20.12.2019. Свобода объединения в Узбекистане гарантирована Конституцией, в соответствии с которой профессиональные союзы выражают и защищают социально-экономические права и интересы работников. Профсоюз представляет собой добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Все профсоюзы пользуются равными правами.
В Узбекистане профсоюзы по сей день самая массовая общественная организация — более пяти миллионов членов.
По инициативе Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан при действенном участии экспертов профсоюзов разработан новый проект Закона Республики Узбекистан «О профессиональных союзах». Предыдущий закон уже перестал отвечать реалиям сегодняшнего дня, вступил в противоречие с принятыми новыми законами и реформами, предпринимаемыми Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым.
В новый закон внесены новые главы, касающиеся вопросов общественного контроля и инспекций профсоюзов, социального партнерства в сфере труда. Усилены гарантии участия объединений профсоюзов в разработке нормативно-правовых документов, в результате таким правом теперь обладает не только Федерация профсоюзов, но и все профсоюзные объединения республиканского уровня.
Примечательно, что принят Закон «О профессиональных союзах» в новой редакции, который более соответствует трендам в международном профсоюзном движении. Федерация профсоюзов Узбекистана считает принятие этого закона важнейшим шагом в последовательном развитии узбекского профдвижения и расценивает как признание ведущей роли профсоюзов в защите трудовых интересов человека.
В закон внесены конкретные определения таких понятий, как «первичная профсоюзная организация», «профессиональный союз», «объединение профессиональных союзов», «подразделение профессиональных союзов».
Введение понятийного аппарата позволит избежать двусмысленности в толковании норм в соответствии с современными требованиями законодательной техники, реалиями сложившейся практики, а также тенденциями институционального развития издательской деятельности.
Установлены основные принципы деятельности профессиональных союзов, такие как законность, добровольность, недопущение дискриминации, независимость и самоуправление, равноправие, гласность и открытость.
Закреплены права профессиональных союзов на участие в разработке нормативно-правовых актов и актов в области технического регулирования с целью обеспечения равноправия всех профессиональных союзов и усиления их роли в нормотворческой деятельности.
Особенно он важен, где большинство занятых в той или иной степени ощущают себя жертвами во время интеграции страны в глобальную экономику. Современное законодательство о труде, отвечающее рыночным реалиям, предусматривает лишь самый минимум социально-трудовых гарантий и нацеливает работодателей и работников на то, чтобы трудовые отношения они строили на договорной основе. Таким образом, роль профсоюзов как правомочного представителя работников существенно возрастает. Профсоюзы на предприятиях заключают коллективные договоры.
Коллективный договор в полном объеме распространяется на всех работников, которые состоят в профсоюзе. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.
В стране действует Генеральное соглашение между Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Советом Федерации профсоюзов, Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан по социально-экономическим вопросам на 2017-2019 годы, подтверждает приверженность сторон к соблюдению основополагающих конвенций МОТ.
На основе Генерального соглашения в республике заключены и действуют 105 отраслевых, 14 территориальных соглашений, а непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях — 158 тысяч коллективных договоров.
Во всех коллективно-договорных актах конкретизированы такие элементы достойного труда, как содействие увеличению официальной занятости, достойная оплата труда, охрана и безопасность труда, правовая и социальная защита работников, льготы для женщин и молодежи, соблюдение конвенций МОТ, и другие.
Также введена отдельная глава, посвященная осуществлению профессиональными союзами общественного контроля. Согласно введенным нормам, профессиональные союзы будут вправе осуществлять общественный контроль не только над деятельностью государственных органов и их должностных лиц, как это предусмотрено Законом Республики Узбекистан «Об общественном контроле», но и над деятельностью работодателей и их объединений в части, касающейся обеспечения социально-экономических прав и интересов работников.
Объектом общественного контроля является деятельность государственных органов, их должностных лиц, работодателей по:
обеспечению исполнения нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования, касающихся социально-экономических прав и интересов работников;
выполнению коллективных договоров и соглашений, реализации проектов и программ, осуществляемых в рамках социального партнерства.
Профсоюзам нашей страны принадлежит особая роль в реализации права работников на здоровые и безопасные условия труда. Мы принимаем непосредственное участие в разработке нормативных документов по охране труда, осуществляем постоянный общественный надзор за их выполнением.
Являясь неотъемлемым элементом системы охраны труда в организациях, около 40 тысяч уполномоченных по охране труда контролируют соблюдение требований в сфере охраны труда, информируют работников, участвуют в работе различных комиссий и разработке мероприятий охраны труда, выдают должностным лицам представления об устранении нарушений.
