23.04.2025. Благодаря усилиям Федерации профсоюзов Узбекистана социальное партнерство и трехсторонний социальный диалог становятся ключевыми механизмами регулирования трудовой сферы в стране. В центре новой модели развития — права и интересы человека, а не абстрактные экономические показатели.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев неоднократно подчеркивал: люди хотят жить хорошо не в отдаленной перспективе, а уже сегодня. Эта установка полностью соответствует миссии профсоюзов и значительно облегчает выстраивание конструктивного диалога с органами государственной власти и объединениями работодателей.
Одним из важнейших инструментов социального партнерства в стране является Генеральное коллективное соглашение, которое заключается раз в три года между Кабинетом министров, Федерацией профсоюзов Узбекистана и Конфедерацией работодателей. Принципиально важно, что от имени правительства его подписывает лично Премьер-министр.
В действующем Генеральном соглашении закреплены следующие ключевые положения:
- проведение трехсторонних консультаций при определении минимального размера оплаты труда;
- обеспечение доли оплаты труда в ВВП не ниже 30%, снижение инфляции в потребительском секторе до уровня менее 10%;
- разработка концепции перехода от неформальной к формальной экономике;
- поддержка прав нестабильно занятых граждан, недопущение роста безработицы выше 5%;
- контроль условий труда и разработка отраслевых стандартов по охране труда, включая аграрный сектор;
- установление дополнительных социальных гарантий для женщин и молодежи;
- содействие созданию профсоюзных организаций на предприятиях с иностранным капиталом;
- ежегодное проведение общественных слушаний с участием органов власти по актуальным социально-экономическим вопросам.
На основе Генерального соглашения заключены 14 территориальных и 103 отраслевых коллективных соглашения. На локальном уровне действуют более 127 тысяч коллективных договоров, охватывающих 5,5 миллиона работников.
По итогам 2024 года средняя сумма средств, израсходованных на реализацию положений коллективных договоров в расчете на одного работника, составила 10 млн 90 тыс. сумов — это в 38 раз превышает среднегодовой размер профсоюзных членских взносов. Такой результат стал возможен благодаря новым подходам, как общественная экспертиза проектов коллективных соглашений и договоров для обеспечения их иерархической взаимосвязанности, внедрение методики расчета социальной эффективности коллективных договоров, а также правил единого переговорного процесса. Часть вышеуказанных новаций впоследствии получила законодательное закрепление.
По рекомендациям Международной организации труда были реализованы дополнительные меры по развитию социального диалога и коллективных переговоров:
- возобновлена практика заключения территориально-отраслевых соглашений на уровне районов, городов и областей;
- начата кампания по вовлечению во временное членство сборщиков хлопка и предоставлению им права на участие в коллективных переговорах;
- в коллективные договоры внедрен принцип равной оплаты труда мужчин и женщин за труд равной ценности;
- проводится регулярный гендерный аудит.
Все коллективные договоры и соглашения были пересмотрены в 2023 году с учетом положений нового Трудового кодекса и Генерального коллективного соглашения.
В целях институционального укрепления социального партнерства с 2019 года функционируют республиканская, отраслевые и территориальные трехсторонние комиссии. С 2023 года аналогичные комиссии созданы на уровне предприятий.
Председательство в Республиканской трехсторонней комиссии осуществляется на ротационной основе между сторонами партнерства — в настоящее время комиссию возглавляет Федерация профсоюзов.
В новом Трудовом кодексе расширены полномочия Республиканской трехсторонней комиссии по социально-трудовым вопросам. Так, более чем в 25 случаях принятие соответствующих нормативно-правовых актов предписано производить с участием Республиканской трехсторонней комиссии. Это касается утверждения минимального размера оплаты труда; согласования форм трудовых договоров; установления перечня территорий с тяжелыми природно-климатическими условиями; принятия нормативов по охране труда; разработки профессиональных стандартов; регулирования труда отдельных категорий работников.
Несмотря на достижения, перед системой социального партнерства стоят и серьезные вызовы.
Во-первых, неформальная занятость и стремительный рост численности самозанятых граждан, не имеющих работодателя — к началу 2025 года их число превысило 4,47 миллиона человек. Это существенно меняет структуру рынка труда и размывает традиционную модель партнерства.
Во-вторых, усиливается распространение платформенной занятости, которая пока не урегулирована трудовым законодательством.
В-третьих, расширение применения нейросетей, что ведет к дегуманизации целых групп профессий, а также переносу на искусственный интеллект части полномочий работодателя, включая алгоритмический менеджмент и оценку ключевых показателей эффективности работников.
Все эти факторы деформируют классическое социальное партнерство, размывают его основы, наносят ущерб правосубъектности сторон, а также вызывают необходимость вовлечения новых стейкхолдеров (например, потребителей) в регулирование трудовых отношений.
Отдельное внимание Федерация профсоюзов уделяет вопросу о законодательно закрепленном праве распространять коллективный договор только на членов профсоюза. В этом направлении изучается опыт Казахстана, Турции и Беларуси.
Таким образом, социальное партнерство остается универсальным и гибким механизмом разрешения трудовых и социальных вопросов. Профсоюзы Узбекистана готовы не только развивать этот институт в соответствии с вызовами времени, но и перенимать передовой международный опыт, укрепляя позицию человека труда в условиях новой экономической реальности.
Махмуджон Исаев
заведующий отделом по защите социально-экономических интересов трудящихся аппарата Федерации профсоюзов Узбекистана, кандидат технических наук