[:uz]Ўзбекистон касаба уюшмалари Федерациясининг Портали[:ru]Портал Федерации Профсоюзов Узбекистана[:oz]Oʻzbekiston kasaba uyushmalari Federasiyasining Portali[:uzl]Oʼzbekiston kasaba uyushmalari Federatsiyasining Portali[:]

23.11.2025. Беседа с председателем Федерации профсоюзов Узбекистана, членом Сената Олий Мажлиса Кудратиллой РАФИКОВЫМ.

— Один из мудрецов как-то сказал: «История — это великая память человечества». И был абсолютно прав. Ведь самосознание всегда питается памятью. Именно она — источник нравственного света, ведущий человека по пути добра. Когда человек отправляется в долгий путь и достигает цели, он невольно оглядывается назад, чтобы осмыслить пройденный путь.

В этом смысле организацию тоже можно уподобить человеку. У нее есть своя история, свои радостные и горькие воспоминания. В них — уроки извилистых и ровных дорог, мудрость, оставленная опытом прошлых лет.

Профсоюзное движение Узбекистана, отмечающее в этом году 120-летний юбилей, не является исключением.

Насколько мне известно, изу­чение этой истории началось сравнительно недавно и приобрело системный характер. Возникает вопрос: разве необходимость в этом появилась только теперь? Ведь с момента обретения нашей страной независимости, давшей возможность взглянуть на прошлое через призму справедливости и объективности, прошло уже более тридцати лет…

 

— Вы подняли очень глубокую тему, и ответить на вопрос, почему именно сегодня мы повернулись лицом к своей истории, одним словом невозможно. Здесь есть свои особенности — и социально-политический контекст, и целый ряд объективных и субъективных факторов, требующих обстоятельного анализа. Поэтому я  позже остановлюсь на этом аспекте, а пока предлагаю поговорить о первой части вашего вопроса — нашем опыте изучения истории профсоюзов.

Но прежде скажу откровенно: тема, какой бы привлекательной и эмоционально насыщенной она ни была, не должна вводить нас в иллюзию всезнания — ведь ни вы, ни я не профессиональные историки. Мы не проводили бессонные ночи в архивах, перелистывая пожелтевшие страницы документов. Поэтому цель нашей беседы, на мой взгляд, заключается не в научном анализе, а в стремлении извлечь из прошлого уроки. Ведь каждый человек, размышляя о прошлом, ищет в нем самого себя, стремится доказать, кто он есть — свою идентичность.

«При помощи символов мы не достигнем счастья. Тут нужно нечто более серьезное…», — сказал когда-то французский философ Альбер Камю. И хотя эти слова не о прошлом, я вижу в них отражение самой сути исторического процесса. Ведь стремление человечества к счастью, к плоду своего тяжкого труда — это и есть вечный символ истории.

 

Профсоюзное движение — неотъемлемая часть этой истории, неразрывно связанная с мечтой человека о достойной жизни. Оно всегда призывало людей к единству, к борьбе за благополучие и справедливость. В древнейших памятниках,  будь то надписи на камне, рукописи, народные эпосы или пословицы, всегда присутствует этот мотив: объе­динение ради достойного труда и жизни.

 

Наши тюркские предки, великие государственные деятели, оставившие след в мировой истории, тоже создавали объединения, в которых зарождались элементы того, что сегодня мы называем профсоюзным движением. Пусть они и не носили это название, но объединяли представителей определенных ремесел и профессий, избирали руководителей, которые защищали права и интересы своих соратников.

Глубокое изучение этих исторических форм взаимного доверия и самоуправления, на мой взгляд, принесет пользу не только нам, но и всему мировому профсоюзному движению.

Возможно, молодые историки возьмутся за это направление. И если в результате их исследований удастся выявить уникальные традиции, достойные мирового признания, — это станет серьезным вкладом Узбекистана в общечеловеческое наследие.

 

— Как говорил великий узбекский писатель Абдулла Кадыри, «обращение к прошлому во благо». Вы, по сути, об этом?

 

— Именно. Кстати, знаете ли вы, что просветитель-джадид Абдулла Кадыри был одним из активных участников профсоюзного движения?

 

— Недавно как раз читал об этом.

 

— И не только Абдулла Кадыри. В этом ряду стоят и такие выдающиеся джадиды, как Махмудходжа Бехбуди, Абдулла Авлони, Султонходжа Косимходжаев, Мухаммад Саид Ахрорий, Тавалло. Свой вклад в развитие профсоюзного движения внес и Хамза Хакимзаде Ниязи. Он в свое время работал заведующим отделом культуры в аппарате Центрального комитета профсоюзов Хорезма.

