, связанными с рынком труда и социальными последствиями финансового и экономического кризиса. Кроме того, во многих странах ЭСС внесли в свою повестку дня концепцию достойного труда.

Хотя обычно рекомендации ЭСС не являются обязательными для правительства, они часто накладывают существенные моральные обязательства. Являясь отражением широкого обсуждения и согласия между различными заинтересованными группами, они оказывают влияние на государственную политику, а также на точку зрения парламента и общественности.

Пример. В Ирландии отчеты и стратегии, рекомендованные Национальным экономическим и социальным советом, часто оказывают непосредственное влияние на подразделение социальной политики при Администрации Премьер-министра.

В Нидерландах отчеты Социально-экономического совета часто используются парламентом в ходе дебатов с правительством и в процессе выработки законодательства по широкому кругу социальных вопросов.

Трехсторонние консультативные советы/комитеты по труду

Консультативные советы/комитеты по труду создаются с конкретной целью обеспечения консультаций между правительством, представленным руководящим органом в сфере труда, и представителями работников и работодателей по вопросам национальной политики в сфере труда и занятности (таким, как условия труда, занятость, профессиональная ориентация и обучение, социальное обеспечение и защита, меры поощрения и содействия свободным и добровольным коллективным переговорам, минимальный размер заработной платы, безопасность и гигиена труда и т. д.). В большинстве случаев они создаются при министерствах труда/занятости и входят в их структуру.

Пример. Национальный консультативный совет по труду (НКСТ) Шри-Ланки представляет собой трехсторонний национальный консультативный механизм, созданный с целью обеспечения консультаций и сотрудничества между правительством и организациями работников и работодателей на национальном уровне по вопросам, связанным с социальной политикой, политикой в сфере труда и международными трудовыми нормами.

Задачи НКСТ:

содействие социальному диалогу между правительством и организациями работников и работодателей по вопросам социальной политики и трудовых отношений;

предоставление форума, благодаря которому правительство может узнать мнения, получить рекомендации и помощь организаций работников и работодателей по вопросам, связанным с социальной политикой и политикой в сфере труда, трудовым законодательством, а также вопросами, связанными с ратификацией, применением и выполнением международных трудовых норм;

содействие взаимопониманию и налаживанию связей, поддержка тесного сотрудничества между правительством и организациями работников и работодателей с целью обеспечения экономического развития, улучшения условий труда и повышения уровня жизни.

Состав. Министр труда и трудовых отношений выступает в роли председателя НКСТ. Организации и учреждения, представленные в НКСТ, выбираются министром из числа «наиболее представительных» организаций работников и работодателей в различных секторах экономики.

Кроме того, для  обсуждения тех или иных специальных вопросов, требующих изучения и представления доклада в НКСТ, могут создаваться трехсторонние производственные комитеты и специальные комитеты, к работе которых при необходимости привлекаются эксперты.

Национальные трехсторонние комиссии/советы по социальному диалогу

Национальные комиссии/советы по социальному диалогу – это еще один вид трехсторонних учреждений, которые действуют в некоторых странах. Такие комиссии обычно создаются с целью обеспечения эффективного и подлинного социального диалога между правительством и социальными партнерами, предупреждения и разрешения коллективных трудовых конфликтов национального значения и мониторинга выполнения тех или иных договоров/соглашений.

Одной из ключевых характеристик таких органов является то, что в них широко представлено правительство в лице нескольких министерств национального значения (например, министерств труда, финансов, экономики и др.). Такие учреждения обычно меньше, чем ЭСС, и часто имеют исключительно трехсторонний состав.

Пример. В Болгарии Главным органом, отвечающим за процесс социального диалога на национальном уровне, является Национальный совет трехстороннего сотрудничества (НСТС). НСТС, созданный в 1993 году, содействует сотрудничеству и консультациям по вопросам трудовых отношений, социального обеспечения и уровня жизни. При нем функционируют постоянно действующие комиссии по ряду направлений.

