[:uz]Ўзбекистон касаба уюшмалари Федерациясининг Портали[:ru]Портал Федерации Профсоюзов Узбекистана[:oz]Oʻzbekiston kasaba uyushmalari Federasiyasining Portali[:uzl]Oʼzbekiston kasaba uyushmalari Federatsiyasining Portali[:]

Сайт находится в тестовом режиме

13.08.2019. Делегацию Министерства первичной промышленности Малайзии, посетившую с ознакомительным визитом Федерацию профсоюзов Узбекистана, а в составе ее оказалась целая дюжина руководителей различных министерств и ведомств, представителей негосударственных организаций, профсоюзов и работодатели, в первую очередь интересовал опыт нашей страны, а точнее —
Федерации профсоюзов по искоренению детского и принудительного труда.

На встрече в большом зале Федерации профсоюзов прозвучали вопросы именно на эту тему. Малайзийской делегации интересно было узнать: как Узбекистан за кратчайший срок сумел достичь таких поразительных результатов в решении сложнейших социальных проблем?

В своем докладе заместитель председателя Федерации профсоюзов Узбекистана Бахтиёр Махмадалиев ознакомил делегацию Малайзии с опытом работы нашей страны и узбекских профсоюзов. А на вопросы гостей отвечали заведующие отделами Федерации профсоюзов Махмуджон Исаев и Хамидулла Премкулов.

— Гостям хотелось узнать, как осуществляется взаимосвязь Федерации профсоюзов с правительством нашей страны и работодателями в решении этих проблем и каким образом налажен социальный диалог между ними, — пояснила главный юрисконсульт Федерации профсоюзов Узбекистана Гузалья Бабаниязова. — Они задали вопросы, как мы достигли договоренностей и заключили совместное соглашение, а в дальнейшем создали такой безупречный механизм для того, чтобы слаженно работали вместе представители правительства, неправительственных организаций и работодатели.

С проблемами, которые в Узбекистане почти решены, — дополнила главный юрисконсульт, — наши гости столкнулись только сейчас. И если для нас это вчерашний день, то для них — тяжелое начало. Поэтому по рекомендации Международной организации труда они и приехали к нам за опытом.

В составе делегации из Малайзии был и заместитель председателя Малайзийского конгресса профсоюзов Джи Кумар П. Раман, а возглавлял делегацию заместитель генерального секретаря министерства первичной промышленности этой страны Тосин Гантор.

— Мы очень тронуты теплым приемом в вашей стране, — сказал глава делегации, — и довольны тем, что подробно узнали о ценном опыте Узбекистана, побывав в гостях в федерации ваших профсоюзов. Надеемся, что этот опыт поможет решить и нашу социальную проблему.

В ходе ознакомительного визита гости из Малайзии побывали также в Юридической клинике при Федерации профсоюзов Узбекистана, где главный юрисконсульт Гузалья Бабаниязова ознакомила их с ее деятельностью, рассказав при этом о том, как функционирует здесь механизм обратной связи с населением, помогая решать одну из сложных социальных проблем в стране, связанную с искоренением детского и принудительного труда.

Корреспондент газеты «Ishonch-Доверие» попросил прокомментировать это событие заведующего отделом по защите социально-экономических интересов трудящихся Федерации профсоюзов Узбекистана Махмуджона Исаева.

— Делегацию из Малайзии интересовали в основном вопросы хронологии, пошаговых действий наших профсоюзов по проблемам искоренения детского и принудительного труда, — сказал он. — Как извест­но, в 2010-2013 годах Узбекистан подвергался критике со стороны МОТ и других международных организаций. Суть ее в том, что якобы в процессе сбора хлопка в нашей стране использовался детский труд, что само по себе является недопустимым, поскольку Узбекистан ратифицировал соответствующие конвенции МОТ.

В связи с этим в 2013 году в Узбекистане образован Координационный совет по вопросам детского труда, и в республику для проведения мониторинга приглашена миссия МОТ. Она провела мониторинг и убедилась, что систематического использования детского труда в Узбекистане при сборе хлопка нет. Есть, конечно, спорадические, не имеющие всеобщего распространения случаи, когда выход детей на поля происходит либо по инициативе родителей, либо по желанию самих детей, но и они редкость. Во всяком случае, государственные органы власти никакого отношения к этому не имеют. Так что вопрос искоренения детского труда был однозначно решен еще в 2013 году. Но оставался открытым вопрос принудительного труда взрослых, поскольку он явился основой для неоднозначных оценок и критики ряда международных организаций.

