[:uz]Ўзбекистон касаба уюшмалари Федерациясининг Портали[:ru]Портал Федерации Профсоюзов Узбекистана[:oz]Oʻzbekiston kasaba uyushmalari Federasiyasining Portali[:uzl]Oʼzbekiston kasaba uyushmalari Federatsiyasining Portali[:]

Сайт находится в тестовом режиме

29.12.2023. Задачи и функции профсоюзов весьма многогранны, но главным экономическим назначением профсоюзов как организации является повышение заработной платы и доходов работников.

В Стратегических направлениях Федерации профсоюзов Узбекистана на 2021-2025 годы определено, что основным индикатором достойного труда является достойная заработная плата.

Для профсоюзов достойная заработная плата – это справедливая заработная плата, установленная в обоснованных размерах во всех организациях независимо от форм собственности и дифференцируемая в зависимости от уровня квалификации работника, сложности, количества, качества выполняемой работы.

Исходя из этого, усилия Федерации и её членских организаций направлены на достижение более справедливого распределения вновь созданного национального продукта между трудом и капиталом, повышение доли заработной платы в валовом внутреннем продукте.

Вышеуказанные задачи могут быть рекомендованы для реализации в подразделениях профсоюзов и первичных профсоюзных организациях в следующей интерпретации.

  1. Добиваться включения в коллективные договоры нормы об индексации заработной платы исходя из уровня инфляции и роста цен.
  2. Проводить анализ отраслевых или локальных тарифных сеток по  оплате труда с целью внедрения социально справедливой системы оплаты и нормирования труда, принимать меры по предотвращению необоснованного снижения тарифных коэффициентов отдельных категорий работников за счет увеличения коэффициентов других категорий работников, эффективно используя в этих целях полномочия профсоюзов по  согласованию проектов локальных актов.
  3. На основании Постановления Президента Республики Узбекистан №ПП-4939 от 31 декабря 2020 года «О мерах по кардинальному совершенствованию системы оценки квалификаций и обеспечению рынка труда квалифицированными кадрами» установить системный общественный контроль за выплатой работникам заработной платы с учетом их  квалификационного уровня.

В этих целях необходимо сравнивать тарифный разряд, присвоенный работнику в организации, с диапазоном тарифных разрядов, установленным для данной должности или профессии в соответствии с Государственным стандартом O`z DSt 3513:2021 «Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих» (ХАЛИКК-2020). Кроме этого изучить все надбавки, доплаты, компенсации и другие выплаты, установленные для данной категории работников законодательством и иными правовыми актами о труде, и требовать  их оплаты работодателем.

  1. При разработке собственных тарифных сеток отрасли или  организации рекомендуется предотвращать снижение тарифных коэффициентов работников по сравнению с соответствующими коэффициентами аналогичных разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда (ЕТС). (Например, если тарифный коэффициент 3-го разряда по ЕТС равен 1,1060, необходимо добиваться, чтобы тарифный коэффициент 3-го разряда в тарифной сетке отрасли (организации) был установлен в  не  меньшем размере).
  2. Обеспечить участие профсоюзов в вопросах нормирования труда, при этом уделять особое внимание обоснованности норм труда при согласовании сдельных расценок и должностных инструкций (в частности, с точки зрения недопущения расширения круга обязанностей работника без  соответствующего увеличения заработной платы).
  3. Регулярно анализировать среднюю зарплату по организации (отрасли, территории) и удельный вес оплаты труда в продукции (работах, услугах) и  не допускать их снижения.
  4. Добиваться установления в отраслевых коллективных соглашениях и коллективных договорах оптимального соотношения между основной (базовой) и дополнительной (переменной) частями заработной платы в  организации (отрасли), при этом основная (базовая) часть заработной платы должна быть не менее 50  процентов.
  5. Необходимо установить эффективный профсоюзный контроль за  строгим соблюдением работодателями гарантированного минимального размера оплаты труда (МРОТ). В этих целях Федерацией профсоюзов разработаны и  доведены до мест такие типовые документы, как «Система общественного контроля за соблюдением работодателями стандартов минимального размера оплаты труда», «Схема проведения общественного контроля за соблюдением стандартов минимального размера оплаты труда».
  6. Известно, что некоторые работодатели (особенно фермерских хозяйств и субъектов частного предпринимательства) не соблюдают законодательно установленный МРОТ. Иногда в эту сумму они включают премии, надбавки, другие поощрительные выплаты, а также повышенную оплату сверхурочных работ, работ в выходные и нерабочие праздничные дни, оплату работы в ночное время, выплаты по районным коэффициентам и другие компенсационные и социальные выплаты и утверждают, что ими выплачивается заработная плата в размерах, не ниже МРОТ.

Учитывая, что такая практика противоречит статье 245  Трудового кодекса Республики Узбекистан, необходимо требовать, чтобы сам оклад работника был не ниже МРОТ.

  1. При нарушении работодателем срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при прекращении трудового договора и (или) других выплат, причитающихся работнику, в соответствии со статьей 333 Трудового кодекса Республики Узбекистан необходимо требовать их выплату с уплатой процентов (денежной компенсации), исходя из действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан за  каждый день задержки, начиная со следующего дня после срока выплаты по день фактического расчета включительно.
  2. Известно, что согласно статье 253 Трудового кодекса Республики Узбекистан работодатель обязан по запросу работника информировать его о  начислениях и удержаниях, произведенных при расчете заработной платы. Рекомендуется через коллективно-договорное регулирование обязать работодателя предоставлять такую информацию даже при отсутствии запроса работника, что предотвратит незаконные удержания с работников.
  3. В организациях с долей государства в уставном капитале (фонде) менее 50 процентов необходимо добиваться применения отраслевых коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих по отдельным технологическим видам работ, производствам и видам экономической деятельности, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №743 от 06.09.2019 г.
  4. Добиваться утверждения по согласованию с профсоюзным комитетом и отражения в коллективных договорах перечня профессий и  должностей работников, которым устанавливаются надбавки, связанные с  разъездным и подвижным характером работ.
  5. В организациях с долей государства в уставном капитале менее 50  процентов добиваться установления в коллективных договорах размера надбавок водителям автотранспортных средств за уровень квалификации, за  осуществление международных грузоперевозок, в соответствии с  «Положением об общих условиях оплаты труда водителей автомобильного транспорта» (зарегистрированным Министерством юстиции 23.01.2019 г. №3130).

Махмуджон Исаев

заведующий отделом по защите социально-экономических интересов трудящихся аппарата ФПУ,

кандидат технических наук