В текущем году в ходе осуществления общественного контроля за состоянием охраны труда профсоюзами на более тысячи предприятиях и в организациях республики было выявлено более шести тысяч недостатков, работодателям было дано около тысячи предписаний. Из выявленных правонарушений с помощью профсоюзов было устранено более 85% недостатков.
В соответствии с новым законом профсоюзы, их объединения, подразделения и первичные профсоюзные организации вправе обращаться в государственные органы, к их должностным лицам, работодателям, их объединениям (союзам, ассоциациям) с заявлениями, жалобами и предложениями, направлять им запросы.
Будут участвовать в открытых коллегиальных заседаниях государственных органов, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), которые обязаны создать условия для их участия в своих открытых коллегиальных заседаниях. А также на заседания Кабинета Министров Республики Узбекистан, при рассмотрении вопросов, касающихся социально-экономических прав и интересов работников, приглашается представитель наиболее массового объединения профсоюзов.
Профсоюзы имеют право проводить общественные обсуждения, слушания, мониторинг и общественную экспертизу.
Анализируется и ведется мониторинг по медицинскому осмотру работников, созданию безопасных условий труда для женщин, аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования, выполнения мероприятий по охране труда в коллективных договорах и т. д.
В 2019 году по каналам МОС поступило 6954 обращения (из них 3309 письменных, 946 устных, 634 электронных обращения и 2065 обращений по телефонам доверия).
2109 из всех обращений — жалобы, 4809 — заявления и 36 — предложения от 3134 мужчин и 3447 женщин, 59 от юридических лиц и 314 коллективных обращений.
Как показал анализ, наибольшее количество обращений поступило из отраслей образования, науки и культуры (1455), здравоохранения (1050), государственной службы и общественного обслуживания (837), агропромышленного комплекса (515), а также отрасли торговли и сервиса (372).
В региональном распределении большинство обращений приходится на Сурхандарьинскую область (1081), Республику Каракалпакстан (892), Кашкадарьинскую область (855), город Ташкент (670), Джизакскую область (641).
Согласно предметному анализу, большинство обращений содержит доводы, касающиеся вопросов права на труд (3571) и защиты социально-экономических интересов (1576). Подавляющее большинство обращений касается вопросов незаконного увольнения (1446), взыскания заработной платы и иных приравненных к ней выплат (962), нарушения порядка оформления трудовых отношений (747), выделения материальной помощи (473) и оздоровления (459), взыскания компенсации за вред, нанесенный здоровью (262).
Подавляющее большинство рассмотренных обращений было разрешено. Внесены 199 представлений работодателям, а также возбуждены 56 исков в суде.
В результате восстановлены права 3235 лиц, обеспечено взыскание заработной платы и других приравненных к ней выплат на общую сумму 1 млрд 656 млн 425 тысяч сумов.
В организациях большое внимание уделяется обучению безопасным методам и приемам труда.
Введено в практику изучение состояния охраны труда во всех регионах страны, и с подробным анализом рассматривается вопрос на пленуме и президиуме Совета Федерации профсоюзов Узбекистана. Принимаются соответствующие решения и доводятся до всех первичных организаций профсоюзов. Также практикуется внесение годовой информации о несчастных случаях для рассмотрения в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
В новом законе установлено, что по результатам общественного контроля подготавливается итоговый документ в форме протокола, заключения, справки, предписания, представления либо иной форме, предусмотренной законодательством. Итоговый документ носит информационный и рекомендательный характер.
Информация, рекомендации и предложения, изложенные в итоговом документе, рассматриваются государственными органами и работодателями в обязательном порядке, и по ним принимаются решения. О результатах рассмотрения государственные органы и работодатели информируют соответствующие профсоюзы, их объединения.
Восстановлена инспекция труда профессиональных союзов. Инспекции труда профессиональных союзов, в отличие от государственной инспекции труда, будут осуществлять общественный контроль за соблюдением трудовых прав на рабочих местах.
Инспекции труда профессиональных союзов практикуются во многих других государствах, таких как Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Туркменистан, и в странах — членах Евросоюза: Финляндии, Швеции, Дании, Нидерландах, Великобритании, Испании, Португалии, Германии и т. д.
В 1960 году создана трудовая инспекция профсоюзов, которая имела право обследовать любое предприятие — ее предписания по устранению нарушений в области охраны труда и техники безопасности имели обязательную силу. В 1977 году к трудовой добавилась правовая инспекция со столь же широкими функциями и правами.
В итоге на профсоюзы было возложено управление практически всей социально-трудовой сферой. Действовали они на основании совместных постановлений правительства. Техническая инспекция труда профсоюзов насчитывала 6,5 тысячи человек. На рабочих местах контроль за условиями труда осуществляли 4,6 млн общественных инспекторов и членов комиссий охраны труда профсоюзных комитетов, 36 тысяч профсоюзных юридических служб осуществляли контроль за соблюдением законодательства о труде.
