23.10.2023. Глобальная экономическая, социальная, политическая и технологическая трансформация приводит к интернационализации рынка труда.
Правовое регулирование в отношении трудовой миграции в межгосударственных отношениях стало актуальной проблемой, и уже давно является не только вопросом защиты прав граждан государства за рубежом, но и проблемой принимающей страны.
Например, право на равенство, справедливость, на недискриминацию трудящихся-мигрантов, а также предоставление им права на объединение в профсоюзы до сих пор не реализованы во многих странах нашего региона.
Как вы хорошо знаете, на миграционные потоки оказывают глубокое влияние два фактора и тенденции.
Первый – это кризисные ситуации, усугубляющие их положение (пандемии, войны, экономический кризис).
Второй – это долгосрочные тенденции (демографическая динамика, экономическое развитие, уровень развития ИКТ и логистической доступности).
Население Республики Узбекистан составляет более 36 миллионов человек, ежегодно оно увеличивается на 900-950 тысяч.
Узбекистан является страной-донором трудовых мигрантов. Около 1,8 миллиона наших граждан или 13% всего занятого населения постоянно работают за рубежом.
Вместе с тем, ежегодно на рынок труда Узбекистана вступает около 700 тысяч молодых людей, достигших трудоспособного возраста и желающих трудиться. Поэтому потребность во внешней трудовой миграции у нас будет сохраняться еще долго.
Легальная трудовая миграция играет для принимающих стран позитивную социально-экономическую роль во многих отношениях. Трудовые мигранты заполняют не престижные ниши на рынке труда с тяжелыми условиями работы, на которые не всегда соглашаются местные жители. Этим поддерживается и стимулируется рост целых отраслей экономики. Пример- развитие строительной отрасли в крупных городах России, которая основана на использовании дешевой рабочей силы из-за рубежа.
Трудовая миграция стала источником также потока денежных переводов в Узбекистан – они направляются трудовыми мигрантами их семьям – и превратилась не только в средство финансовой поддержки значительной части населения в регионе, но и одним из источников инвестиций в экономику. Так, денежные переводы в Узбекистан из-за рубежа за прошедшие два десятилетия увеличились с 790 миллионов до 8 миллиардов долларов США к 2022 году (рост в 10 раз).
В нашей стране существует система регулирования внешней трудовой миграции.
Во-первых, среди желающих работать за рубежом осуществляется отбор, их обучают профессиям, а также иностранным языкам. Затем кандидаты организованно направляются за границу на работу, в том числе по 22 межправительственным межведомственным соглашениям с 10 странами, такими как Корея, Турция, Япония, Россия, Германия, Казахстан и Израиль.
В 2022г. около 60 тысяч наших сограждан были трудоустроены в 19 странах, тогда как раньше они ограничивались только в Кореей и Россией.
Во-вторых, трудовым мигрантам из Узбекистана за рубежом оказывается правовая, материальная и социальная помощь со стороны Агентства по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и снижения бедности Республики Узбекистан.
Федерация профсоюзов Узбекистана тоже проводит системную работу по социальной поддержке семей трудовых мигрантов, остающихся в стране: она включает в себя материальную поддержку, оздоровление нетрудоспособных родителей и детей мигрантов.
В-третьих, осуществляется реинтеграция возвращающихся трудовых мигрантов, по возможности им предлагается трудоустройство на внутреннем рынке труда, оказывается помощь в открытии своего бизнеса.
Таким образом, трудовая миграция – это фактор экономического развития как стран-доноров мигрантов, так и принимающих стран. Отметим несколько мифов относительно трудовых мигрантов, укоренившихся в массовом сознании.
Первое – это то, что мигранты якобы отбирают рабочие места и снижают заработную плату коренных жителей.
Здесь уместно напомнить, что присуждение Нобелевской премии 2021 года по экономике Д.Карду, Дж.Энгристу и Г.Имбенсу: ученым, которые эмпирическим путем доказали, что рост минимальной заработной платы практически не влияет на уровень безработицы, а трудовая миграция не уменьшает среднюю заработную плату коренных жителей, показывает несостоятельность многих мифов, укоренившихся в том числе в среде профсоюзов и политиков-популистов.
Второй миф: якобы мигранты увеличивают преступность.
Если взять к примеру Российскую Федерацию, где число иностранцев составляет около 11% населения. По данным Федеральной службы исполнения наказаний, на начало 2023 года общее количество заключенных в России составило 523 701 человек, из них иностранные граждане и лица без гражданства составляют 2 093 человека, т.е. всего 0,4% от общего числа заключенных.
Дополняя предложение нашего председателя Федерации Рафикова Кудратуллы Мирсагатовича, могу добавить, что в список конвенций МОТ приоритетных для ратификации в странах региона необходимо включить конвенцию №97 о трудящихся-мигрантах с первоочередной ее ратификацией в Казахстане и Монголии.