Эти факты наглядно показывают: наши великие предки, боровшиеся за свободу Родины, глубоко понимали значение профсоюзного движения как формы единения во имя будущего нации. Когда Махмуд­ходжа Бехбуди говорил: «Права не дают — их берут», он, по сути, имел в виду именно это.

В целом история профсоюзного движения эпохи джадидов объемна и непроста. К этому периоду мы еще вернемся. А пока хочу сказать: отвечая на ваш прежний вопрос о том, откуда возникла необходимость переосмысления прошлого, стоит именно через историю профсоюзного движения джадидов искать ответы.

Теперь давайте поговорим о зарождении профсоюзного движения уже в Узбекистане. Ведь этот этап является одной из ключевых вех нашей темы.

 

— Насколько я знаю, до недавнего времени считалось, что проф­союзное движение в Узбекистане началось с 1925 года. Видимо, это связано с тем, что именно тогда появилось название «Узбекистан»?

 

— Частично согласен с вашим мнением. Однако это связано с определенными изъянами нашей новой историографии. Мы выросли на книгах, написанных в советский период, под влиянием тогдашней идеологии. А в годы независимости, по сути, изменились лишь обложка и несколько глав тех же изданий. Наши историки редактировали прошлое, по-прежнему глядя на него сквозь «советские очки».

Ладно, не будем отходить от темы. За последние три года история профсоюзного движения стала предметом научного анализа. Были изучены многочисленные источники, и на их основе доказано, что профсоюзному движению в Узбекистане исполнилось 120 лет.

Согласно архивным матери­алам, еще до официального появления профсоюзов в Туркестане рабочие и служащие начинали объе­диняться в кружки, собрания и ассоциации. Анализ показывает, что уже в 1905—1907 годах на территории нынешнего Узбекистана действовали профсоюзные организации. Хотя слово «профсоюз» в их названиях не встречалось, по своей сути и характеру они представляли объединения рабочих и служащих, созданные для защиты экономических и профессиональных интересов, регулирования отношений между работодателем и работником. Иными словами, по содержанию они полностью соответствовали современным проф­союзам других стран.

В 14  томе Советской исторической энциклопедии указано, что первые неофициальные кружки социал-демократов в Туркестане появились в 1903 году в Ташкенте, а год спустя — в Самарканде. В целом осенью 1905 года в Ташкенте действовало 15 рабочих кружков. В 1904 году в этом же городе образовалась социал-демократическая организация, члены которой активно участвовали в стачках и демонстрациях последующих трех лет.

Появление первых профсоюзов в Туркестанском крае связано со строительством Среднеазиатской и Оренбург-Ташкентской железных дорог, начатым в 1901 году. По мнению доктора исторических наук, профессора Л. В. Гентшке, осенью 1905 года был создан Туркестанский отдел Всероссийского железнодорожного союза. Спустя четыре-пять месяцев он уже объе­динял около восьми тысяч работников Среднеазиатской и Оренбург-Ташкентской железных дорог.

В газете «Самарканд» от 10 июня 1905 года (№ 116) была опубликована статья под названием «Союз железнодорожных служащих», где отмечалось, что назрела необходимость создания профсоюзов, способных объединить представителей различных профессий и работников железнодорожной системы по всей России.

 

— В источниках, которые я изучал, говорится, что 14 октября 1905 года рабочие и служащие Туркес­танской железной дороги вышли на демонстрации, протестуя против низкой заработной платы и тяжелых условий труда. К ним присоединились рабочие других предприятий, солдаты железнодорожного батальона, а также матросы Амударьинской флотилии. Началась масштабная забастовка. Однако 19 октября царские власти открыли по демонстрантам огонь. Эта кровавая расправа вызвала новый всплеск народного гнева —
15-16 ноября в разных местах снова вспыхнули восстания и протесты. Увы, и они были подав­лены с применением оружия…

 

— К сожалению, в ранней истории нашей организации действительно есть такие трагические страницы. Однако уже в декабре того же года забастовки железнодорожников прекратились. С 13 по 20 декабря состоялся I курултай рабочих и служащих Среднеазиатских железных дорог. На нем было принято решение с января следующего года установить восьмичасовой рабочий день.

1 июля 1906 года в Ташкенте прошел I объединенный Туркестанский курултай Среднеазиатских и Оренбург-Ташкентских железнодорожников, на котором был утвержден Устав Союза железнодорожных рабочих. Этот исторический документ сегодня хранится в Музее истории профсоюзов Узбекистана.