В Польше Трехсторонняя комиссия по социально-экономическим вопросам была создана в 2001 году. Сфера компетенции Комиссии ограничена двумя направлениями – установление показателей повышения заработной платы на предприятиях и в бюджетной сфере, что оказывает прямое влияние на уровень заработной платы в более широком государственном секторе; и участие в предварительном этапе подготовки государственного бюджета. Кроме того, Комиссия имеет право выражать свою точку зрения по любым важным экономическим и социальным вопросам, если, по ее мнению, решение таких вопросов имеет большое значение для обеспечения социальной стабильности. В рамках Комиссии функционируют десять тематических групп.

Специальные трехсторонние комитеты

Специальные трехсторонние комитеты иногда создаются для рассмотрения конкретных вопросов, связанных с трудовыми отношениями и не только (например, с безопасностью и гигиеной труда на рабочем месте, обеспечением гендерного равенства, а также регулирования заработной платы и установления минимального уровня заработной платы).

Специальные трехсторонние комитеты могут существовать в форме обособленных органов или подразделений основного национального трехстороннего учреждения. Они могут создаваться от случая к случаю, на короткий промежуток времени или на длительный срок.

Отношения с правительством

Учреждения НТСД не в состоянии эффективно функционировать без тесного взаимодействия с правительством в качестве ключевого партнера. С другой стороны, для внесения подлинного вклада в социальный диалог социальные партнеры должны быть независимы в формировании своих мнений.

Трехсторонние учреждения могут создаваться непосредственно при министерствах или функционировать как независимые органы. Вместе с тем, даже если с административной точки зрения такое учреждение входит в структуру министерства, оно тем не менее может работать независимо, без ненужного вмешательства в его деятельность со стороны государственных органов. Другими словами, независимость, главным образом, определяется фактическим состоянием дел.

Структурными показателями независимости трехстороннего учреждения может быть, например, следующее:

 в распоряжении такого учреждения имеется свой собственный бюджет, который не зависит от распределения бюджетных средств в рамках министерства труда или иного органа;

 правление и секретариат такого учреждения не относятся к органам государственной власти.

Структурные составляющие

Структура учреждения НТСД зависит от его функций и операционных потребностей и должна обеспечивать его надлежащую работу. Необходимо обеспечить динамическое и дальновидное руководство таким учреждением, гарантирующее выполнение функций всеми его подразделениями. Здесь не существует универсальной модели. Тем не менее, во многих странах в структуру учреждения НТСД входят:

Группы (то есть трехсторонние участники диалога: представители правительства, организации работников и работодателей);

Председатель (и, при необходимости, вице-председатели);

Администрация;

Пленарный орган (то есть пленарная конференция или генеральная ассамблея);

Специальные комиссии или палаты;

Секретариат.

Группы трехсторонних участников

Важным механизмом, обеспечивающим функционирование НТСД, является наличие независимых «групп» в составе учреждения, а именно: правительственных групп, организаций работников и работодателей.

Если в трехстороннем органе представлены другие экономические и социальные силы, они также должны быть объединены в группу или группы.

Предполагается, что группы должны работать на единой платформе, базирующейся на общих интересах, и от их имени должен выступать один представитель. Такой подход обычно называют системой «единого голоса». Он помогает экономить время и предупреждать разногласия во взглядах тех или иных групп, принимающих участие в переговорах, до их начала. Данный подход приобретает особое значение в случаях, когда работники и/или работодатели представлены несколькими организациями, позиции которых могут различаться.

Каждая из групп должна иметь возможность проводить отдельные встречи до и после общих совещаний для обсуждения повестки дня, выдвижения предложений и определения курса действий. Группам может потребоваться перерыв в заседаниях для того, чтобы вместе определить свою позицию по тому или иному вопросу или встретиться за закрытыми дверями с представителями другой группы.

