01.02.2021. Сфера труда испытывает на себе глубокое влияние мировой пандемии COVID-19. Для поддержки доходов и сохранения рабочих мест, а также для предотвращения полного обвала экономики в странах мира введены в действие беспрецедентные по масштабу программы налоговых льгот.
Непременным условием разработки и осуществления целесообразных стратегий и политики противодействия негативному влиянию кризиса, вызванного пандемией, а также построения инклюзивного общества является действенный социальный диалог и взаимодействие между органами власти, организациями работодателей и работников.
На начальном этапе выполнения глобального анализа тенденций поведения профсоюзов в период пандемии COVID-19 определялось, какие категории трудящихся оказались, по мнению профсоюзов, в наиболее тяжелом положении и какие секторы больше всего пострадали от пандемии. Затем давалось краткое описание реакции профсоюзов на кризис, вызванный пандемией, и прогресса, достигнутого в ходе трех или двухстороннего социального диалога или двухстороннего взаимодействия с правительством в 133 странах мира, включая одну территорию, в период с марта по август 2020 года. При этом указывалось, одобряли ли профсоюзы социально-экономические меры правительства и имели ли место нарушения прав трудящихся и профсоюзов. В заключение приводились рекомендации о том, как профсоюзы могут укрепить потенциал противодействия и способствовать построению «лучшей жизни в новых условиях».
Выводы глобального анализа тенденций опираются на анализы региональных тенденций, касающихся реакции профсоюзов на COVID-19. Они отражают информацию, которую национальные профсоюзные органы передали специалистам ACTRAV, работающим в составе внешних бюро МОТ, информацию базы данных МОТ о COVID-19, а также информацию, полученную из других источников, таких как национальные и международные профсоюзные организации.
Какие категории трудящихся и секторы, по мнению профсоюзов, пострадали больше всего и находятся в наиболее тяжелом положении?
Больше всего от кризиса, вызванного COVID-19, во всем мире пострадали работники сферы здравоохранения и экстренных служб. Они рисковали своей жизнью ради спасения других людей, несмотря на наблюдающийся дефицит СИЗ. В числе тех, кто пострадал больше всего из-за отсутствия защиты и гарантий замещения доходов или сбережений, случайного характера трудовых отношений и исключения из сферы действия мер поддержки, находятся и работники неформальной экономики, самозанятые и временные работники. Наконец, резкое снижение спроса и прибыли вплоть до полного прекращения своей работы испытали микро, малые и средние предприятия (ММСП).
В наиболее тяжелом положении преимущественно в силу неформального и случайного характера выполняемой ими работы, плохих условий труда, подверженности насилию и маргинализации, а также отсутствия защиты или помощи со стороны государственных служб, оказались женщины, молодежь, работники-мигранты, беженцы и инвалиды.
Больше всего от пандемии пострадали такие секторы, как туризм, автомобильный и морской транспорт, а также гражданская авиация и строительство, торговля и гостиничный бизнес, индустрия досуга и развлечений, обрабатывающая промышленность. Действующие в них предприятия испытали временную остановку или прекращение экономической деятельности, ограничения свободы передвижения и закрытие границ, серьезный риск банкротства и резкий спад, оказывающий негативное воздействие на занятость, предложение услуг и уровень обеспеченности сырьем и материалами.
Реакция профсоюзов на кризис, вызванный COVID-19
Трудящиеся активно участвуют в процессе социального диалога: социальный диалог при менялся для достижения консенсуса об адресных мерах защиты работников и предприятий в рамках противодействия пандемии в 108 из 133 (81 проценте) стран. Как минимум, одна форма социального диалога (трехсторонний, двухсторонний или оба) применялись во всех странах арабского мира и 88 процентах стран Азии, за ко торыми следуют страны Европы и Центральной Азии (84 процента), Африки (77 процентов), а также Северной и Южной Америки (76 процентов).
Трехсторонний диалог между государством, профсоюзами и организациями работодателей имел место в 79 из 133 (59 процентах) стран. Если профсоюзы участвовали в дискуссиях по вопросам политики, среди тем переговоров чаще всего фигурировали меры в сфере социальной защиты и занятости, а также обязательства по взаимодействию в области производственных отношений, меры налогового характера и охрана труда (ОТ).
Двухсторонний диалог между работодателями и профсоюзами отмечался в 82 из 133 (62 процентах) стран. Работодатели и работники часто выражали одни и те же опасения в отношении достаточности принимаемых мер и отсутствия на рынке необходимых материалов и сырья (например, СИЗ). В ряде случаев они направляли органам власти совместные заявления, предложения или просьбы. Они также вводили в действие усиленные меры ОТ или договаривались о выплате отдельным категориям работников дополнительных пособий. В ряде случаев для того, чтобы предотвратить коллективные увольнения, а также укрепить гарантии занятости, они подписывали между собой меморандумы о взаимопонимании или соглашения с Радиовещательной ассоциацией Содружества.
