[:uz]Ўзбекистон касаба уюшмалари Федерациясининг Портали[:ru]Портал Федерации Профсоюзов Узбекистана[:oz]Oʻzbekiston kasaba uyushmalari Federasiyasining Portali[:uzl]Oʼzbekiston kasaba uyushmalari Federatsiyasining Portali[:]

Сайт находится в тестовом режиме

18.12.2019. Федерацией профсоюзов Узбекистана проведен круглый стол на тему “Актуальные вопросы в сфере труда”.

Для участия в работе Круглого стола были приглашены представители Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан,  Кабинета Министров, министерств и ведомств, Центрального банка, Генеральной прокуратуры, Комитета женщин, Торгово-промышленной палаты, Конфедерации работодателей, негосударственных некоммерческих организаций, научных учреждений, а также членских организаций и  территориальных объединений Федерации профсоюзов.

В процессе подготовки республиканского Круглого стола были проведены аналогичные круглые столы по данной теме в территориальных объединениях профсоюзных организаций Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, в ходе которых большинство проблемных вопросов нашли свое решение на местном уровне.

Вместе с тем, вопросы, решение которых входит в компетенцию республиканских органов государственной власти и управления, были внесены для рассмотрения на республиканском Круглом столе.

На Круглом столе было особо подчеркнуто, что в результате проводимых по инициативе Президента Республики Узбекистан широкомасштабных реформ в последние годы, как и  во всех сферах жизни государства и общества, в сфере труда происходит много важных изменений. Особое внимание уделяется повышению реальных денежных доходов и покупательской способности населения, дальнейшему сокращению количества малообеспеченных семей и  уровня дифференциации населения по доходам, последовательному повышению размеров заработной платы работников бюджетных учреждений, пенсий, стипендий и социальных пособий в  размерах, опережающих темпы инфляции, созданию новых рабочих мест и обеспечению рациональной занятости населения, прежде всего выпускников средних специальных и высших учебных заведений, обеспечению сбалансированности и развитию инфраструктуры рынка труда, сокращению уровня безработицы. Создаются условия трудоспособному населению для полной реализации их трудовой и предпринимательской активности, расширяется система профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, нуждающихся в  трудоустройстве.

Благодаря осуществлению широкомасштабных реформ по  либерализации законодательства за  последние годы удалось решить такие вопросы, как ликвидация хронической задолженности по заработной плате в отдельных отраслях экономики, повышение мобильности рабочей силы, упрощение процедуры трудоустройства граждан за рубежом, совершенствование условий оплаты труда педагогических, медицинских работников, работников культуры и  других отраслей, финансируемых из государственного бюджета.

Профсоюзы Узбекистана свои взаимоотношения с государством и  работодателями традиционно строят на основе социального партнерства, подтверждением чему является высокий статус Генерального соглашения по социально-экономическим вопросам, заключаемого между Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Советом Федерации профсоюзов и  Торгово-промышленной палатой Узбекистана.

Исходя из Генерального соглашения, уделяется особое внимание обеспечению выполнения коллективных договоров и соглашений, обогащению их содержания конкретными мероприятиями на основе современных требований с целью создания благоприятных условий труда и  отдыха для работников.

В коллективные договоры и соглашения, как правило, внесены конкретные и подробные нормативные положения, касающиеся организации оплаты труда, определения порядка установления надбавок, доплат и  компенсаций, предоставления работникам ежегодных основных удлиненных и  дополнительных отпусков, других вопросов, исходя из  отраслевой и  территориальной специфики.  Уделяется внимание и таким вопросам, как социальные гарантии, охрана здоровья, организация оздоровления работников и членов их семей, в том числе детей.

Через коллективно-договорные акты решаются и вопросы обеспечения полной занятости работников в соответствии их с профессией, квалификацией и трудовым договором, внедрения системы льгот для женщин и молодежи, создания новых рабочих мест, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, соблюдения норм законодательства при заключении и прекращении трудовых договоров. Уделяется пристальное внимание и повышению уровня безопасности труда,  улучшению санитарно-гигиенического состояния рабочих мест, обеспечению бытовыми помещениями, проведению аттестации рабочих мест, установлению льгот и компенсаций за вредные условия труда.

Таким образом, действующие сегодня 14 территориальных соглашений, 107 отраслевых соглашений, более 158 тысяч коллективных договоров, действующих непосредственно на предприятиях, организациях и учреждениях служат эффективному регулированию трудовых отношений, развитию  отечественного производства, созданию ряда льгот и компенсаций для работников, что способствует сохранению стабильности в трудовых коллективах.