Обычно группы самостоятельно выбирают своего председателя, пресс-секретаря и секретаря. Председатели и секретари групп могут обращаться к своим коллегам из других групп, а также к секретариату трехстороннего органа.__

Пример. В Ливане, в соответствии с Указом № 2012 от августа 2000 года в состав Экономического и социального совета входят 65 членов, которые разделены на семь групп:1. Представители бизнеса; 2. Свободные профессии; 3.  Профсоюзы; 4. Кооперативы; 5. Социальные учреждения; 6. Специалисты и работники умственного труда; 7. Ливанцы-экспатрианты. Правительственной группы как таковой в составе Совета нет.

Социальный совет Черногории действует на национальном уровне как трехсторонний форум, объединяющий 33 представителя: по 11 от правительства, от организаций работодателей и  конфедераций профсоюзов. Во главе Совета стоит министр труда и социального обеспечения.

В состав Совета по вопросам экономики, социальной политики и защиты окружающей среды Марокко входят 99 членов (плюс председатель), которые разделены на пять групп: 1Эксперты (в сферах социального развития, образования, культуры, занятости, окружающей среды, устойчивого развития, экономической и социальной политики, местного и регионального развития и цифровой экономики), 2) Наиболее представительные профсоюзы (государственного и частного сектора), 3) Профессиональные организации (представляющие интересы предприятий и работодателей различных секторов), 4) Организации гражданского общества (в сферах социальной экономики, защиты окружающей среды, борьбы с бедностью, развития человеческого потенциала и т. д.), 5) Высокопоставленные представители отдельных национальных учреждений (Wali Bank Al Maghrib, Верховного комиссара по планированию, Комитета по высшему образованию, Консультативного комитета по правам человека, Совета по вопросам марокканской общины за рубежом, Профессионального объединения банков Марокко, Национального фонда социального обеспечения, Пенсионного фонда Марокко, Межпрофессионального пенсионного фонда Марокко, Национального агентства медицинского страхования и Национальной инфраструктуры по развитию человеческого потенциала).

Председатель

На практике возможны следующие варианты:

  1. Постоянный председатель

Член правительства. Председателем трехстороннего учреждения может выступать член правительства, делегированный правительством (премьер-министр, министр, государственный секретарь и т. д.), в зависимости от статуса учреждения. Срок председательства может совпадать со сроком пребывания на посту правительства.

Независимое лицо. Независимое, политически нейтральное лицо (например, научный специалист) может выбираться членами трехстороннего органа, назначаться главой государства или премьер-министром или избираться парламентом (если парламент принимает участие в формировании трехстороннего органа), в зависимости от действующего регламента.

Если стороны принимают решение о привлечении независимого незаинтересованного лица в качестве председателя, важно позаботиться о том, чтобы его независимость обеспечивалась установленным сроком пребывания на посту. При этом председатель может отстраняться от занимаемой должности только в исключительных случаях.

  1. Председатель и вице-председатели

Если председатель представляет одну из групп, входящих в состав учреждения, другие группы обычно назначают вице-председателей.

III. Сопредседательство

При этой системе во главе учреждения стоят сопредседатели, обладающие равными правами, каждый из которых представляет организации работников и работодателей.

  1. Ротация председателей

В данном случае пост председателя переходит к каждому из членов соответствующего органа каждые X месяцев. Председатель назначается представителями групп в составе учреждения на небольшие сроки (как правило, не более одного года). Обычно на пост председателя выбираются руководители соответствующих групп.

  1. Отсутствие постоянного председателя

Если в учреждении нет постоянно действующего председателя, стороны могут выбирать председателя по мере необходимости или же назначать его для проведения совещания по договоренности сторон.

  1. Председательствующее лицо

Председатель или вице-председатель не обязаны председательствовать на каждой сессии. Для проведения тех или иных сессий могут выбираться лица, выполняющие обязанности председателя. Члены трехстороннего органа могут на регулярной основе выбирать группу председательствующих лиц.

Может даже возникнуть ситуация, когда на той или иной сессии роль председателя выполняет лицо, не являющееся членом трехстороннего органа, например директор управления по урегулированию трудовых споров и арбитражу.

