01.12.2020. Краткая история становления социального диалога
Построение национального трехстороннего социального диалога (НТСД) предполагает взаимодействие правительства, работников и работодателей с целью обсуждения государственной политики, законов и других решений, оказывающих влияние на социальных партнеров. Трехсторонние консультации активизируют сотрудничество между партнерами и помогают найти консенсус в вопросах национальной политики. Социальный диалог является ключевым инструментом продвижения и обеспечения достойного труда, инклюзивного развития и социальной сплоченности, а также содействия эффективному управлению.
Трехсторонний социальный диалог играет важную роль в таких вопросах, как обеспечение продуктивной занятости и социальной защиты, продвижение международных трудовых норм, регулирование минимальной заработной платы, обеспечение гендерного равенства и охраны труда, разрешение коллективных трудовых споров, а также постепенный переход к экологически ответственной экономике. Через эффективное решение указанных вопросов процессы социального диалога призваны содействовать плавному осуществлению политических и экономических преобразований и снижению негативного влияния кризисов.
Социальный диалог в Узбекистане прошел долгий и непростой путь своего становления.
Хотя, введенный в действие с 1 апреля 1996 года, Трудовой кодекс предоставлял возможность заключения Генерального соглашения по социально-экономическим вопросам между Советом Федерации профсоюзов Узбекистана, республиканскими объединениями работодателей и Правительством Республики Узбекистан, в течение долгого времени такое соглашение не заключалось.
Формальной причиной незаключения Генерального соглашения являлось отсутствие на тот период в Узбекистане республиканских объединений работодателей: класс крупных работодателей-собственников еще не был сформирован, поскольку все ведущие отрасли экономики контролировались государством, а частная собственность на средства производства существовала лишь в малом и среднем бизнесе.
Сдерживанию развития трипартитного социального диалога в республике на рубеже XX – XXI веков способствовала и неразвитость законодательства, в котором отсутствовали ключевые дефиниции, и не предусматривалось формирование постоянно действующих органов социального диалога.
Тем не менее, в этот же период наблюдалось практическое развитие социального диалога в отраслевом, территориальном и локальном масштабе, что создавало предпосылки для его становления и на общенациональном уровне.
Так, профсоюзы Узбекистана совместно с социальными партнерами достигли следующих результатов в деле совершенствования практики коллективных переговоров и повышения действенности коллективных договоров и соглашений:
1) была обеспечена иерархическая взаимосвязанность коллективных переговоров на разных уровнях, чему способствовало Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан, где было определено, что коллективным договором не может быть ухудшено положение работника по сравнению с коллективным соглашением;
2) налажена общественная экспертиза проектов коллективных договоров и соглашений для оценки их соответствия требованиям законодательства и нормам вышестоящих соглашений;
3) внедрена ведомственная статистическая отчетность по выполнению коллективных договоров;
4) налажена уведомительная регистрация коллективных соглашений в органах Министерства занятости и трудовых отношений, а коллективных договоров – в профсоюзных органах;
5) основана практика заключения тарифных соглашений в реальном секторе экономики;
6) внедрена методология определения социальной эффективности коллективных договоров в виде суммы средств, израсходованных на выполнение их мероприятий в расчете на одного работника;
7) внедрены правила единого переговорного процесса для всех отраслей, в соответствии с которыми коллективные соглашения должны заключаться не позднее 1 февраля, а коллективные договоры – не позднее 1 апреля соответствующего года;
8) обеспечена ежегодная публикация в СМИ и доступность на веб-ресурсах базового и специализированных макетов, которые принимается за основу большинством юридических лиц при разработке конкретного коллективного договора.
Генеральное соглашение как основополагающий документ национального трехстороннего социального диалога
В феврале 2011 года было подписано первое в истории страны Генеральное соглашение по социально-экономическим вопросам между Кабинетом Министров, Советом Федерации профсоюзов Узбекистана и Торгово-промышленной палатой Узбекистано по социально-экономическим вопросам (далее – Генеральное соглашение).
В дальнейшем Генеральное соглашение обновлялось каждые три года на новый срок. С 2020 года от стороны работодателей Генеральное соглашение подписывается Конфедерацией работодателей Узбекистана, объединяющей практически всех работодателей страны.