В соответствии с новым законом инспекторы профсоюзов при осуществлении своей деятельности имеют право:
запрашивать и безвозмездно получать от государственных органов, организаций, их должностных лиц, работодателей, их объединений справки и иные документы, статистические данные и иную информацию, необходимые для выполнения своих функций;
выступать в качестве представителей по собственной инициативе либо по просьбе работников в судах и иных органах, рассматривающих трудовые споры, для защиты социально-экономических прав и интересов работников;
в целях осуществления общественного контроля за соблюдением нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования, касающихся социально-экономических прав и интересов работников, а также на основании обращений членов профсоюза посещать организации, рабочие места;
участвовать в расследовании в установленном порядке несчастных случаев на производстве и иных повреждений здоровья работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей и профессиональных заболеваний.
Профсоюзы имеют право участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых средств производства;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
принимать участие в заседаниях врачебно-трудовой экспертной комиссии и т. д.
Профсоюзные организации, защищая трудовые права работников, оказывают правовую консультативную помощь семьям работников, получивших травмы на производстве, потерявшим кормильца.
По предотвращению выявленных нарушений на местах проводятся разъяснительные работы, учебные семинары, оказывается практическая помощь. Также выдаются письменные предложения.
Обеспечением регулирования трудовых отношений является развитие и укрепление социального партнерства.
Ведущей площадкой совместной работы государства, объединений работодателей и профсоюзов является Республиканская трехсторонняя комиссия по социально-трудовым вопросам, которая образована в июле 2019 года.
С социальными партнерами и государственными органами проводится совместное изучение состояния охраны труда на предприятиях и регулярный обмен информацией.
Большая совместная работа проводится по информированию работников через проведение практических конференций, обучающих семинаров и круглых столов, через средства массовой информации и т. д.
Систематически публикуются статьи на портале https://kasaba.uz, в республиканских и местных газетах, журналах, а также в официальных изданиях Федерации профсоюзов «Ishonch», «Ishonch-Доверие».
По инициативе Федерации профсоюзов Узбекистана подготовлен сборник нормативно-правовых актов по охране и безопасности труда в трех томах, а также пособия «Охрана труда», «Достойный труд — основа благосостояния и развития страны», «Охрана и безопасность труда в системе профсоюзов». Издания распространены среди членов профсоюзов.
Стали традиционными ежегодные семинары-совещания и конференции, посвященные Всемирному дню охраны труда. В них принимают участие специалисты охраны труда, профсоюзный актив, представители правительства и работодателей.
В этом году Всемирный день охраны труда в Узбекистане был отмечен особым вниманием, Федерацией профсоюзов Узбекистана организован ряд мероприятий.
Круглый стол, семинар-тренинг, отраслевые выставки, кампании по пропаганде здорового и безопасного труда, поощрение победителей конкурса по организации общественного контроля за охраной и безопасностью труда «Знаете ли вы свои трудовые права?», дебаты и беседы.
Характерным примером участия профсоюзов в решении вопросов улучшения условий труда являются ежегодно проводимые смотры-конкурсы на предприятиях всех отраслей народного хозяйства по номинациям: «Лучшее предприятие», «Лучший профсоюзный комитет», «Лучший уполномоченный по охране труда», «Лучший молодой специалист по охране труда», «Лучший отраслевой республиканский совет профсоюзов и областное объединение профсоюзных организаций». Такие смотры позволяют привлечь широкие круги рабочих, ИТР и служащих к выявлению и устранению недостатков в организации производства и труда.
Обращаем особое внимание вопросам создания достойных условий труда для населения, факторам, влияющим на настроение трудящихся на рабочих местах. Уделяем внимание вопросам дальнейшего совершенствования правовых основ для их эффективной трудовой деятельности.
Сейчас в передовых развитых странах пришли к развитию превентивного подхода в решении проблемы производственных рисков. Предлагается использовать для этих целей ряд инструментов — от законодательного урегулирования до социального диалога, от поддержки идеи социальной ответственности бизнеса до экономического стимулирования.
Нам необходимо достичь предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний, повышения качества рабочих мест и условий безопасности труда, увеличения продолжительности жизни и улучшения здоровья работающего населения.
Впереди у нас много работы. Профсоюзы должны мыслить прогрессивно, активно изучать и настойчиво внедрять в своей работе все новое и передовое. При этом только совместными усилиями правительства, работодателей и профсоюзов, при поддержке государственных органов надзора и контроля, на научной основе мы сможем изменить ситуацию с обеспечением нормальных условий труда для наемных работников.
Нодира Каримова
заведующая отделом охраны труда Федерации профсоюзов Узбекистана