Следует особо отметить, что в нынешнем году ратифицированы важнейшие инструменты МОТ: Конвенция 144 о трехсторонних консультациях для содействия применению международных  трудовых норм, Конвенция 81 об инспекции труда в промышленности и торговле, Конвенция 129 об инспекции труда в сельском хозяйстве, Протокол к Конвенции 29 о принудительном или  обязательном труде.

Предприняты дальнейшие шаги в деле полного искоренения принудительного труда в республике: Указом Президента «О  дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия торговле людьми и принудительному труду» создана Национальная комиссия по противодействию торговле людьми и  принудительному труду.

Одним из наиболее значимых изменений в сфере регулирования рынка труда в  нынешнем году явилось введение государственного заказа на создание новых рабочих мест, внедрение субсидированной занятости для лиц из  числа социально уязвимых слоев населения, предоставление грантов безработным гражданам, желающим начать предпринимательскую деятельность.

За счет внедрения новых подходов в сфере пенсионного обеспечения и налоговой политике обеспечен рост доходов граждан и хозяйствующих субъектов.

Так, с 1 января 2019 года всем работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полном размере, увеличен максимальный размер заработка, принимаемого для расчета пенсий, внедрена единая ставка налога на доходы физических лиц для всех граждан в размере 12%, отменены страховые взносы, удерживаемые с доходов в виде оплаты труда граждан в пользу Внебюджетного пенсионного фонда, увеличены тарифные коэффициенты нижних разрядов Единой тарифной сетке по оплате труда в среднем на 10%, ставки единого социального платежа для бюджетных организаций и  государственных предприятий установлены в размере 25%,   а  для  остальных юридических лиц снижены с 15 до 12 %.

Указом Президента Республики Узбекистан взамен минимального размера заработной платы введены: минимальный размер оплаты труда, базовая расчетная величина и базовая величина исчисления пенсии.

Как отметили участники Круглого стола, в нынешнем году получил свое разрешение ряд проблем, поднимаемых на протяжении долгих лет широкими слоями трудящихся, что является свидетельством действенности кардинальных реформ, проводимых по инициативе Главы нашего государства. В частности, впервые в  нынешнем году были утверждены районные коэффициенты к  оплате труда, а также предусмотренная Трудовым кодексом еще в  1996  году минимальная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска работникам, занятым на  работах в местностях с тяжелыми и  неблагоприятными природно-климатическими и  бытовыми условиями.

Кроме этого, введены обновленные отраслевые повышающие коэффициенты тарифных ставок рабочих по отдельным технологическим видам работ, производствам и видам экономической деятельности. Утверждены новые размеры надбавок, связанных с разъездным характером работ, усилены гарантии работникам, направляемым в  служебные командировки.

В целях поощрения национального трехстороннего социального диалога созданы республиканская и  территориальные трехсторонние комиссии по социально-трудовым вопросам. В целях дальнейшего развития профсоюзного движения принят Закон Республики Узбекистан “О  профессиональных союзах”. Нормы данного Закона создали правовую базу для расширения прав и  полномочий профсоюзов, упрощения их регистрации, увеличения категорий работников, которым предоставляется право на объединение в  профсоюзы. Законом закреплены механизмы социального партнерства в  сфере труда, профсоюзного общественного контроля, деятельности инспекций профсоюзов. Закон послужит совершенствованию механизмов дальнейшего усиления защиты прав и интересов работников, создания благоприятных условий и гарантий для профсоюзов в решении социально-экономических вопросов, сотрудничества профсоюзов с работодателями и  государственными органами.

В ходе Круглого стола проведен обмен мнениями по вопросам обеспечения занятости населения и дальнейшего совершенствования трудовых отношений, вопросам заработной платы, социальной защиты и  финансирования работ по охране труда в бюджетных организациях, по работе, проведенной профсоюзами в рамках государственной программы “Года активных инвестиций и социального развития”.

Обсуждены вопросы обеспечения последовательной защиты трудовых прав граждан в процессе либерализации экономики, повышения в ней доли частной собственности, освоения иностранных инвестиций.

В конце Круглого стола были получены конкретные и подробные ответы на вопросы, поднятые профсоюзными активистами касательно охраны труда, аттестации рабочих мест, обеспечения работников спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, предоставления гарантий сельскохозяйственным работникам и другим вопросам.

Достигнута договоренность о дальнейшем сотрудничестве государственных органов и профсоюзов в решении проблемных вопросов по всем направлениям сферы труда.

Пресс-служба Федерации профсоюзов Узбекистана