Дело в том, что определить, применяется ли детский труд при сборе хлопка, очень легко. Это происходит визуально.

Сложнее складывалась ситуация с принудительным трудом взрослых, когда невозможно определить, принудительный это труд или нет. Поэтому у нас в республике была разработана целая система мониторинга и система мер министерств и ведомств для борьбы с этим явлением.

Известно, что МОТ использует в своей практике 11 стандартных индикаторов для определения принудительного труда. Вот по этим индикаторам и проводилась у нас в стране оценка принудительного труда взрослых, в том числе и во время проведения хлопковых кампаний.

Сначала совместно со Всемирным банком был проведен международный мониторинг третьей стороной, в котором участвовала и Международная организация труда. Профсоюзы Узбекистана оказывали техническую поддержку, но не вмешивались в процесс мониторинга.

Параллельно с этим расследованием наши профсоюзы наладили совместно с партнерскими организациями свой, национальный мониторинг, как систему общественного контроля. В нем государственные органы, конечно же, не участвовали. Принимали участие в нем только негосударственные некоммерческие организации, такие как профсоюзы, Комитет женщин, Союз молодежи, Ассоциация ННО.

Как видим, в системе общественного контроля национальный мониторинг проводится у нас уже с 2014 года. И из года в год он дает все более обнадеживающие результаты: уровень принудительного труда снижается. Ни систематического, ни системного использования принудительного труда в нашей стране уже нет! Есть отдельные случаи, которые требуют дополнительного изучения.

Профсоюзы наладили в этом отношении тесное взаимодействие с органами инспекции труда при Министерстве занятости и трудовых отношений, а также с правоохранительными органами. И в данном направлении проводится очень большая и серьезная работа.

Для Узбекистана актуально сейчас доказать мировому сообществу, что у нас в стране не используется системный детский и принудительный труд. Это связано с тем, что более 300 известных международных брендов объявили бойкот узбекскому хлопку с подачи так называемой коалиции «Cotton Campaign».

Вопрос стоит об отмене этого бойкота, и представители малайзийской делегации задали нам вопрос: «В чем интерес профсоюзов Узбекистана в отмене этого бойкота?». На что мы однозначно ответили: «Бойкот снижает доходы трудящихся. Поэтому мы, как защитники их доходов, способствуем отмене бойкота!». При этом еще раз подчеркнули, что Международная конфедерация профсоюзов не поддержала этот бойкот. Она так же, как и мы, считает, что трудящимся необходимо дать возможность повысить свои доходы. Вот почему в данном направлении нашими профсоюзами ведется системная работа.

Теперь что касается механизма обратной связи с населением. Он налажен Юридической клиникой при Федерации профсоюзов Узбекистана еще в 2015 году. Изначально его идея заключается в оказании правовой помощи не только членам профсоюзов, но и другим гражданам. Ведь в чем отличие нашей профсоюзной клиники от подобных государственных? Вот, к примеру, если государственные органы не принимают, скажем, анонимные обращения, то механизм обратной связи профсоюзов реагирует и на такие обращения тоже. Он имеет большое значение в том, чтобы при рассмотрении жалоб учитывались все интересы трудящихся.

А динамика рассмотрения жалоб, поступающих в нашу юридическую клинику, показывает, что из года в год снижается число обращений и жалоб, непосредственно касающихся принудительного труда, в том числе и связанных со сбором хлопка. В этом году достигнут, например, нулевой процент жалоб со стороны педагогических и медицинских работников, чего в истории еще не было. Налицо явный прогресс в этом отношении. То, что подтверждается национальным мониторингом, параллельно подтверждено и через механизм обратной связи нашей юридической клиники.

Все это вызвало живой интерес у наших малайзийских коллег на встрече в Федерации профсоюзов Узбекистана. А задано гостями было немало вопросов, причем большей частью они касались технической стороны.

И насколько мы в Федерации профсоюзов поняли, опыт Узбекистана в налаживании социального диалога между правительством страны, профсоюзами и работодателями в искоренении какой-то социальной проблемы достоин изучения со стороны других стран. Не случайно и малайзийская делегация проявила интерес к опыту Узбекистана в решении социальных проблем во взаимодействии трех сторон социального диалога.

Григорий Кляцкий