- Как вы оцениваете результаты деятельности ACTRAV за последние годы?
ACTRAV всегда активно поддерживало организации работников в решении наиболее насущных, а также долгосрочных институциональных проблем и проблем, связанных с наращиванием потенциала, с которыми они сталкивались.
Оно развивается далее вместе с четырехкомпонентной политикой МОТ по преодолению социально-экономических последствий кризиса COVID-19.
Во-первых, повысилась осведомленность профсоюзов о том, как кризис влияет на рынок труда, аинформация о наиболее актуальных международных трудовых стандартах для преодоления социально-экономических последствий пандемии, предоставляемая в качестве Международных стандартов труда, всегда служила «компасом достойного труда» во время кризисов.
За этими первоначальными шагами последовала серия вебинаров, посвященных роли, которую профсоюзы могут играть в защите безопасности и здоровья рабочих, трудящихся на передовых рубежах, обсуждении новых условий труда, защите определенных категорий работников, недопущении дискриминации, социальном обеспечении и защите занятости.
Кроме того, был проведен ряд онлайн-тренингов для лидеров профсоюзов и их сотрудников, чтобы обеспечить их эффективное взаимодействие с правительствами и работодателями по вопросам занятости, социальной защиты, защиты заработной платы, охраны труда и конкретных мер политики, которые могут быть использованы для поддержки ориентированного на человека подхода к управлению кризисом и усилий по восстановлению.
Были даны рекомендации по защите определенных категорий работников (молодежи, женщин, работников неформальной экономики, домашних работников, трудящихся-мигрантов, моряков и т. д.), которые чрезвычайно уязвимы перед последствиями кризиса.
Многим профсоюзным федерациям и их членским организациям была предоставлена помощь в получении доступа к качественным интернет-услугам и обучение использованию платформ интернет-коммуникации. В результате мы видели, как более компетентные представители профсоюзов за столом переговоров достигли новых трехсторонних и двусторонних отраслевых соглашений о продлении отпусков по болезни для работников, пострадавших от Covid-19, корректировке правил и протоколов по охране труда, защищающих рабочих на рабочих местах и предотвращающих распространение вируса, о моратории на увольнения, чтобы сохранить квалифицированную рабочую силу для обеспечения быстрого восстановления после коронавируса.
Кроме того, мы наблюдали успешные случаи внесения изменений в трудовое законодательство, в которых элементы достойного труда были включены в правила удаленной работы, а также принятие политических мер, которые позволили самозанятым и работникам неформальной экономики получить доступ к государственным фондам, предназначенным для компенсации утраченного дохода.
В некоторых случаях ACTRAV способствовало профсоюзному анализу последствий государственной политики, и сделанные выводы создали пространство для возобновления политического диалога и продвижения решений, более благоприятных для работников.
Также очевидно, что воодушевленные политическими советами, экспертами и технической поддержкой ACTRAV, все больше и больше профсоюзов вовлекаются во внутренние дебаты о мерах по преобразованию будущего своих профсоюзов. В рамках этих обсуждений некоторые уже приняли новые стратегии и внесли соответствующие поправки в свои устава и подзаконные акты.Радаподчеркнуть, что Федерация профсоюзов Узбекистана – одна из них. В результате, больше работников, занятых нестандартной работой, сезонных работников и работников платформенной экономики, пользовались защитой, услугами и представительством профсоюзов во время продолжающегося кризиса Сovid-19. ACTRAV продолжит укреплять потенциал и оснащать организации работников необходимыми знаниями и навыками, в том числе путем распространения образовательных и рекламных материалов, расширения и тиражирования передового опыта, извлеченных уроков и т. д.
В течение последних нескольких лет ACTRAV усилило поддержку профсоюзов, стремящихся ратифицировать конвенции МОТ во всем мире. Эти усилия были особенно успешными в Восточной Европе и Центральной Азии, где была достигнута всеобщая ратификация всех приоритетных конвенций,включая конвенцию 144. Большая заслуга в этом успехе принадлежит федерациям профсоюзов, среди которых ФПУ играет заметную роль.
- Над какими еще соглашениями и рекомендациями работает AСTRAV?
1) Международные стандарты труда, которые находятся в центре внимания Административного совета / Международной конференции труда для проверки в этом году и в ближайшие годы.
2) Инструмент (ы), которые находятся в стадии разработки и могут быть приняты в ближайшем будущем Международной конференцией труда.
Повестка дня Международной конференции труда (МКТ) на 2021 год уже определена, и она касается двух общих дискуссий, одна по вопросам неравенства и сферы труда, а другая – по вопросам Непрерывного образования (НО), и, конечно же, у МКТбудет комитет по применению стандартов – Комитет по применению стандартов. Планируется также периодическое обсуждение (ПО) социальной защиты / социального обеспечения. О будущих периодических обсуждениях: мы можем сказать, что решение было принято для текущего цикла (впоследствии решение приметАдминистративный совет), но в основном обсуждение на будущее включает 2022 год по занятости, 2023 год по охране труда и 2025 год по Фундаментальным Принципам и правам в сфере труда.