В рамках выполнения обязательств по Генеральному соглашению в последние годы удалось наладить системное сотрудничество социальных партнеров и решить ряд вопросов в социально-трудовой сфере.
Совместными усилиями социальных партнеров достигнута ратификация конвенций МОТ №81 “Об инспекции труда в промышленности и торговле”, №87 “О свободе объединений и защите права на объединение в профсоюзы”, №129 “Об инспекции труда в сельском хозяйстве”, №144 “О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм”, а также Дополнительного протокола 2014 года к Конвенции 1930 года о принудительном труде.
Благодаря Генеральному соглашению был разработан и принят новый Закон “О профессиональных союзах”, который значительно расширил права и полномочия профсоюзов.
В контексте реформ по либерализации законодательства за последние годы достигнуто снижение налоговой нагрузки физических лиц, повышение размеров заработной платы, пенсий и пособий, ликвидация хронической задолженности по заработной плате, повышение мобильности рабочей силы, упрощение процедуры трудоустройства граждан за рубежом, совершенствование условий оплаты труда работников образования, здравоохранения, культуры и ряда других отраслей, а также искоренение детского и принудительного труда в республике.
Одним из наиболее значимых изменений в сфере регулирования рынка труда явилось введение государственного заказа на создание новых рабочих мест, внедрение субсидированной занятости для лиц из числа социально уязвимых слоев населения, предоставление грантов безработным гражданам, желающим начать предпринимательскую деятельность.
При активном участии Федерации профсоюзов в 2019 году впервые были утверждены районные коэффициенты к оплате труда, а также продолжительность ежегодного дополнительного отпуска работникам, занятым на работах в местностях с тяжелыми и неблагоприятными природно-климатическими и бытовыми условиями.
Введены обновленные отраслевые повышающие коэффициенты тарифных ставок рабочих по отдельным технологическим видам работ, производствам и видам экономической деятельности. Утверждены новые размеры надбавок, связанных с разъездным характером работ, усилены гарантии работникам, направляемым в служебные командировки, улучшены условия оплаты труда водителей автомобильного транспорта.
28 января 2020 года подписано и введено в действие новое Генеральное соглашение между Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Советом Федерации профсоюзов Узбекистана, Конфедерацией работодателей Узбекистана по социально-экономическим вопросам на 2020-2022 годы. Впервые в истории Генеральное соглашение от имени Правительства подписано непосредственно Премьер-министром.
В данном Генеральном соглашении отражены следующие основные нормы:
изучение возможностей имплементации в национальное законодательство конвенций МОТ, касающихся возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве, охраны заработной платы, оплачиваемых отпусков, работников с семейными обязанностями, надомного труда, охраны материнства, безопасности и гигиены труда, а также законодательного закрепления понятий “потребительская корзина” и “прожиточный минимум”;
проведение трехсторонних консультаций по вопросам установления минимального размера оплаты труда, принятие совместных мер по повышению реальной заработной платы и доходов трудящихся, сохранению удельного веса оплаты труда в ВВП на уровне не менее 30%, снижению инфляции в потребительском секторе ниже 10%
разработка и реализация концепции перехода от неформальной к формальной экономике, оказание содействия реализации прав нестабильно занятых граждан, недопущение превышения уровня безработицы, рассчитанной по методологии МОТ, выше 5% от численности экономически активного населения.
внедрение системы безопасности и гигиены труда, предупреждение травматизма, профессиональных заболеваний, осуществление контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, разработка стандартов требований и норм по охране труда в сельском хозяйстве;
разработка Стратегии социальной защиты населения на период до 2030 года, оказание материальной помощи через коллективные договоры и соглашения малообеспеченным семьям, семьям с детьми, пенсионерам, ветеранам войны и труда;
установление дополнительных гарантий для женщин и молодежи, защита их интересов, исходя из программы Президента Республики Узбекистан по реализации “Пяти важных инициатив по повышению духовности молодежи и организации ее содержательного досуга”;
развитие социального диалога и социального партнерства, содействие созданию профсоюзных организаций на предприятиях с иностранными инвестициями, а также в хлопково-текстильных производствах (кластерах), ежегодное проведение общественных слушаний представителей Правительства, министерств, ведомств с участием профсоюзного актива и работодателей республики для обсуждения актуальных социально-экономических вопросов.
