19.09.2022. В активной дипломатии Нового Узбекистана Самарканд служит уникальной платформой для продвижения важнейших международных инициатив нашей страны. За последние годы в городе с успехом прошел ряд крупных форумов. Импульс, полученный от этих площадок, ярко выразился в «Духе Самарканда», который, наряду со служением делу формирования новых форматов сотрудничества в Центральной Азии, являющейся географической осью всего пространства ШОС, также предусматривает обсуждение самых актуальных вопросов регионального и глобального развития в атмосфере добрососедства, дружбы и открытости.
Все мы прекрасно понимаем, что происходит сегодня в мире, какие опасности подстерегают нас на пороге. В настоящее время нет ни одной страны, ни одного общества, которые бы чувствовали себя в безопасности. Этого невозможно добиться в быстро меняющемся, активно глобализирующемся современном мире. К сожалению, геополитические противоречия, религиозные, расовые, национальные и политические конфликты ставят перед человечеством огромные проблемы в третьем тысячелетии — в так называемом веке гиперинновационных технологий. Именно с таким сложным периодом и совпало председательство Узбекистана в Шанхайской организации сотрудничества.
Посмотрите сами, в какую пучину депрессии ввергает мировую экономику процесс взаимного недоверия между странами. Происходящие вооруженные конфликты в разных частях мира, нарушая торговые и инвестиционные потоки, усугубили продовольственную и энергетическую безопасность, вызвали дальнейший рост цен. Более того, человечество беспокоят изменение климата, возрастающая нехватка природных и водных ресурсов, ущерб биоразнообразию и распространение опасных инфекционных заболеваний.
И что нужно предпринять в такой ситуации? Президент Шавкат Мирзиёев в своей статье как раз указал на единственный выход из сложившейся глобальной ситуации: только сотрудничество, конструктивный диалог и учитывающее взаимные интересы многостороннее сотрудничество. Все страны, независимо от того, большие они или малые, во времена мировых кризисов и депрессий должны сосредоточиться на солидарности, а не ставить во главу угла свои узкие интересы. Ведь не ошибемся, если скажем, что эффективное сотрудничество — важнейший фактор стабильного, надежного и благополучного развития в этом мире. Такой подход является наиболее ясным, оптимальным способом решения актуальных проблем современности, защиты от новых опасностей и социальных потрясений.
Сегодня Шанхайская организация сотрудничества — это влиятельная международная структура, обладающая огромным потенциалом и приобретающая все большее значение в системе международных экономических и политических отношений. Можно сказать, что международная общественность, наблюдая за работой саммита ШОС, все больше убеждается в том, что твердый политический курс Организации, которая за очень короткий срок прочно встала на ноги и активно реагирует на происходящие в мире события, направлен на обеспечение безопасности и экономического сотрудничества.
Основной целью этой структуры, созданной в 1996—1997 годах под названием «Шанхайская пятерка», а в 2001 году получившей, когда Узбекистан стал ее членом, название «Шанхайская организация сотрудничества», является укрепление атмосферы взаимной дружбы, доверия и добрососедства между государствами-членами, развитие эффективного сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной сферах, а также в области безопасности, энергетики, транспорта, туризма, охраны окружающей среды и других приоритетных направлениях.
За прошедший 21 год, в условиях кардинальных изменений региональной и международной обстановки, ШОС зарекомендовала себя как эффективный механизм многостороннего сотрудничества. Здесь следует отметить, что в статье четко объясняются причины того, как Организация завоевала свое место и уважение на международной арене, и почему к ней тянутся другие страны.
Привлекательность ШОС, как крупнейшей международной региональной Организации в мире, охватывающей огромную географическую территорию и объединяющей почти половину населения планеты, заключается в том, что, во-первых, она имеет внеблоковый статус, во-вторых, ее открытость, в-третьих, она не направлена против третьих стран или международных организаций, в-четвертых, соблюдает такие принципы, как уважение, равноправие и суверенитет всех участвующих сторон, невмешательство во внутренние дела и, в-пятых, избегает политической конфронтации и противоречивого соперничества.
Основанная на основе «Шанхайского духа», Организация воплощает в себе принципы взаимного доверия, равенства, консультаций, уважения культурного разнообразия и стремления к общему развитию. «Шанхайский дух» означает, что, несмотря на различия в политической, военной и экономической мощи, все государства-члены Организации равны и едины. В частности, принцип принятия решений в рамках ШОС на основе консенсуса демонстрирует сущность «Шанхайского духа» и его совершенную структуру. Этот принцип, наряду с Китаем, Россией и Индией, считающимися мощными мировыми центрами силы, позволяет остальным членам Организации со «средним» и «малым» потенциалом активно и на равных участвовать в определении приоритетов ШОС.
Примечательно, что в рамках Организации Узбекистан продвигает конкретные и практические инициативы. Например, если будут реализованы инициативы главы Узбекистана в таких важных сферах, как транспорт и взаимосвязанность, энергетика, продовольственная и экологическая безопасность, инновации, цифровая трансформация и «зеленая экономика», показатели экономического роста в рамках ШОС увеличатся в несколько раз, поднимая выше имидж и репутацию Организации.
