31.03.2023. В каждой профсоюзной первичке, будь то на предприятии или в организации, по-своему готовились к приходу Нового года по восточному календарю. Но особо в напряженном режиме работали в эти дни учреждения культуры и искусства, в том числе государственное унитарное предприятие «Киностудия документальных и хроникальных фильмов Узбекистана».
В уютном кабинете за компьютерами — сотрудницы студии, среди которых и Анастасия Хаванская, заведующая фильмотекой киностудии, директор картины и режиссер.
— Досматриваю фильм, работа над которым в стадии завершения, готовим его к просмотру, — отзывается на мое приветствие Анастасия. — Сама окончила режиссерский факультет института культуры и искусств, снимала документальные фильмы. Считаю, что именно они сохраняют для истории события навечно, как архивный документ.
Став лидером профсоюзной организации студии, прошла учебу на курсах повышения квалификации, получила сертификат. И вообще я восхищена работой Академии профсоюзов Узбекистана, — настолько все там тщательно продумано. Сейчас мы готовимся к пересмотру своего коллективного договора с администрацией, обновляем уголок профсоюза, где все будет расписано в новом видении, в том числе и касаемо нашей первички.
Если вернуться в прошлое, профсоюзная организация Ташкентской киностудии хроникально-документальных и научно-популярных фильмов Узбекистана, начавшая свою деятельность еще в 1932 году, была одной из передовых в отрасли. В 1933 году на экран вышел первый киноочерк «Оазис Кызылкума», позже в год выпускалось около 60 фильмов, многие из которых получили признание на международных кинофестивалях. В здравии еще те работники, но их остались единицы, кто более полувека верой и правдой служил любимой работе.
Председатель профкома говорит о ветеранах с особой благодарностью:
— Они постоянно с нами, посещаем их каждый месяц, приносим подарки, слушаем и записываем их воспоминания о деятельности студии. Вместе встречаем и самые незабываемые даты — День защитников Родины, Международный женский день, День памяти и почестей, День независимости Узбекистана и другие.
Сегодня в киностудии работают 48 человек — это административный, творческий, технический персонал.
— Коллектив, как вы заметили, небольшой, так что мы находим средства и возможности для помощи каждому, кто в этом нуждается. Будут ли это путевки в оздоровительные учреждения, санатории, детские лагеря, — продолжила беседу Анастасия Хаванская. — Часто посещаем с ветеранами театры, концерты. Памятным для коллектива стал концерт, посвященный празднику женщин, проходивший во Дворце дружбы народов. Получили море удовольствия.
Смотреть и восхищаться архивными лентами коллег, конечно, здорово, но показать работу свою — это разумнее всего, чтобы снова окунуться в документальное кино: искусство прошлого, настоящего ради будущего. Показать всем уникальные артефакты, хранящиеся в фондах студий как документальных, так и художественных, мультипликационных фильмов. И провести эту работу в тесном содружестве с Агентством «Узархив», Национальным архивом кинофотофонодокументов, показывая все на большом экране Дворца профсоюзов Узбекистана, зал и сцена которого видели за свои 110 лет множество выдающихся людей планеты.
— Благодарны за активное участие в социальном партнерстве, разумеется, и администрации, директору Фуркату Усманову, — сказала на прощание председатель профкома. — В эти весенние дни хотелось бы пожелать процветания представителям всех жанров киноискусства Узбекистана, чтобы восхищались нашей работой не только отечественные зрители, но и других стран. При этом понимая, что именно наш труд, создание наших лент, показ настоящей жизни, это архив, истинная история страны, народа, без которого будущего нет. Каждый, кто попадает в кадр наших фильмов, остается в истории навека, очень этим горд и признателен создателям хроникально-документальных фильмов.
Фатиха Гумарова