Институционализация национального трехстороннего социального диалога
В целях дальнейшего развития национального трехстороннего социального диалога, по инициативе Федерации профсоюзов достигнуто принятие постановления Кабинета Министров №553 от 03.07.2019 года “О трехсторонних комиссиях по социально-трудовым вопросам”.
В соответствии с данным постановлением образованы республиканская и территориальные комиссии по социально-трудовым вопросам из числа представителей органов государственной власти и управления, профессиональных союзов и объединений работодателей.
Основными задачами Республиканской трехсторонней комиссии по социально-трудовым вопросам определены:
проведение консультаций и согласование позиций по вопросам обеспечения реализации социально-экономической политики, направленной на защиту трудовых прав, экономических и социальных интересов работников и работодателей, повышение уровня жизни населения;
обеспечение конструктивного сотрудничества на основе взаимного учета позиций, прав и интересов;
содействие коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений путем заключения Генерального соглашения и контроля хода его реализации;
изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социального партнерства и социально-трудовых отношений, проведение консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм;
проведение консультаций по формированию ответов на вопросники, касающиеся пунктов повестки дня Международной конференции труда, и замечаний правительств к предлагаемым текстам, которые будут обсуждаться конференцией;
опубликование ежегодных докладов об осуществлении процедур, предусмотренных Конвенцией Международной организации труда №144 о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм;
периодическое рассмотрение нератифицированных конвенций и рекомендаций, которые еще не применяются, с целью определения мер, принимаемых для содействия их применению и в соответствующих случаях ратификации.
При комиссиях созданы рабочие группы по:
разработке и реализации Генерального (территориального) соглашения;
проведению трехсторонних консультаций для содействия применению международных трудовых норм;
рассмотрению коллективных трудовых споров и проектов нормативно-правовых актов;
охране и безопасности труда;
вопросам занятости, заработной платы и социальной защиты.
Социальный диалог на отраслевом и территориальном уровнях
В результате коллективных переговоров с работодателями членские организации Федерации профсоюзов через коллективные соглашения и договоры добиваются принятия мер по защите трудовых прав работников и установления более высоких социальных стандартов.
В настоящее время принято 14 территориальных соглашений в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте. В отраслях действуют 107 отраслевых (в том числе 13 тарифных) соглашений.
Диаграмма. Распределение отраслевых (тарифных) соглашений по Республиканским советам отраслевых профсоюзов
(2020 г.)
Отраслевые соглашения между соответствующими профсоюзами и работодателями становятся важнейшим нормативным документом, определяющим основные направления социально-экономического развития отрасли, регулирующим условия и оплату труда, устанавливающим нижний предел социальных льгот и гарантий для работников с правом его повышения в коллективных догворах организаций отрасли.
Тарифные соглашения заключаются в отраслях реального сектора экономики и в них, для усиления социальной защиты работников, включается ряд конкретных показателей, например, минимальная и средняя заработноя плата по отрасли, отраслевая тарифная сетка по оплате труда, удельный вес тарифа в оплате труда, виды и минимальные размеры надбавок, доплат, компенсаций и стимулирующих выплат, минимальная продолжительность ежегодного основного и дополнительного отпуска и др.
Например, в тарифном соглашении на 2019-2021 годы между Республиканским советом профсоюза работников транспорта, дорожного и капитального строительства, строительной индустрии и Ассоциацией «Узпромстройматериалы» предусмотрено принять конкретные меры для повышения реальной заработной платы и доходов работников, сохранения доли заработной платы в производимой продукции на уровне не менее 30%.
Соглашение предусматривает установление повышенных в 1,6 раза коэффициентов Единой тарифной сетки, выплату надбавок не менее 12% при работе во вредных и тяжелых условиях труда, не менее 24% процента при работе в особо вредных и особо тяжелых условиях труда.