Самое главное, все, отвечающие нашим интересам, предложения и инициативы по расширению многостороннего сотрудничества в рамках ШОС, полностью соответствуют приоритетам стабильности и укрепления сотрудничества в регионе. Например, в последние годы Узбекистан выдвинул ряд инициатив по запуску новых площадок сотрудничества в рамках ШОС: указом Президента в Ташкенте открыт Центр общественной дипломатии ШОС, налажен механизм встреч глав железнодорожных администраций государств-членов Организации, создан в Самарканде Международный университет туризма и культурного наследия «Шелковый путь». Все это, в дополнение к открытой ранее в нашей столице Региональной антитеррористической структуре, еще больше усилило значение Узбекистана в данном направлении.
Очень важно то, что открывающемуся миру Узбекистану председательство в Организации дало возможность презентовать себя в новом качестве. В целом, Узбекистан приобрел опыт не только в укреплении многостороннего сотрудничества, но и в расширении взаимного сотрудничества с каждой страной и определении новых направлений всестороннего партнерства.
Хотелось бы обратить особое внимание на один аспект: Узбекистан всегда был в авангарде миротворческих инициатив в регионе. В особенности, в постоянном внимании нашего государства находится афганская проблема, остающаяся «горячей точкой» в современном мире. Поэтому, касаясь данной проблемы, наш Президент в своей статье указал на то, что «сегодня очень важно и актуально использовать такой позитивный и успешный опыт, сформированный в рамках ШОС, в развитии Афганистана».
Будет к месту, если скажем, что обсуждение сложной ситуации в Афганистане на этой встрече руководителей государств является просто неизбежным. Потому что установление мира в этой стране является стратегическим вопросом для всех членов ШОС. Саммит является очень удобной дипломатической площадкой для обсуждения этого вопроса. К тому же, все вопросы, касающиеся взаимоотношений с Афганистаном, усиление всесторонней помощи и поддержки уязвимому афганскому народу, по-прежнему остаются на повестке дня международной жизни.
В свою очередь, узбекская сторона, относясь к этой проблеме со всей серьезностью, выдвигает предложение разработать в перспективе конкретную программу социально-экономической помощи Афганистану. Во избежание гуманитарной катастрофы в соседней стране, в настоящее время Узбекистан продолжает поставлять необходимые продукты питания, нефть и электроэнергию. Ведь в сегодняшнее крайне сложное время изоляция этой страны усилит текущую ситуацию и напряженность.
По этой причине, в такой ситуации прежде всего резко возрастает значение соседствующих стран в проведении согласованных действий. Несомненно, Афганистан является неотъемлемой частью пространства ШОС. Сегодня афганский народ как никогда нуждается в поддержке соседних и доброжелательных стран. Кроме того, как справедливо отмечено в статье, инициативы Узбекистана имеют еще один важный аспект. То есть «…Афганистан, веками игравший роль буфера в конфликтах между глобальными странами и региональными центрами силы, теперь должен проявить себя в новой миротворческой миссии, выступая в роли моста, соединяющего Центральную и Южную Азию. В качестве образцового символа взаимовыгодного межрегионального сотрудничества можно назвать проект строительства Трансафганского коридора. Также важно понимать, что вместе реализуя такие совместные инфраструктурные проекты, как железная дорога Термез — Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар, мы сможем не только решить социально-экономические и транспортно-коммуникационные задачи, но и внести существенный вклад в региональную безопасность».
Следует отметить, что за прошедший период под председательством Узбекистана проведено более 80 мероприятий по всем направлениям сотрудничества. И, как результат этих масштабных мероприятий, на предстоящем саммите планируется подписать более 30 документов.
Хотелось бы затронуть еще один важный момент, заключающийся в том, что выбор Самарканда местом проведения этого саммита также имеет своеобразное символическое значение. Несомненно, теперь наш древний, но всегда молодой Самарканд, усилив мощь и привлекательность Шанхайской организации сотрудничества, войдет в новую историю. Этому служат славное культурное наследие и неповторимый дух Самарканда. Именно эти факторы имел в виду Президент, когда отметил, что «на протяжении многих веков этот город соединял прочными узами страны от Европы до Китая, соединяя Север и Юг, Восток и Запад на едином перекрестке».
Более того, в активной дипломатии Нового Узбекистана Самарканд служит уникальной платформой для продвижения важнейших международных инициатив нашей страны. За последние годы в городе с успехом прошел ряд крупных форумов. Импульс, полученный от этих площадок, ярко выразился в «Самаркандском духе», который, наряду со служением делу формирования новых форматов сотрудничества в Центральной Азии, являющейся географической осью всего пространства ШОС, также предусматривает обсуждение самых актуальных вопросов регионального и глобального развития в атмосфере добрососедства, дружбы и открытости.
Как подчеркнул глава нашего государства, «Самаркандский дух» призван гармонично дополнить тот самый «Шанхайский дух», благодаря которому более 20 лет назад наши страны решились на создание новой востребованной организации. По этой причине, в Самарканде мы станем свидетелями зарождения нового этапа в жизни ШОС, — пополнив свой численный состав, Организация формирует повестку дня на будущее, — а это имеет глубокое символическое значение».
Кудратилла Рафиков
Политолог