Пример.  Национальная комиссия по коллективным консультациям и переговорам Республики Молдова представляет собой трехсторонний орган, созданный согласно Закону № 245 (2006). Председателем Комиссии выступает первый заместитель Премьер-министра, а функции секретариата выполняет Государственная канцелярия.

Исполнительный орган

Администрация помогает обеспечить функционирование трехстороннего органа в соответствии с его официальным мандатом. Кроме того, она готовит указания для секретариата. Одной из ключевых функций администрации является разработка годовой программы работы, которая представляется на утверждение, а также контроль ее выполнения. Кроме того, администрация может определять вопросы, которые выносятся на повестку дня.

В состав администрации могут входить председатели и секретари трех групп.

В некоторых случаях такого представительства сторон недостаточно, тогда группы выдвигают дополнительных представителей в состав администрации. При этом все три стороны должны быть представлены в равной степени. Как правило, решения принимаются методом консенсуса. Если это невозможно, решения могут приниматься методом голосования.

В случае учреждения специальных комиссий члены таких комиссий могут также входить в состав администрации.

Конференция, генеральная ассамблея или пленарный орган

Значительная часть работы трехстороннего учреждения может осуществляться в секретариате или в небольших комиссиях.

Вместе с тем важную роль играет проведение конференций или пленарных заседаний с участием всех трехсторонних партнеров. В конечном счете вопросы, представляющие ключевые интересы и имеющие принципиальное значение для правительства, организаций работников и работодателей, должны рассматриваться соответствующими лицами, имеющими практический опыт и глубокое понимание принципов их работы.

Общие пленарные заседания дают возможность формального согласования окончательного текста соглашения или заявления для его официального подписания.

Вместе с тем общие конференции или пленарные заседания должны проводиться только после тщательной подготовительной работы в каждой из групп и, возможно, также в рамках трехсторонних подгрупп. Такие встречи могут возглавляться председателем, в том числе сопредседателями групп.

Специальные палаты или комитеты

Расширенная структура трехсторонних органов предполагает существование специальных палат или комитетов, которые могут действовать как на постоянной, так и на временной основе, в задачи которых входит подготовка обсуждений на пленарных заседаниях или заседаниях ассамблеи по тем или иным вопросам.

В состав таких комитетов должно входить равное число членов, представляющих интересы работников, работодателей и правительства. Заключения и решения таких комитетов должны представляться в Правление для принятия окончательных решений.

Наличие специальных комиссий или палат обеспечивает большую гибкость в учреждении рабочих групп с привлечением лиц, не входящих в состав основного органа, но являющихся экспертами в том или ином вопросе. В таком случае стороны имеют в своем распоряжении больше времени для рассмотрения вопросов и подготовки обоснованных решений и заключений.

Секретариат

Постоянные секретариаты учреждаются с целью обеспечения стабильности, а также эффективного и продуктивного функционирования учреждений НТСД.

Секретариат обеспечивает административную поддержку работы учреждения. Он способствует установлению официальных контактов, содействует налаживанию неофициальных контактов и служит информационно-координационным центром.

По требованию уполномоченного лица, отвечающего за работу трехстороннего органа (председателя или генерального секретаря), секретариат организует, созывает и проводит совещания, готовит протоколы и другие документы в отношении принятых решений, а также обеспечивает последующий контроль их выполнения.

Организация работы секретариата зависит от правового статуса трехстороннего органа.

Во многих случаях секретариат входит в состав административного подразделения министерства, отвечающего за регулирование трудовых отношений, а сотрудниками секретариата, в основном, являются государственные служащие. Однако в ряде случаев трехсторонний орган может действовать более независимо, и его работа может обеспечиваться независимым секретариатом.

Периодичность проведения встреч

В этом вопросе также возможны различные варианты.

В разных странах периодичность встреч и консультаций, которые проводятся учреждением НТСД, различается и зависит от условий конкретной страны. В этом отношении нет конкретных руководств.