В этом году отчет Генерального директора будет посвящен Covid-19, поэтому будет ссылка на него, а также на саммит World of Work (Мир труда).
В отношении повестки дня на 2022 год, помимо периодического обсуждения по занятости, МОТ уже запланировала первую стандартнуюдискуссию по вопросам стажировки.
В 2022 году также должно быть проведено обсуждение вопросов охраны труда и здоровья (ОТ) как фундаментального права (что может быть сделано в Отборочном комитете). Более широкое обсуждение вопросов охраны труда состоится в марте.
По возможным темам (еще не решенным), которые будут частью будущего обсуждения, включая возможные стандартные настройки, мы могли бы дать следующие комментарии:
Поскольку март 2021 года – это последний шанс для принятия решения об установлении стандарта в 2023 году, возможный стандарт о биологических опасностях может быть обсужден в 2023 году.
Есть много запросов по работе Министерства образования на цифровой платформе во второй половине 2021 года, так что это может послужить основой для периодического обсуждения вопросов охраны труда в 2023 году и позволит быть готовыми к возможному установлению стандартов в 2024 году.
Для обсуждения того, какие пункты могут быть в будущем для установления стандартов – обсуждение Механизма пересмотра стандартов будет иметь решающее значение, но некоторые темы, которые могут быть частью обсуждений, могут включать работников сферы ухода и информации.
ACTRAV очень активно работает над продвижением всех современных Международных стандартов труда, уделяя особое внимание тем, которые имеют особое значение для защиты различных категорий работников. В этом отношении две последние принятые конвенции – № 189 о достойном труде домашних работников и № 190 об искоренении насилия и домогательств – имеют ключевое значение для поощрения достойного труда для всех и, в частности, для женщин-трудящихся, которые составляют подавляющее большинство в секторе домашнего труда и сильно пострадали от насилия и домогательств в сфере труда.
- Как вы оцениваете работу, проделанную за последние годы трехсторонними партнерами в Узбекистане, в частности Федерацией профсоюзов Узбекистана?
Широко признан прогресс Узбекистана в продвижении достойного труда за счет активной ратификации ряда конвенций МОТ за относительно короткий период времени, а также крупные достижения в искоренении систематического детского труда и значительном сокращении принудительного труда в сельском хозяйстве. Узбекистан – одна из немногих стран региона, ратифицировавших все основополагающие и приоритетные конвенции МОТ. Само собой разумеется, что за этим успехом стоит солидный вклад узбекских трехсторонних социальных партнеров. Федерация профсоюзов Узбекистана (ФПУ) активно участвует в ратификации конвенций, политических и законодательных реформах, пропагандируя большее соблюдение Международных трудовых стандартов, и часто инициирует их ратификацию. Недавно это произошло с Законом «О занятости населения», Законом «О частных агентствах занятости», Трудовым кодексом, Законом «О профессиональных союзах» и т. д.
Недавно ФПУ добилась значительных успехов в расширении своих услуг и защиты работников с нестандартной и нестабильной занятостью, изменив свой устав и правила. Важно отметить, что указанные изменения помогли организовать значительное количество сезонных рабочих в сельском хозяйстве, способствуя формализации и защите прав и интересов малообеспеченных категорий работников. ACTRAV видит свою роль в обеспечении дальнейшей поддержки в укреплении институционального и организационного потенциала ФПУ, в продвижении уважения к свободе ассоциаций, праву на создание независимых и демократических организаций трудящихся, с тем чтобы профсоюзы играли роль более сильного партнера в социальном диалоге в недавно созданных республиканской и территориальных трехсторонних комиссиях.
- Какие основные задачи стоят перед профсоюзами, которым им следует уделять больше внимания? Каковы рекомендации ACTRAV для построения лучшего мира труда в постпандемический период?
Само собой разумеется, что мир переживает тяжелые времена. Я думаю, будет справедливо сказать, что мир уже много лет находится в переходном состоянии. Covid-19 только ускорил темпы изменений и влияет на институциональные и операционные структуры организаций работников по всему миру.
Переходы от молодости к старости, от неформальной к формальной экономике, от нормальной рабочей обстановки к удаленной работе, цифровая трансформация, переходы в отношении экологических соображений – они вызывают большие вопросы для профсоюзов: как эти переходы развиваются в новую, неопределенную и непредсказуемую норму? И как эти изменения повлияют на рынок труда, а вместе с тем и на будущее профсоюзов?
Эти вопросы позволяют профсоюзным лидерам задуматься о том, что эти переходы значат для их организаций. Они должны понимать значение этих переходов для своих членов, всех членов в их разнообразии.
Профсоюзы также должны знать значение этих переходов для своей организационной деятельности. Они должны ответить на вопрос о том, что необходимо изменить, чтобы эти переходы были уместными, значимыми, соответствовали целям и мандату, ценностям, принципам и действиям профсоюзов по улучшению жизни трудящихся во всем мире.
Сокращение рабочих мест в производстве, рост нестандартной и гибкой занятости, устойчивость и рост неформальной экономики в сочетании с изменениями в правилах занятости и поведении, а в некоторых случаях ограничения прав профсоюзов привели к снижению показателей профсоюзов в большинстве стран мира. В некоторых случаях спад усугублялся запоздалой реакцией профсоюзов на технологические изменения, изменения на рынках труда, в социальных и политических институтах.
