15.01.2020. Национальный мониторинг создания благоприятных условий труда для сборщиков, недопущения детского и принудительного труда при сборе хлопка в хлопкоуборочном сезоне 2019 года проводился Федерацией профсоюзов Узбекистана совместно с Национальной комиссией по противодействию торговле людьми и принудительному труду.
Для проведения Национального мониторинга Федерацией профсоюзов Узбекистана был разработан и, по согласованию с Национальной комиссией по противодействию торговле людьми и принудительному труду, утвержден “План мероприятий по проведению Национального мониторинга создания благоприятных условий труда для сборщиков, недопущения детского и принудительного труда при сборе хлопка в хлопкоуборочном сезоне 2019 года”.
Для организации работ по мониторингу были сформированы 13 территориальных групп (для работы в Республике Каракалпакстан и областях) из числа представителей Федерации профсоюзов Узбекистана, Комитета женщин, Торгово-промышленной палаты, Союза молодежи и местных негосударственных некоммерческих организаций, входящих в Национальную ассоциацию ННО Узбекистана (НАННОУз), а также членов территориальных комиссий по противодействию торговле людьми и принудительному труду.
Лидерами рабочих групп национального мониторинга были назначены квалифицированные специалисты республиканских советов отраслевых профсоюзов, часть которых имеет большой опыт работы и сертификаты тренеров-преподавателей МОТ. Методология Национального мониторинга была пересмотрена в сторону сокращения количества вопросов при интервьюировании.
В части изучения условий труда и быта участников хлопкоуборочного процесса была разработана отдельная оценочная методология, включающая оценку состояния охраны труда, санитарно-гигиенических условий, наличие горячего питания и питьевой воды, регулярность и размер оплаты труда, правильное оформление договоров на оказание услуг между отрядами сборщиков и Советами фермеров.
Всего было принято 20 индикаторов, позитивные ответы на каждый из которых оценивались в 5 баллов. Фермерские хозяйства и производственные кластеры с суммой оценок индикаторов менее 70 процентов считались зоной риска и отбирались для принятия мер реагирования.
В соответствии с утвержденным Планом мероприятий 18 сентября 2019 года в Федерации профсоюзов Узбекистана был организован Пресс-брифинг для представителей СМИ на тему: “О проводимой работе по организации Национального мониторинга создания условий для сборщиков хлопка, недопущению детского и принудительного труда в хлопкоуборочном сезоне 2019 года”. В ходе брифинга представителям СМИ представлена подробная информация о целях, методологии и сроках проведения Национального мониторинга.
24 сентября 2019 года Федерацией профсоюзов Узбекистана совместно с проектом МОТ “Содействие реализации Програмы по достойному труду в Узбекистане” для лидеров территориальных рабочих групп и ответственных организаторов Республиканского совета профсоюза работников агропромышленного комплекса был организован семинар-тренинг на тему: “Методология и организационно-технические условия проведения Национального мониторинга недопущения детского и принудительного труда при сборе хлопка урожая 2019 года”. В ходе данного семинара-тренинга участникам разъяснена методология Национального мониторинга, правила работы с программным обеспечением, а также розданы раздаточные материалы, планшеты и бейджики. 25 сентября лидеры территориальных групп мониторинга провели семинары-тренинги для членов своих групп на подведомственных территориях.
Как и в 2018 году в практике национального мониторинга был применен способ наведения территориальных групп на объекты с помощью GPS –координат, отбираемых на основе случайной выборки. Для этого мониторинговые группы были обеспечены планшетными компьютерами с встроенными сим-картами и зарезервированным интернет-трафиком. В сотрудничестве с компанией «Imgroup» было применено программное обеспечение для геолокации и отслеживания местоположения территориальных групп в онлайн режиме. Программа также обеспечивала доступ к протоколу, отражающему хронологию и продолжительность посещений объектов, а также комуляцию фотографий местности. Как и в предыдущие годы была использована методика генерации случайных GPS –координат с помощью сайта «Random Point Generator». Рандомизацию проводили IT-специалисты Федерации профсоюзов.
Национальный мониторинг был проведен с 26 сентября по 31 октября 2019 года, в течение этого периода было осуществлено 399 визитов территориальных рабочих групп в случайно отобранные районы и города республики. В ходе данных визитов посещено 731 фермерское хозяйство, 12 колледжей, 1 академический лицей, 278 общеобразовательных школ, 55 детских дошкольных учреждений, 106 учреждений здравоохранения, 77 субъектов предпринимательства (включая 37 агропромышленных кластеров), 56 хокимиятов и 35 махаллинских сходов граждан.
В процессе изучения группами мониторинга пройдено 55 726 километров и проведены интервью с 3 159 респондентами. В том числе было взято 2 842 интервью у сборщиков и работников посещаемых организаций, остальные 317 интервью были взяты у руководителей отрядов, фермеров и руководителей посещаемых организаций. В ходе посещений членами рабочих групп также проводилась работа по разъяснению сути и содержания конвенций МОТ №29, 105, 138 и 182, а также постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан №349 от 10 мая 2018 года и №407 от 31 мая 2018 года.
