20.01.2022. Всю свою жизнь офицер-политработник, ныне полковник резерва Алишер Клычев посвятил службе в Вооруженных Силах Узбекистана, патриотическому, духовному воспитанию военнослужащих, формированию у молодежи твердого волевого характера и активной жизненной позиции, высоких человеческих качеств и физической закалки. Стремился к совершенствованию и получению новых знаний, эффективному выполнению воинского долга по обеспечению мира и стабильности в стране.
И, конечно же, он всегда считал службу в армии делом чести и гордости, символом преданности своему народу, родной стране. Так было, когда служил курсантом в военно-политическом училище, а потом в армейских рядах, занимал высокую должность в Академии Вооруженных Сил, открывшей новую страницу в истории становления национальной армии, и теперь, когда является председателем Объединенного профсоюзного комитета Министерства обороны Республики Узбекистан.
— Алишер Усманович, честно признаюсь, совсем недавно узнал, что в нашей узбекской армии действует профсоюз. Как же уживается в армейской среде строгий принцип единоначалия с профсоюзными положениями и декларациями? Каждый, служивший в армии, наверняка усвоил простую истину: приказ начальника — закон для подчиненного!
— А у нас в армейской среде и нет никаких профсоюзных организаций. Военнослужащие, кто в погонах, — не входят в профсоюз! Членами профсоюза является только гражданский персонал нашей армии — рабочие и служащие.
— Помню, в Советской Армии в быту очень часто ходило такое понятие, как «профсоюзник». В шутку им звали офицера, призванного на два года в армию после окончания гражданского вуза с военной кафедрой. До получения офицерской должности многие из них платили профсоюзные взносы. Однако единого профсоюза в бывшей армии не было, а действовали профсоюзные организации, объединявшие рабочих и служащих в армии, под руководством армейских партийных органов.
— Я изучал вопрос с профсоюзным движением в зарубежных вооруженных силах. В настоящее время армейские профсоюзы, объединяющие гражданский персонал и пользующиеся всеми правами, предоставленными профсоюзом, объединены в Федерацию профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил.
Кстати, история первого в СССР профсоюза — гражданского персонала Сухопутных войск, ныне профсоюза Армии России, тесно связана с ТуркВО. Именно в Ташкенте 10 августа 1990 года состоялась первая среди территориальных организаций, создававшегося тогда Профсоюза рабочих и служащих Сухопутных войск, учредительная профсоюзная конференция Туркестанского военного округа. Председателем теркома избран был Андрей Генрихович Штеркель, служивший старшим инструктором политического управления ТуркВО по работе с рабочими и служащими. По воспоминаниям профсоюзных лидеров того времени, это очень активный, порядочный и толковый работник, многое сделавший для становления профсоюзной организации округа.
Подполковник Штеркель, будучи уже в отставке, первым возглавил профсоюзный комитет нашей армии после объявления независимости, также объединивший рабочих и служащих. До моего прихода в объединенном профсоюзном комитете Минобороны было еще два председателя.
— Выходит, что профсоюзные организации в армии были, но действовали не очень активно?
— Профсоюзная работа в армии активизировалась благодаря Верховному Главнокомандующему, Президенту страны. А после того, как глава государства объявил 11 ноября Днем профессиональных союзов, деятельность наших профорганизаций и вовсе оживилась. Думаю, слова Президента из Обращения к работникам и активистам профсоюзов Узбекистана произвели на всех сильное впечатление. Он говорил о том, что все работодатели и руководители в нашей стране должны следовать общепризнанному в мире правилу: «На каждом предприятии, в учреждении обязательно должна действовать профсоюзная организация, и руководители обязаны тесно сотрудничать с ней. Только тогда мы сможем предотвратить нарушения трудового законодательства и утвердить в нашей жизни социальную справедливость».
— А что конкретно изменилось в Объединенном профкоме с Вашим приходом?
— Буду краток: между Министерством обороны и Республиканским советом профсоюза работников госучреждений было подписано Отраслевое соглашение. И теперь, согласно этому основополагающему нормативному документу, в каждой воинской части, каждом соединении, учреждении организуется профсоюзная деятельность, заключаются коллективные договоры. Работа эта продолжается и сейчас. Надо отметить, командиры и их заместители во взаимодействии и тесном партнерстве активнее начали проводить работу, связанную с выполнением коллективных договоров, социальной защитой гражданского персонала, внимательнее и терпеливее относиться к людям, когда речь заходит, к примеру, о льготах, положенных гражданскому персоналу.
— А разве командование воинской части может оставаться не заинтересованным в партнерстве с активнодействующим профсоюзом?
— Разумеется, нет. К тому же профсоюзное социальное партнерство это не только льготы и социальная защита для персонала, обслуживающего воинскую часть, но еще и крепкая трудовая дисциплина в армии. А еще это дополнительный рычаг в управлении гражданским персоналом.
— Какие еще интересы работников защищает профсоюз в армии?