Какой бы вариант ни применялся, важно позаботиться о том, чтобы частота встреч была достаточной для обеспечения социальным партнерам надлежащего понимания и контроля предлагаемых программ и политики, чтобы на повестку дня выносились существенные вопросы, а встречи сторон способствовали процессу реформ.

Кроме того, не вызывает сомнения то, что регулярное проведение трехсторонних встреч дает возможность социальным партнерам и представителям правительства лучше узнать друг друга. Сам факт проведения трехсторонних встреч может стать фундаментом для более тесных личных контактов и построения доверительных отношений, способствуя более конструктивной работе.

Например, в Конвенции 1976 года о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (№ 144) говорится, что по вопросам, рассматриваемым в конвенции, «консультации проводятся через определенные промежутки времени, установленные по согласию, но не реже одного раза в год».

Периодичность встреч зависит от вопросов, выносимых на рассмотрение в течение года. Во многих случаях рекомендуется проводить встречи чаще (более одного раза в год). Вместе с тем должна существовать определенная гибкость, позволяющая при необходимости рассматривать срочные вопросы.

Финансирование трехсторонних структур

В основном финансирование трехсторонних структур происходит за счет государственного бюджета, поскольку социальный диалог в целом рассматривается как общественная деятельность, связанная с функционированием правительства и государства. Текущие расходы трехсторонних учреждений (помещение, секретариат и т. д.) обычно покрываются из бюджетов соответствующих министерств, с которыми сотрудничают такие учреждения. Например, если трехстороннее учреждение создано при министерстве труда, его расходы могут обеспечиваться из ресурсов данного министерства.

В целом желательно, чтобы трехстороннее учреждение имело в своем распоряжении отдельную бюджетную линию. Это помогает обеспечить определенную автономию и стабильность его работы.

В некоторых случаях расходы на участие работников и работодателей в деятельности учреждения частично или полностью покрываются их организациями.

Пример. Совет по вопросам экономики, социальной политики и защиты окружающей среды Марокко, деятельность которого определена законодательно, распоряжается отдельной бюджетной линией в общем государственном бюджете, как предусмотрено Основным законом страны (статья 32).

Численность

Невозможно определить оптимальную численность участников трехсторонних учреждений. Действующие в различных странах учреждения социального диалога имеют разное число участников.

Число участников действующих в различных странах учреждений социального диалога

 

Продвижение трехсторонних консультаций в основных правовых актах МОТ

Социальный диалог и трипартизм являются основополагающими ценностями МОТ. Практически во всех конвенциях и рекомендациях МОТ трехсторонний социальный диалог продвигается в качестве механизма решения широкого круга вопросов.

В большинстве случаев указанные документы прямо предусматривают проведение консультаций с наиболее представительными организациями работников и работодателей с целью обеспечения надлежащего выполнения их положений.

Во-первых, эффективные трехсторонние консультации возможны только при условии соблюдения свободы объединений для представителей работников и работодателей. Ключевые составляющие и условия социального диалога содержатся в Конвенции 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию (№ 87), Конвенции 1949 года о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров (№ 98), Конвенции 1978 года о трудовых отношениях на государственной службе (№ 151), Конвенции 1981 года о коллективных переговорах (№ 154) и Конвенции 1971 года о представителях трудящихся (№ 135).

Дополнительные указания представлены в Рекомендации № 113 о сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабе (1960), Рекомендации №143 о представителях трудящихся (1971) и в Резолюции о трипартизме и социальном диалоге (2002).

ВЫВОД

Национальный трехсторонний социальный диалог, как основополагающая ценность и задача МОТ, используется как инструмент:

расширения демократии и развития;

преодоления кризиса и оздоровления экономики;

действенного социально-экономического управления;

планомерного осуществления реформ и подготовки к изменениям;

предупреждения и разрешения споров и сокращения конфликтов;

обеспечения условия для мирного разрешения конфликтов и предсказуемости законодательства, что способствует росту инвестиций.

Отдел по защите социальноэкономических интересов трудящихся Совета Федерации профсоюзов Узбекистана