В отраслевых соглашениях, заключенных Республиканским советом профсоюза работников сфер предпринимательства, бизнеса и обслуживания Узбекистана с 8-ю социальными партнерами, а также в тарифном соглашении между Республиканским советом профсоюзов работников химической и фармацевтической промышленности и АО “Узкимесаноат” предусмотрено установление повышенных в 1,1 раза тарифных коэффициентов первого разряда. Повышеные тарифные коэффициенты по оплате труда установлены и для работников системы АО «Узбекгидроэнерго».
Отраслевые (тарифные) соглашения включают вопросы премирования по результатам производственной деятельности, установление надбавок и доплат за успехи в работе, доплаты водителям за классность и др.
В ряде отраслевых соглашений установлены ежегодные основные удлиненные отпуска, продолжительность которых составляет: в 9-ти отраслях 18 рабочих дней, в 6-ти отраслях 21 рабочий день, в 3 отраслях 24 рабочих дня. 78 действующих отраслевых соглашений предусматривают предоставление ежегодных дополнительных отпусков помимо установленных законодательством. В ряде отраслей предусмотрено установление сокращенного рабочего времени для женщин с детьми в возрасте до трех лет.
В большинстве соглашений предусматриваются традиционные меры социальной защиты, такие как компенсации за питание и проезд, материальная помощь на приобретение сельхозпродуктов, льготное предоставление продукции (услуг), производимой в отрасли, материальная поддержка при наступлении определенных событий (отпуск, свадьба, выход на пенсию, похороны, болезнь, необходимость операции, чрезвычайное происшествие).
В частности, 81 из действующих отраслевых соглашений предусматривает оказание материальной помощи в случаях выхода на пенсию, смерти близких родственников и по другим семейным обстоятельствам, в 42-х отраслевых соглашениях предусмотрена выплата компенсации на питание, в 46-ти – отрегулирован вопрос предоставления компенсации за проезд к месту работы и обратно.
В 2018 году на основе Конвенции МОТ № 100 внесены дополнения в Отраслевое (тарифное) соглашение между Республиканским советом профсоюзов работников химической и фармацевтической промышленности и АО “Узхимпром” в целях реализации принципа равной оплаты мужчин и женщин за труд равной ценности.
В частности, утверждена таблица, включающая наименования профессий с одинаковой оплатой труда, в которых были заняты преимущественно женщины (группа 2) и преимущественно мужчины (группа 1). В таблице, например, садовник был уравнен по ставкам заработной платы с уборщицей, плотник – со швеей, грузчик – с упаковщицей и т.д.. При изменении условий оплаты труда представителей группы 1, такие же условия должны быть установлены для представителей группы 2.
Территориальные (региональные) соглашения между профсоюзами, объединениями работодателей и органами исполнительной власти на местах, обычно направлены на адресную социальную защиту уязвимых групп, развитие социальной инфраструктуры, регулирование рынка труда, создание новых рабочих мест, эффективное использование жилищно-коммунальной сферы, развитие системы здравоохранения, учреждений образования и культуры, физической культуры и спорта, организацию летнего оздоровления детей.
В Республике Каракалпакстан, Джизакской, Кашкадарьинской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Ташкентской и Хорезмской областях подписаны комплексные региональные соглашения, предусматривающие адресные меры по социальной защите, обеспечению занятости населения, развитию социальной инфраструктуры в разрезе районов и городов.
Социальный диалог на локальном уровне
Результаты договоренностей, достигнутые между социальными партнерами на республиканском, отраслевом и территориальном уровнях имеют значение лишь в том случае, если они оказывают непосредственное влияние на социальное благополучие рядовых трудящихся – членов профсоюзов. Добиться этого можно лишь имплементацией нормативных положений и реализацией предписаний Генерального, отраслевых и территориальных соглашений в коллективных договорах, принимаемых непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях.
В соответствии с законодательством в коллективном договоре должны быть отражены нормативные положения прямо предписанные в законодательных актах, а также более льготные условия по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательными и иными нормативными актами.
В настоящее время в республике действуют около 111,5 тысяч коллективных договоров, в которых отражены социально-экономичекие права и интересы 4,4 млн. трудящихся, что составляет 99,7% от общего числа работающих членов профсоюзов.
В 109 216 (или в 98%) действующих коллективных договоров включено требование о получении предварительного согласия профсоюзного комитета на прекращение трудового договора с работником по инициативе работодателя.
