18.11.2019. В Узбекистане создана современная и эффективная национальная модель здравоохранения, которая базируется на принципах приоритетности социальной защиты населения, создания многопрофильных и специализированных медицинских учреждений, а также прогрессивного повышения качества оказываемых медицинских услуг путем совершенствования диагностики и квалификации медперсонала. О том, какая работа в этой сфере проводится профсоюзами, читайте в интервью нашего корреспондента с председателем Республиканского совета профсоюза работников здравоохранения Узбекистана Фарходжоном Ханапияевым.
— Как обстоят дела с финансированием здравоохранения? Не секрет, в данном вопросе не все еще обстоит должным образом.
— Да, нам предстоит сделать многое, чтобы достичь уровня развитых стран, но и грех не признать, что в данном вопросе имеется существенное изменение в положительную сторону. Приведу пример: совсем недавно на один вызов к больному для лекарственных препаратов выделялось всего 300-400 сумов, какая мизерная сумма, вы можете себе представить, сегодня уже выделяется до пяти тысяч, и она будет постепенно увеличиваться. Если взять в целом объем финансирования системы здравоохранения, то он вырос в несколько раз, что способствует обеспечению эффективности реформ. К примеру, если в 2017 году в сферу было направлено 7,1 триллиона сумов, то в 2019 году — уже 12,1 триллиона сумов. Это в 1,6 раза больше по сравнению с предыдущими годами. Объем средств, выделяемых на лекарственные препараты, медицинские изделия, строительство и ремонт объектов здравоохранения, увеличился в три раза.
— А какие новшества появились в системе оказания экстренной и скорой медицинской помощи?
— Населенные пункты сельских районов страны в основном расположены в значительной отдаленности друг от друга. Теперь подумайте, как можно было службе скорой медицинской помощи, расположенной в райцентре, вовремя успевать за всеми вызовами и оказывать качественную первичную медицинскую помощь. Сегодня создана единая централизованная система экстренной и скорой медицинской помощи, даже при самых отдаленных сельских семейных поликлиниках открыты подразделения станций скорой медицинской помощи. Количество бригад скорой помощи увеличилось с 818 до 1666, их расположение приближено к населенным пунктам. Второй важный вопрос в этом направлении — по всей республике открыты Call-центры. Ваш звонок в 103 независимо от вида телефона и места вашего расположения попадет в территориальное подразделение, оттуда переадресовывается в центр и соответственно отправляется в нужный район, это уже положительное решение вопроса.
В стране выпускались автомобили «Дамас», приспособленные под транспорт по оказанию скорой медицинской помощи. Однако все мы хорошо знаем, что они очень узки и не соответствуют современным требованиям и к тому же при необходимости, находясь в них, невозможно оказать экстренную медицинскую помощь. Для обновления автотранспортного парка службы закуплено более 1500 современных приспособленных машин.
До начала нынешних реформ в стране действовали 3200 сельских врачебных пунктов, и сама жизнь и изучение показали необходимость усовершенствования их деятельности. В целях улучшения системы медико-санитарной помощи в стране были открыты 798 сельских и 178 городских семейных поликлиник с женскими консультациями и кабинетами здоровья девочек, организована работа узких специалистов пяти профилей, пунктов круглосуточной скорой медицинской помощи и социальных аптек, 817 сельских врачебных пунктов также продолжают оказывать первичную медицинскую помощь населению страны.
— Специализированные медицинские учреждения в основном расположены в столице. Поэтому жителям регионов зачастую приходится преодолевать долгий путь, неся дополнительные расходы на транспорт и проживание в гостиницах. Есть ли какие-либо успехи в этом направлении?
— В последнее время за счет расширения на местах сети специализированных медицинских центров, в частности, по таким направлениям, как аллергология, онкология, нефрология и трансплантация почек, неврология, травматология и ортопедия, нейрохирургия. Их число достигло 16. В регионах организовано 310 специализированных отделений, 14 филиалов республиканских специализированных научно-практических медицинских центров. И сегодня не только в столице, но и в Наманганской, Хорезмской, Ферганской, Бухарской, Кашкадарьинской и других областях успешно проводятся сложнейшие кардиохирургические операции, а в ведущих медицинских центрах — трансплантация почек и печени, стволовых клеток. Отрадно то, что если раньше наши граждане, потратив большие деньги, выезжали за границу для получения качественного лечения, то, как видите, эти услуги теперь можно получить у себя, даже не выезжая в столицу нашей страны.
В результате создания в сфере широких возможностей для развития частного сектора число частных лечебных учреждений превысило 5300. Помимо этого, в стране за короткое время было открыто более 100 современных совместных клиник с такими странами, как США, Россия, Китай, Германия, Индия, Турция, Южная Корея, Израиль. Надо отметить, что существование частного сектора, то есть альтернативного вида медицинских услуг, в целом положительно влияет на развитие медицины нашей страны.
