25.12.2023. Социальный диалог в Узбекистане прошел долгий и непростой путь своего становления. Хотя Трудовой кодекс с 1996 года предоставлял возможность заключения Генерального соглашения по социально-экономическим вопросам между профсоюзами, объединениями работодателей и правительством страны, такое соглашение не заключалось в течение долгого времени.
Первое Генеральное соглашение по социально-экономическим вопросам между Кабинетом Министров, Федерацией профсоюзов и объединением работодателей было подписано только в 2011 году.
В дальнейшем Генеральное соглашение обновлялось каждые три года. С 2020 года со стороны работодателей Генеральное соглашение подписывается Конфедерацией работодателей Узбекистана. В действующем Генеральном коллективном соглашении на 2023 — 2025 годы отражены следующие основные нормы: проведение трехсторонних консультаций по вопросам установления минимального размера оплаты труда, принятие мер по сохранению удельного веса оплаты труда в ВВП на уровне не менее 30 процентов; разработка концепции перехода от неформальной к формальной экономике, оказание содействия реализации прав нестабильно занятых граждан; осуществление контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, разработка стандартов требований и норм по охране труда в сельском хозяйстве; установление дополнительных гарантий для женщин и молодежи; содействие созданию профсоюзных организаций на предприятиях с иностранными инвестициями, а также в хлопково-текстильных кластерах, ежегодное проведение общественных слушаний по актуальным социально-
экономическим вопросам.
На основе Генерального коллективного соглашения заключено 14 территориальных, 102 отраслевых коллективных соглашения. На локальном уровне действуют 113174 коллективных договора с охватом 4645500 работников.
Профсоюзы страны совместно с социальными партнерами достигли определенных результатов в деле совершенствования практики коллективных переговоров и повышения действенности коллективных договоров и соглашений. Это общественная экспертиза проектов коллективных договоров и соглашений, внедрение методики расчета социальной эффективности коллективных договоров, а также правила единого переговорного процесса. Вышеуказанные новации впоследствии получили законодательное закрепление в нормативно-правовых актах.
В 2019 году было принято постановление Кабинета Министров № 553 «О трехсторонних комиссиях по социально-трудовым вопросам».
В соответствии с данным постановлением образованы республиканская и территориальные трехсторонние комиссии по социально-трудовым вопросам. К исключительному мандату Республиканской трехсторонней комиссии по социально-трудовым вопросам (РТК) отнесено проведение консультаций по применению международных трудовых норм и целесообразности ратификации новых конвенций МОТ, а также содействие коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений путем заключения Генерального соглашения и контроля хода его реализации.
Кроме вопросов исполнения Генерального соглашения, за прошедшее время Республиканская трехсторонняя комиссия также рассматривала вопросы: утверждения образцов документов, необходимых для вступления сборщиков хлопка во временное членство профсоюза; утверждения Рекомендаций по организованному проведению сбора урожая хлопка-сырца, в которых определены минимальные санитарно-гигиенические требования к организации хлопкоуборочных работ; одобрения проекта Страновой программы по достойному труду; утверждения продолжительности ежегодных удлиненных отпусков педагогических работников, а также перечня профессий работников транспорта.
Исходя из рекомендаций МОТ, приняты меры по повышению эффективности социального диалога в сельском хозяйстве. В частности, предоставлена свобода объединения и право на коллективные переговоры для сборщиков хлопка, восстановлена практика заключения коллективных соглашений на районном уровне.
В сезоне сбора хлопка в этом году Федерация привлекла в профсоюзное членство 60,2 процента сборщиков. При этом 48,6 процента сборщиков через коллективные переговоры добились повышения оплаты за килограмм хлопка ручного сбора.
Социальный диалог является действенным инструментом влияния профсоюзов на политику заработной платы.
В настоящее время благодаря успешной тактике коллективных переговоров в 19915 коллективных договорах хозрасчетных организаций предусмотрено повышение тарифных коэффициентов работников по сравнению с Единой тарифной сеткой, благодаря чему 44% всех работников внебюджетной сферы получают заработную плату, рассчитанную исходя из повышенных базовых ставок.
Учитывая имеющийся гендерный разрыв в оплате труда, а также для практической реализации принципа равной оплаты мужчин и женщин за труд равной ценности в коллективные соглашения и договоры включается таблица профессий и должностей, занимаемых преимущественно женщинами или преимущественно мужчинами, для которых обеспечивается равная оплата труда.
В действующем Генеральном коллективном соглашении определена необходимость обеспечения предварительного согласования вопроса перехода от тарифной к бестарифной системе оплаты труда с Республиканским советом профсоюза соответствующей отрасли или его подразделением, а также обеспечения участия представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в оценке ключевых показателей эффективности (KPI) работников.
В новом Трудовом кодексе значительно повышен статус и расширена сфера действия Генерального коллективного соглашения, которое распространяется на всех работников и работодателей на территории Республики Узбекистан, а также на все органы исполнительной власти.
Закреплено законодательное понятие «комиссий по социально-трудовым вопросам», расширены полномочия Республиканской трехсторонней комиссии (РТК). Так, в более чем в 25 случаях принятие соответствующих нормативно-правовых актов предписано производить с участием РТК.
Например, минимальный размер оплаты труда отныне должен устанавливаться Президентом Республики Узбекистан с учетом предложений, выработанных Республиканской трехсторонней комиссией по социально-трудовым вопросам.
Таким образом, профсоюзы выступают за дальнейшее развитие такого уникального и универсального механизма решения социальных проблем, каким является социальный диалог, будут способствовать активизации и приданию системности деятельности всех рабочих групп и самой Республиканской трехсторонней комиссии, превращении ее в реальную силу, способную влиять на формирование государственной политики в социально-трудовой сфере.
Махмуджон Исаев
заведующий отделом по защите социально-экономических интересов трудящихся аппарата ФПУ, кандидат технических наук