Двухстороннее взаимодействие между профсоюзами и государством имело место в 46 из 133 (34 процентах) стран, включая одну территорию. Темы переговоров включали поправки к действующему законодательству в свете кризиса, вызванного COVID-19, выплату пособий в связи с сокращением кадров и пособий по безработице тем, кто потерял работу, меры поддержки дохода самозанятых и нуждающихся, дополнительные пособия медицинским работникам, а также необходимые меры охраны труда и здоровья трудящихся.
Целенаправленные действия профсоюзов в интересах своих членов (работников) включали создание фондов чрезвычайной помощи, организацию информационно-разъяснительных кампаний, учебных программ и услуг по подбору вакансий на рынке труда, юридические консультации, распределение продуктовых наборов и СИЗ, а в некоторых случаях – признание COVID-19 как производственной травмы.
Ограничительные и карантинные меры оказали большое влияние на профсоюзное строительство. В итоге если некоторые профсоюзы решили прекратить сбор членских взносов, то другие увидели в кризисе возможность для проведения разъяснительной работы и охвата работников неформальной экономики и провели успешные кампании по привлечению членов. Другие профсоюзы разработали новаторские методы объединения и налаживания связей со своими членами, а также проведения гуманитарных акций для сохранения своей актуальности.
Одобрение государственных мер противодействия COVID-19: В целом профсоюзы приветствовали государственные меры противодействия COVID-19 и демонстрировали поддержку в форме обеспечения их соблюдения со стороны работников. Однако во многих случаях они были недовольны практической реализацией механизмов социального диалога, а также отстранением профсоюзов от участия в процессе принятия решений и отсутствием ясности в отношении принимаемых мер. В некоторых случаях их критика касалась неспособности органов власти обеспечить адекватную защиту всем, в том числе тем работникам, которые обычно не попадают в сферу действия принимаемых мер в силу своего статуса занятости.
Некоторые профсоюзы из различных регионов указали на нарушения прав работников и профсоюзов.
Большинство нарушений отмечались в арабских государствах (67 процентов стран) и странах Азиатско-Тихоокеанского региона (35 процентов), за которыми следуют Европа и Центральная Азия (29 процентов), Африка (21 процент), Северная и Южная Америка (20 процентов). Предметом нарушений были в основном международные трудовые нормы, положения трудового законодательства, касающиеся процедуры увольнения, продолжительности рабочего времени и порядка выплаты заработной платы, а также правила ОТ.
Рекомендации органам власти и работодателям со стороны профсоюзов: Предметом обращений в органы власти в целях принятия неотложных мер были всеобщая медицинская помощь, расширение выплаты пособий по временной нетрудоспособности и безработице, а также семейных пособий, денежные трансферты, гарантии занятости и дохода, финансовая помощь предприятиям, соблюдение правил охраны труда, натуральные выплаты и признание COVID-19 производственной травмой. В числе средне- и долгосрочных рекомендаций фигурировали укрепление механизма социального диалога, расширение охвата социальной защиты, осуществление долгосрочных инвестиций в социальную сферу и систему социального обеспечения, а также списание внешних долгов.
Выводы
Профсоюзам следует рассматривать кризис как сигнал вносить свой вклад в дальнейшее ускорение прогресса и в продвижение трудовой и социальной повестки дня. Для этого им необходимо добиваться признания, участвовать в процессах принятия решений и заключения коллективных договоров, способствуя таким образом распространению основополагающих прав, минимальной заработной платы адекватного размера, максимальной продолжительности рабочего времени, медицинских услуг и пособий социальной защиты для всех, а также правил охраны труда и здоровья на производстве.
Для дальнейшего ускорения прогресса нужны меры глобального масштаба, опирающиеся на действенный социальный диалог и благоприятные производственные отношения. Профсоюзам следует добиваться того, чтобы временные меры, принятые с целью противодействия пандемии COVID-19, дали толчок мощному процессу восстановления экономики в средне- и долгосрочной перспективе в соответствии с приоритетами, указанными МОТ в своих принципах политики противодействия кризису, вызванному COVID-19.
Целями профсоюзной повестки дня по укреплению потенциала противодействия и расширению прав в условиях кризиса, вызванного COVID-19, должны быть: формирование политической воли, содействие укреплению механизмов социального диалога, создание базы знаний и потенциала, укрепление представительской функции, неуклонное содействие достижению приоритетов трудящихся, предложение новых услуг, расширение партнерств, активное участие в процессах ООН по устойчивому развитию, обмен информацией и усвоение опытов кризиса прошлого.