— Так же, как и на гражданке, профсоюз в армии заботится о здоровье людей, выделяет им путевки в профсоюзные здравницы, а детям — в детские оздоровительные лагеря. И тоже не просто так, а на льготной основе.
В коллективном договоре прописана и процедура, защищающая персонал от незаконного увольнения работодателем. Несколько глав локального документа касается организации и проведения культурно-массовых мероприятий в трудовом коллективе, а также лечебных, спортивных.
— Что хорошего, ценного сделает Объединенный профком в ближайшее время?
— Первое, самое неотложное, что нам необходимо сделать, — привести нормативные документы в порядок. Мы уже поставили перед собой такую задачу и начали работать.
Во-вторых, надо как можно быстрее дойти, достучаться до каждого нашего работника, выяснить, какие у него проблемы накопились, понять, что мешает ему эффективно трудиться, убрать все препоны с его пути. Возможно, именно они и снижают уровень его трудовой и производственной дисциплины в цехе или на участке. Говорят же, что самый счастливый человек это тот, который не только на работу идет с радостью, но и возвращается домой с таким же чувством. По-моему, наш профсоюз как раз и обязан этому способствовать — создавать именно такие условия своим работникам.
— А какие профсоюзные мероприятия удалось вам провести в минувшем году лучше всего?
— Думаю, многим понравилась встреча, организованная нами в преддверии 9 Мая с воинами-афганцами, работающими в подразделениях Министерства обороны. Некоторые из наших активистов сомневались в успехе. Говорили накануне: «Не удастся расшевелить интернационалистов, оторвались, мол, они от армии». А получилось все очень здорово. И торжественное собрание прошло нестандартно, и концерт. Молодежь пришла, подарки вручили. Уверен, военно-патриотическую работу в своих трудовых коллективах, объединив усилия с воинами-афганцами, мы поставим на ноги!
Неплохо продолжаем работу с ветеранами нашего профсоюза. Перед 30-летием независимости организовали для них, не без помощи, конечно, Минобороны, несколько бесплатных экскурсий в мемориальный комплекс «Парк Победы». Шли сюда ветераны семьями, и всех мы обеспечили гидами, создали хорошие условия для семейного отдыха. А главное, Объединенный профком принял решение сделать такие встречи не разовыми, а постоянными!
Радует и социальное партнерство с Государственным музеем Вооруженных Сил. Здесь одна из самых сильных наших первичек. И теперь мы стараемся почти все значимые мероприятия проводить вместе с ней.
Начало, вроде бы, и неплохое у нас, но чувствуем, нужно еще много работать.
— Профсоюзные газеты могли бы помочь вам в приобретении передового опыта работы. Вы издания наши выписываете?
— Не только выписываем, но и читаем регулярно. Газеты нам нравятся, многому можно поучиться у вас, в том числе и в ведении профсоюзных дел. Но вот беда: как только читатели возьмут в руки газеты, раздаются возгласы: «А почему нас в «Ishonch» и «Ishonch-Доверии» опять не видно, хотя, вроде, и стоящие мероприятия постоянно проводим?».
От себя и трудового коллектива хочу попросить вас чаще отражать деятельность наших профсоюзных организаций в армии.
— В профсоюзной сфере Узбекистана укрепляются в последние годы международные связи. Недавно в Ташкенте подписан протокол собрания учредителей Совета профсоюзов стран Центральной Азии. Федерация профсоюзов Узбекистана стала членом Всеобщей конфедерации профсоюзов, на новый уровень выведено сотрудничество с Международной организацией труда. И у вас в армии, наверное, обновляются контакты с профсоюзами армий Ближнего зарубежья?
— Этот вопрос у нас в стадии изучения.
— И все же инициативы у вас, говорят, хоть отбавляй!
— Лишней инициативы не бывает. В принципе, и без нее, думаю, никогда не останемся, пока работают с нами такие активные председатели первичных профорганизаций, как Джанета Валиева, Дильфуза Ражабова, Нигора Ядгарова, Юлдуз Тошева, Кобилжон Рэжабов и другие.
Вот, к примеру, профсоюзы всей нашей страны принимают активное участие в социальной поддержке населения, обеспечивая права и интересы многих людей. Мы тоже заинтересовались опытом работы на основе «женской тетради». Собрали недавно председателей своих первичных профорганизаций и поставили перед ними главную задачу — тщательно изучить данный вопрос вместе со своим активом на собраниях. Проводимые работы по «женской тетради» на гражданке и в армии должны идти параллельно. Мы не имеем права оставаться в стороне от важных дел в государстве. И у нас в трудовых коллективах есть еще гражданский персонал, которому требуется помощь. Может, кому-то понадобится поддержка в оплате обучения сына или дочери в институте на контрактной основе? Всякое бывает.
Делами отвечая на решения VIII съезда Федерации профсоюзов Узбекистана, мы, как и многие передовые организации страны, также намерены выдвинуть конкретные предложения и инициативы по расширению полномочий и возможностей среды по защите прав и интересов рабочих и служащих.
Григорий Кляцкий