Территориальные рабочие группы также осуществляли общественный контроль за размещением наглядных информационных материалов (баннеров, плакатов, флаеров), а также объявлений о свободном найме граждан для сбора хлопка (публичная оферта).
В 2019 году впервые для участия в Национальном мониторинге через посредничество Международной конфедерации профсоюзов (МКП) были приглашены представители профсоюзных центров США, Европы и ряда международных профсоюзных объединений. В соответствии с приглашением 7-12 октября для наблюдения за ходом мониторинга был организован визит в республику руководителя Правового департамента Федерации независимых профсоюзов России Юрия Пелешенко, который оказал практическую помощь территориальным группам мониторинга в Ташкентской (7 октября), Самаркандской (8-9 октября) и Бухарской (10-11 октября) областях. Также и.о. старшего технического советника проекта МОТ «Содействие реализации СПДТ в Узбекистане» Анастасия Дубова, консультант проекта Дилафруз Урунова и национальный координатор МОТ в Узбекистане Азизхон Ханходжаев 14-19 октября ознакомились с ходом Национального мониторинга в Сырдарьинской, Андижанской, Наманганской, Ферганской, Самаркандской и Джизакской областях.
Несмотря на приглашение, представители Американской федерации труда – Конгресса производственных профсоюзов (AFL-CIO) и Международного союза работников пищевой и табачной промышленности, сельского хозяйства, гостиничного и ресторанного обслуживания, общественного питания и смежных отраслей (IUF) не участвовали в проведении мониторинга.
При изучении случаев привлечения на сбор хлопка лиц моложе 18 лет выявлено следующее:
В период мониторинга в 6-ти случаях на хлопковых полях обнаружено 9 детей моложе 18 лет (2 ребенка в Наманганской области, 4 в Самаркандской области, 2 в Ташкентской области и 1 в Хорезмской области). Из них 3 детей непосредственно собирали хлопок, а 6 детей присутствовали на полях по другим причинам (без цели сбора хлопка).
При изучении фактов привлечения на сбор хлопка работников государственных органов, хозяйствующих субъектов и бюджетных учреждений, выявлено 47 случаев с суммарным привлечением более 3895 работников. Из числа зафиксированных случаев 1 приходятся на Бухарскую, 26 – на Джизакскую, 1 – на Навоийскую, 2 – на Наманганскую, 9 – на Сырдарьинскую, 4 – на Ташкентскую и 4 – на Сурхандарьинскую области.
Из работников участвовавших на сборе хлопка, 136 находились в трудовых отпусках, 318 – в отпусках без сохранения заработной платы по основному месту работы, 278 – трудились в свои выходные дни, по остальным 3163 работникам документы, подтверждающие обоснованность их нахождения на хлопковых полях (в контексте стандартных индикаторов МОТ), не были представлены. Сами работники отрицали факт административного принуждения к сбору хлопка.
В ходе мониторинга не выявлено документально подтвержденных фактов принудительных денежных удержаний или сбора наличных денежных средств для поддержки хлопкоробов с работников органов государственного и хозяйственного управления, учреждений образования и здравоохранения, а также студентов. Также не выявлено достоверных случаев привлечения работников к сбору хлопка под угрозой увольнения, удержаний с заработной платы и путем применения других принуждающих (обязывающих) методов.
В части использования помещений образовательных учреждений для временного размещения сборщиков хлопка выявлено два прецедента, когда сборщики временно размещались в зданиях школ №35 Учкурганского района, №30 Ангорского района.
Выявлено 64 случая несвоевременной выплаты денежных средств за собранный хлопок или различных удержаний из заработка сборщиков (это составляет 8,3% от числа всех изученных фермерских хозяйств и агропромышленных кластеров): 1 случай в Республике Каракалпакстан, 1 – в Кашкадарьинской, 13 – в Джизакской, 2 – в Самаркандской, 1 – в Навоийской, 2 – в Сырдарьинской, 6 – в Сурхандарьинской и 38 – в Ташкентской областях. Во всех этих случаях члены рабочих групп обратились в соответствующие организации и выплаты были произведены в течение дня. Из этих случаев 9 относятся к несвоевременной выплате денежных средств за собранный хлопок, в 48 случаях производились неправомерные удержания из выплат, а в 7 случаях оплата производилась по заниженным тарифам.
197 раз (или в 25,6% от числа всех изученных отрядов) встречались случаи неоформления трудовых отношений между отрядами сборщиков и советами фермеров, выразившихся в незаключении отрядного договора и неоформлении паспорта отряда: 1 случай в Республике Каракалпакстан, 10 – в Самаркандской, 85 – в Джизакской, 1 – в Навоийской, 6 – в Наманганской, 22 – в Сырдарьинской, 1 – в Сурхандарьинской, 44 – в Ташкентской и 27 – в Хорезмской областях.