Один из самых тревожных признаков – возрастной состав профсоюзов. Старение профсоюзов наблюдается почти во всех странах. Эта тенденция особенно сильна в развитых странах. Это результат более низкого уровня профсоюзного членства среди молодежи.
Сегодня у рабочих, покидающих рынок труда, вероятность вступления в профсоюзы в четыре раза выше, чем у тех, кто вступает в него. В среднем в развитых странах из всех работающих членов профсоюзов каждый пятый старше 55 лет, тогда как только один из двадцати – моложе 25. В некоторых странах распределение менее резкое, но общая картина остается той же.
Данные показывают, что профсоюзное членствонаходится в прямой корреляции с размером компании. Последние данные по развитым странам показывают, что в среднем 62 процента всех членов профсоюзов работают в крупных компаниях с численностью более 100 сотрудников, 27 процентов – в малых или средних компаниях (10-100 сотрудников) и только 11 процентов в малых или микропредприятиях (менее десяти сотрудников).
В Германии, Франции и Нидерландах более 70 процентов членов профсоюзов работают в крупных фирмах. Есть исключения, например, в Бельгии профсоюзы лучше организованы в небольших фирмах, чем в крупных. Такие различия отражают разницу в структуре экономики разных стран, а также наличие или отсутствие крупных транснациональных компаний.
Таким образом, успех профсоюзов будет зависеть от многих факторов, среди которых такие как: насколько они связаны с молодежью; смогут ли профсоюзы создать более значительную организацию за пределами их нынешних опорных пунктов в сфере общественных услуг, крупных компаний и производственных секторов; и могут ли они эффективно поощрять неформальных работников к объединению, могут ли они распространить членство на работников, трудящихся на индивидуальной основе, как в традиционной, так и в цифровой экономике, а также в малых и средних компаниях, как им удается изобретать разумные способы использования Интернета в качестве инструмента для общения и организации платформенных работников, если они смогут найти эффективные способы создания коалиций с другими организациями и движениями для защиты и продвижения прав уязвимых групп, обеспечить лидерство женщин и возглавить «зеленые» преобразования.
Что касается восстановления после пандемии, профсоюзы должны рассматривать кризис как тревожный сигнал для внесения вклада в улучшение положения и продвижение трудовой и социальной программы действий.
Для достижения этих целей они должны быть признаны, участвовать в разработке политики и заключать коллективные соглашения, продвигающие основные права, адекватную минимальную заработную плату, а также ограничивать максимальную продолжительность рабочего времени, продвигать охрану здоровья и социальную защиту для всех, а также безопасность и гигиену труда.
Чтобы двигаться вперед лучше, необходимы ответные меры глобального масштаба, основанные на эффективном социальном диалоге и здоровых производственных отношениях.
Профсоюзы должны обеспечить, чтобы временные меры, принятые в ответ на пандемию COVID-19, стали ступенью на пути к устойчивому восстановлению с упором на среднесрочную и долгосрочную перспективу в соответствии с приоритетами, определенными в четырехкомпонентных стратегических рамках МОТ по реагированию на кризис COVID-19.
Программа действий профсоюзов по устойчивости и расширению прав и возможностей в контексте кризиса и восстановления, связанного с COVID-19, должна быть направленана: формирование политической воли, содействие укреплению механизмов социального диалога, наращивание знаний и потенциала, повышение репрезентативного потенциала, дальнейшее продвижение интересов работников, предоставление новых услуг, расширение партнерских отношений, участие в процессах ООН по устойчивому развитию, обмен информацией и извлечение уроков из предыдущих кризисов.
Что касается рекомендаций вашей Федерации, учитывая последние события и темпы либеральных экономических реформ в Узбекистане, я думаю, что особое внимание должно быть уделено продвижению верховенства закона и соблюдению Международных стандартов труда в особых экономических зонах и текстильных кластерах, в том числе посредством активного применения принципов Декларации МОТ о многонациональных корпорациях.
Также важно расширить защиту профсоюзов в отношении трудящихся-мигрантов путем укрепления профсоюзной солидарности и сотрудничества в регионе Центральной Азии.
- Расскажите, пожалуйста, о своем жизненном пути.
Я начала свою профсоюзную карьеру во Всеобщем союзе трудящихся Португалии: в основном я занималась международными делами и проблемами молодежи. Меня избрали в Молодежный комитет Европейской конфедерации профсоюзов, где я стала президентом. Я также была членом Молодежного комитетаМеждународной конфедерации профсоюзов.
В 1991 году я была избрана конфедеративным секретарем Европейской конфедерации профсоюзов, а в 2003 году меня избрали заместителем Генерального секретаря.
Я покинула профсоюзное движение в 2009 году, чтобы присоединиться к правительству Португалии в качестве министра труда, а позже я была избрана членом парламента.
В 2013 году я начала работув МОТ в качестве директора ACTRAV.
Федерация профсоюзов Узбекистана