На ряде предприятий, организаций и учреждений через коллективные договоры урегулированы вопросы гибкого рабочего времени и трудовых отпусков.
Так, в соответствии с коллективными договорами в 8 983 хозрасчетных организациях продолжительность трудового отпуска 505 565 работников не была уменьшена, хотя в течение года они воспользовались дополнительными днями отдыха в счет отпуска в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан № ПФ-5574 от 12 ноября 2018 года.
По условиям коллективных договоров ежегодно 55% работников пользуются основными удлиненными, а 50% – дополнительными отпусками, помимо установленных законодательством.
В ряде отраслей негосударственного сектора коллективные договоры стали эффективным средством повышения заработной платы. По итогам 2019 года на 16 997 предприятиях и организациях страны на основе коллективных договоров увеличены тарифные коэффициенты по оплате труда по сравнению с Единой тарифной сеткой, в результате чего заработная плата 881 212 работников расчитывается, исходя из повышенных базовых ставок, что составляет 20% от общего числа работников, охваченных коллективно-договорными отношениями.
Коллективные договоры содержат весьма широкий спектр мер социальной защиты работников и членов их семей.
Как правило, эти меры включают в себя:
оказание материальной помощи и вручение ценных подарков работникам при уходе на пенсию;
поощрения в связи с достижением юбилейных дат;
оказание материальной помощи и вручение продуктовых наборов неработающим пенсионерам, а также матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком от 2 до 3 лет;
приобретение школьных принадлежностей детям из семей, потерявших кормильца;
установление сокращенного рабочего времени для женщин с детьми;
оказание материальной помощи малообеспеченным семьям и семьям воспитывающим детей-инвалидов;
частичная оплата контрактов на обучение в вузах для детей работников;
выделение беспроцентных ссуд на строительство жилья или прохождение службы в мобилизционном призывном резерве для молодых работников.
Только в 2019 году через коллективные договоры 209 214 граждан и 79 550 семей получили один или несколько из вышеуказанных видов материальной поддержки на сумму 142 171 млн. сумов.
В качестве примеров позитивной практики, можно отметить целый ряд предприятий и организаций, где уделяется большое внимание социальной поддержке работников и членов их семей: АО “Муборакнефтегаз”, ООО “Муйнак Текстиль”, АО “Узметкомбинат”, ООО “Самавто”, ООО “Автоойна”, Андижанский, Бухарский и Самаркандский филиалы АО “Узбекистон почтаси”, АО “Биокимё”, АО “Джизакпластмасса”, СП АО “Узэлектроаппарат-Электрощит”, ИП ООО “ПАПФЕН”, ООО “POSCO international Textile Limited”, ООО “Термезский речной порт”, Ташкентский областной филиал “Ипотека банк», ООО “Индорама Коканд Текстиль” и др.
Сумма средств, израсходованных на выполнение мероприятий коллективных договоров в расчете на одного работника в среднем по республике по итогам 2019 года составила в среднем 5 158,8 тыс сумов. В разрезе отраслей этот показатель варьируется от 1 до 13 млн. сумов.
Данная сумма включает в себя все прямые и косвенные доходы работника, полученные за год сверх установленных законодательством норм: оплата труда по повышенным тарифным коэффициентам, премии, доплаты, надбавки, компенсации, расходы на питание, оплата за дни дополнительного отпуска, материальная помощь, ценные подарки, расходы на охрану труда, оздоровление и т.п.
Диаграмма. Динамика изменения суммы средств, израсходованных на выполнение мероприятий коллективных договоров, в расчете на одного работника в среднем по Узбекистану, тыс. сумов
Диаграмма. Сумма средств, израсходованных на выполнение мероприятий коллективных договоров по итогам 2019 года, в расчете на одного работника в разрезе отраслей, тыс. сумов
Таким образом, на сегодняшний день структура социального диалога в Узбекистане окончательно сформирована и реализуется на четырех уровнях: республиканском, отраслевом, территориальном и локальном.
Махмуджон ИСАЕВ,
заведующий отделом аппарата Совета Федерации профсоюзов Узбекистана, к.т.н.