31.05.2024. Профсоюзы Узбекистана являются организацией, никогда не утрачивающей своей актуальности. Во многом благодаря самоотверженно трудящимся на этом поприще людям, для которых честь и достоинство, защита прав и интересов человека всегда на первом месте. Один из них Шермат Бегматов, ветеран, проработавший долгие годы на железной дороге, в том числе в Республиканском совете профсоюза железнодорожников и транспортных строителей.
— Расскажите о себе, пожалуйста, когда поняли, что хотите связать судьбу с железной дорогой?
— Окончил я среднюю школу в 1967 году в баяутском совхозе Сырдарьинской области. Вырос в большой семье с двумя братьями и двумя сестрами. Мой старший брат Нормат отправился со мной в Ташкент, чтобы поддержать во время поступления в вуз. В столице мы приехали к своему знакомому, дедушке Одилу Джавхарову. Мой брат попросил его: «Вы уважаемый человек, прошу вас, воспитайте его, а самое главное, сделайте человеком». Аксакал ответил, что будет относится ко мне как к собственному сыну, который будет достойным человеком.
Во время моего проживания в семье аксакала, мы постоянно беседовали на темы нравственности, духовности и просвещения. Одил ака всегда требовал от меня почитания общечеловеческих ценностей, уважения к людям. После сдачи экзаменов в Ташкентский текстильный институт у меня не хватило нескольких баллов для поступления, к сожалению или к радости. Я, конечно же, расстроился, но Одил ака сказал, что не стоит этого делать. Он попросил сына, работавшего заместителем начальника Ташкентского железнодорожного отделения, устроить меня на работу. Именно Азиз ака был тем человеком, который заинтересовал меня железнодорожной отраслью. Каждое утро он уходил на работу в красивой форме, в которой выглядел солидным и представительным. По его рекомендации стал трудиться рабочим на предприятии по ремонту зданий и сооружений, входящем в состав железнодорожного отделения. Днем работал, вечером учился на подготовительных курсах Ташкентского института народного хозяйства. После окончания, в 1968 году подал документы в вуз, успешно сдал экзамены и поступил на вечерний факультет, по завершении получил диплом экономиста. С 1973 по 1978 годы работал нормировщиком на Ташкентском кожевенно-меховом заводе.
Но меня всегда тянуло на железную дорогу. И я вернулся. Работал ревизором санитарной службы Среднеазиатской железной дороги.
Мне посчастливилось поработать с такими маститыми специалистами, как начальник врачебной санитарной службы Шавкат Эшонходжаев, начальник финансового отдела Роза Игнатова, санитарный инспектор Александра Петрова, председатели правления АО «Узбекистон темир йуллари» Нормат Эрметов и Очилбой Раматов, председатели Центрального совета профсоюза железнодорожников Кутлимурат Собиров и Абдулхай Абдурахманов и многие другие, внесшие вклад в развитие дороги.
— С чего началась ваша профсоюзная деятельность?
— Во время обучения на экономическом факультете меня избрали группоргом, затем цехкомом профсоюза на Ташкентском кожевенно-меховом заводе. Будучи студентом имел представление о профсоюзной работе, что помогло в дальнейшем. В феврале 2005 года был избран председателем профкома управления АО «Узбекистон темир йўллари», с 2005 по 2012 годы заместителем председателя Республиканского совета профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, с 2012 по 2015 годы — начальником отдела социальной защиты.
— Расскажите о своей работе в профсоюзной организации? Какие вопросы вы решали?
— На меня была возложена ответственность по защите социально-экономических прав и интересов работников и их семей, пенсионеров, улучшению условий труда и оздоровления. Я применял в рабочем процессе устав и решения, принятые Советом Федерации профсоюзов, другие локальные документы. Перед сотрудниками поставил задачи своевременно сдавать ежемесячные отчеты, брать на себя ответственность за принимаемые меры и выполнение поставленных задач. Также уделял внимание работникам и пенсионерам с инвалидностью, им оказывалась адресная помощь на основании отраслевого соглашения АО «Узбекистон темир йуллари» и Республиканского совета профсоюза железнодорожников и транспортных строителей.
— Самый яркий пример, кому удалось помочь во время профсоюзной деятельности?
— По поручению председателя правления компании и председателя республиканского отраслевого совета, инвалиду первой группы
Ч. Чориеву в связи с производственной травмой, был отремонтирован дом, семью обеспечили углем в зимний сезон, а также детей устроили в детский сад и школу.
Финансовая помощь также была оказана пенсионерам-железнодорожникам, приехавшим на лечение в Ташкентскую центральную больницу из регионов. У нас была традиция поощрять людей за хорошую работу, вручать ценные подарки, почетные грамоты, денежные премии, а также путевки в санатории.
— Кто был вашим первым наставником в профсоюзной работе? Чему он вас научил?
— Когда перешел работать в профсоюзную организацию, Кутлимурат Собирович Собиров уже работал там. Несмотря на то, что между нами два года разницы, я у него многому научился, а именно выдержке, подкреплению слов делами, решительности, смелости, ответственности перед коллегами. Первым своим наставником по финансовым вопросам считаю покойную Розу Александровну Игнатову. У нее усвоил уроки пунктуальности, своевременного и грамотного решения финансовых вопросов. Моим профсоюзным наставником был начальник отдела по культурно-массовым и спортивным вопросам Центрального отраслевого совета Абдуманноп Гулямович Гулямов. Он имел большой опыт профсоюзной работы. У своего наставника перенял важное правило — уметь слушать людей.
— Как проводите время на заслуженном отдыхе?
— Я постоянно общаюсь со своими коллегами, а также с ровесниками, встречаюсь на различных мероприятиях с коллегами. Ведь для меня железная дорога — дело всей жизни, работа, которой посвятил лучшие годы своей жизни.
Оксана Кадышева