— Первейшая задача профсоюзных органов — это защита социально-экономических интересов и трудовых прав работников. Это очень многогранная деятельность, и подробно рассказать о ней в рамках одного интервью невозможно…
— Существующие проблемы по защите социально-экономических и трудовых интересов работников отрасли мы хорошо знаем и работаем над ними. С четырьмя крупными социальными партнерами — Министерством здравоохранения, Санаторно-курортным управлением Федерации профсоюзов Узбекистана, АК «Дори-дармон» и Обществом Красного полумесяца заключены отраслевые соглашения. Все государственные медицинские учреждения полностью охвачены профсоюзным обслуживанием. В последнее время мы начали активно внедрять льготы и преференции в соглашения. К примеру, в существующих законодательных документах страны за работу в ночное время, с 22.00 до 6.00, предусмотрена выплата в 1,5 раза выше установленного размера. Однако в системе здравоохранения она не производилась. Нами инициировано включение в отраслевое соглашение данного пункта. В итоге было достигнуто окончательное соглашение первые четыре часа работы также считать как ночное время и в целом за все рабочее время оплатить в размере 1,25 раза.
В Узбекистане установлено 11 государственных праздников, работникам, занятым на производстве в эти дни, установлена оплата труда в двукратном размере, однако в сфере здравоохранения не везде соблюдают требования этого положения. А большой контингент медиков в эти дни занят на рабочих местах, ведь стационары на время праздников не закроешь. Вот по данному вопросу, а также по работе в воскресный день независимо от графика и других обстоятельств внесено предложение по оплате рабочего дня в двукратном размере.
— С чем это связано? В законодательстве эти положения имеются, однако не всегда и не везде соблюдаются?
— Вся проблема в плохом знании работодателей законодательства о труде, существующего в стране. Они могут быть хорошими специалистами в своей сфере — терапевт, хирург, педиатр, инфекционист и т. д., однако они не сильные, еще не сложившиеся менеджеры. Данная категория систематически, в определенное время повышает свою квалификацию в Ташкентском институте усовершенствования врачей. Пользуясь этим, мы проводим с ними восьмичасовые занятия по трудовому законодательству, охране труда, защите социально-экономических интересов работников, по конвенциям Международной организации труда, ратифицированным в Узбекистане.
В законе об охране труда предусмотрено обеспечение спецодеждой работников, в нашей системе это халат, маска, шапочка, и на эти цели, нами подсчитано, требуется около 400 тысяч сумов каждому работнику. Но это не всегда выполняется — средств не хватает. Также сегодня мы не можем полностью обеспечить бесплатное прохождение нашими работниками медицинского осмотра. А работодатель имеет право не допускать к работе медиков без него. Вот такой парадокс — с одной стороны, он обязан предоставить все это работникам, с другой стороны, у него право на недопуск к работе. Другие слои населения обеспечены бесплатной первичной медико-санитарной службой, а наши работники проходят медосмотр на платной основе. Данный вопрос нами не раз поднимался на уровне законодательной власти, и мы надеемся на его положительное решение.
— Разве это положение не включено в отраслевое соглашение?
— Включено, но все это упирается в выделение средств на эти цели. Представьте, если врач болен какой-нибудь болезнью, то он сам становится носителем и может заразить многих других. Мы обеспечиваем бесплатным медицинским осмотром такой контингент, как возвращающихся из мест заключения, долгого пребывания в иммиграции, а медиков не можем, они проходят на платной основе. Данный вопрос — наша болевая точка.
— Неприятно говорить о таких фактах, но и закрывать глаза на них невозможно — в последнее время участились случаи угрозы, нападения и даже нанесения телесных повреждений медицинским работникам со стороны родственников больных, недовольных качеством оказываемой медицинской помощи. Что вами предпринимается и предлагается для предотвращения подобных случаев и по защите пострадавших?
— Случаи, о которых вы говорите, и ранее встречались, но только теперь часто стали говорить о них в средствах массовой информации. Вместе с тем, вы правы, они участились в последнее время. За прошедшие девять месяцев зафиксированы 263 факта угрозы, нападения или нанесения телесных повреждений медицинским работникам. В Андижане даже была попытка сжечь медицинского работника. В Сырдарьинской области нанесли ножевое ранение. На днях трое пьяных мужчин в Навоийской области вызвали скорую помощь ради забавы и поиздевались над прибывшими медицинскими работниками. Я не исключаю, что и среди медицинских работников найдутся вымогатели, сейчас ведется большая работа по выявлению и очищению медицинских учреждений от таких недостойных работников. Но никто никому не давал права заниматься самосудом, тем более издеваться над людьми, находящимися при выполнении своих обязанностей. В настоящее время проект закона внесен в Законодательную палату и предварительно рассмотрен, ведется работа по усовершенствованию законопроекта. Подобные случаи имеются и в других странах СНГ, в частности, в России, Казахстане. Кажется, в России вот уже третий год не могут окончательно принять закон об усилении защиты медицинских работников.
— В этом году профессиональный праздник прошел на очень высоком уровне, не так ли?
— Действительно, 65 лучших работников здравоохранения были удостоены почетных званий, орденов и медалей страны соответствующим указом главы государства. И это стало приятным сюрпризом для всех медиков. Ведь в последние годы было много критики в адрес медицинских работников. Сделанные должные выводы и самоотверженный труд в этом году были оценены по достоинству, и впредь планку никак нельзя спустить ниже. Думаю, так и будет, медицинские работники страны с еще большим энтузиазмом и энергией будут служить своему народу. В конечном счете все это свидетельствует о том, что в Узбекистане сформированы прочные правовые, экономические и организационные механизмы практического решения задач.
Беседовал
Ирисмухаммад Абдукаримов