Также в ходе мониторинга выявлено, что в 99 фермерских хозяйствах (в 15% от всех изученных фермерских хозяйств) и 11 производственных кластерах были созданы недостаточные условия труда и отдыха для сборщиков (недостаточность санитарно-гигиенических помещений, перебои в обеспечении горячим питанием и питьевой водой, недостаточная калорийность питания): 1 фермерском хозяйстве в Андижанской, 3 – в Бухарской, 5 – в Джизакской, 17 – в Кашкадарьинской, 3 – в Навоийской, 2 – в Наманганской, 3 – в Самаркандской, 5 – в Сырдарьинской, 6 – в Сурхандарьинской, 35 – в Ташкентской 30 – в Хорезмской областях.
Территориальными группами были также изучены с выездом на место сигналы, поступившие от независимых правозащитников, а также распространенных в Telegram канале «Озодлик» и на сайте kun.uz. Факты по 4-м из 6-ти сигналов не подтвердились. Например, не подтвердились сообщения о том, что работники Байсунского отделения «Халк банка» участвуют в сборе хлопка в Шерабадском районе Сурхандарьинской области, а также о плохих условиях труда внутренних мигрантов из Сурхандарьи в фермерском хозяйстве «Кучкар Чамандоз» Аккурганского района Ташкентской области.
Вместе с тем нашли частичное подтверждение факты использования на сборе хлопка труда работников районного узла коммуникаций и районного отдела развития животноводства и ветеринарии Денаусского района Сурхандарьинской области, руководители которых были привлечены к административной ответственности со стороны государственной трудовой инспекции.
Исходя из рекомендаций МОТ, в период хлопкоуборочного сезона 2019 года членам отрядов сборщиков хлопка была предоставлена возможность вступления во временное членство в ряды профсоюза работников агропромышленного комплекса и создания профсоюзной организации отряда. По информации территориальных групп национального мониторинга члены 93 отрядов (12,7% из числа изученных) не воспользовались правом на создание временной профсоюзной организации. Профсоюзные организации не созданы: в 4-х отрядах Республики Каракалпакстан, в 3-х в Самаркандской области, в 21-ом в Сырдарьинской области, в 39-ти в Ташкентской области, в 26-ти в Хорезмской области.
По всем выявленным негативным фактам приняты меры реагирования в виде обращений в государственную трудовую инспекцию и на телефоны доверия.
Все обнаруженные дети были выведены с полей и обеспечена их реинтеграция в семьи или образовательные учреждения.
Проконтролирована передислокация сборщиков, размещенных в зданиях образовательных учреждений в другие здания.
В части улучшения условий труда приняты меры по повышению качества питания, улучшению водообеспеченности и санитарно-гигиенических условий.
Сформирован перечень из 24 министерств, ведомств и органов хозяйственного управления, в которых наблюдались риски принудительного труда, сведения о которых переданы в Национальную комиссию по противодействию торговле людьми и принудительному труду.
Сформирован перечень из 110 производственных единиц (99-ти фермерских хозяйств и 11-ти агропромышленных кластеров), в которых были созданы недостаточные условия труда и быта для сборщиков. Республиканскому совету профсоюза работников агропромышленного комплекса совместно с Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных участков рекомендовано провести работу по повышению потенциала работодателей данных производственных единиц.
По итогам мониторинга сделан вывод о том, что уровень добровольного участия граждан в сборе хлопка урожая 2019 года оценен в 96,8%, что выше прошлогодних показателей.
Использование детского труда на сборе хлопка, как и в прежние годы, считается неприемлемым, а выявленные случаи являются спорадическими, инициированными самими детьми или их родителями, а государственные органы не имели к этому никакого отношения.
Вместе с тем, наблюдается рост случаев неоформления трудовых отношений с отрядами сборщиков, а также несвоевременной выплаты денежных средств за собранный хлопок или различных удержаний из заработка сборщиков.
Увеличилось и число министерств, ведомств, организаций, в которых обнаружены риски принудительного труда, а также фермерских хозяйств, где наблюдались случаи несоблюдения санитарно-гигиенических правил в организации труда и отдыха сборщиков, недостаточного обеспечения их качественным питанием.
Итоги Национального мониторинга обсуждены на заседании Президиума Совета Федерации профсоюзов Узбекистана, по результатам которого даны задания Республиканским советам отраслевых профсоюзов и территориальным объединениям профсоюзных организаций принять соответствующие меры по преодолению выявленных недостатков.
Материалы рассмотрения также внесены в Национальную комиссию по противодействию торговле людьми и принудительному труду и Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.
Махмуджон Исаев
заведующий отделом по защите социально-экономических интересов трудящихся аппарата Совета Федерации профсоюзов Узбекистана.