24 октября 1905 года на собрании работников связи в Ташкенте был учрежден Туркестанский поч­тово-телеграфный союз. Участники приняли решение о присоеди­нении к Всероссийскому почтово-телеграфному союзу на основе защиты духовных и экономических интересов, а также об избрании комитета для руководства деятельностью местного отделения.

Сообщения в газетах «Туркес­тан», «Туркестанские ведомости» и «Русский Туркестан» за 1905—1907 годы также подтверждают, что именно в этот период создавались упомянутые профсоюзные объединения.

Как я уже отмечал в начале беседы, мы не профессиональные историки, поэтому лучше, если хроникой тех событий займутся специалисты. Тем, кто хочет глубже изучить этот период, я бы посоветовал книгу «Профсоюзы Узбекис­тана: 120 лет с народом». Это двухтомное издание, подготовленное к 120-летнему юбилею профсоюзного движения Узбекистана, где объективно и подробно изложена история становления и развития организации.

— Я тоже прочитал эту книгу. В ней есть строки о трагической судьбе наших джадидов, которые отдали жизнь за народ и Родину. В начале беседы вы упомянули, что намерены подробнее остановиться на профсоюзном движении эпохи джадидизма. Скажите, в чем, по-вашему, заключается необходимость изучения именно этого периода 120-летней летописи? И если можно, расскажите также, почему именно сегодня мы вновь обращаемся к истории.

 

— Я не раз говорил на различных встречах и в СМИ и остаюсь при своем мнении: народ нашей страны, прошедший через немало испытаний, сегодня стремится не только укрепить государственный суверенитет, но и возродить великую память о прошлом, восстановить утраченные культурные корни и наследие предков. Через это движение он ищет свою подлинную идентичность и духовное обновление.

Советская эпоха сама по себе объяснима. Но и в более чем двадцатипятилетний период нашей независимости, который мы привыкли считать славным, отношение к истории, по сути, не изменилось. По-видимому, существовал скрытый страх: если показать историю народа во всей ее правде, это может пробудить слишком сильные национальные чувства. Более того, идеологические силы, привыкшие считать себя «классической державой», еще совсем недавно открыто выражали тревогу по поводу того, как мы преподаем национальную историю в наших школах. Преодолеть подобное давление и навязанный страх — задача не из легких.

В своем выступлении на недавнем курултае я сказал, что социально-политические реформы, проведенные нашим уважаемым
Президентом, без сомнения, можно назвать революцией. И действительно — восстановление исторической справедливости, возвращение памяти — это тоже своего рода революция, духовная революция.

В политической среде существует выражение с долей иронии — «зависимая независимость». Этот термин чаще применяют к пост­советским государствам. Объя­снять, думаю, лишнее: он означает, что формально ты независим, но по сути остаешься зависимым. В идеологическом плане — в вопросах истории, культуры, информации мы долгое время оставались привязанными к «традиционному шаблону», унаследованному извне. И я убежден, что уже одного этого достаточно, чтобы признать:
Шавкат Мирзиёев за короткий срок совершил поистине великое дело, масштаб которого мы, возможно, еще не до конца осознали.

 

— Как вы упомянули ранее, на недавнем IX Курултае Федерации профсоюзов Узбекистана вы сообщили важную новость, связанную с Дворцом профсоюзов. Это здание, ставшее свидетелем долгой истории профсоюзного движения, в эпоху Нового Узбекис­тана было передано Федерации по личному распоряжению
Президента. В этом решении я увидел символ возвращения национальной идентичности к своим истокам.

— Действительно, история этого величественного здания долгая и многослойная. За более чем век своего существования оно стало неотъемлемой частью не только духовной, но и социально-политической жизни нашего народа. До недавнего времени мы знали об этом месте главным образом как о центре культуры, где когда-то выступали выдающиеся мастера узбекского искусства и мировые звезды. Однако изучение истории показало, что нынешний Дворец, который старшее поколение помнит как концертный зал имени Свердлова, начал свою деятельность в начале прошлого века под названием «Колизей». Тогда это был крупнейший зрительный зал Ташкента на 1 100 мест.

Согласно историческим источникам, именно здесь в 1905—1907 годах состоялись первые учредительные собрания профсоюзов Туркестана. В 1920 году прошел
II Съезд профсоюзов Туркестанской Республики, а в марте 1925-го —
I Курултай Совета профсоюзов Узбекистана (Узсовпроф). Несомненно, это место можно считать своеобразной колыбелью нашего движения. По­этому передача этого исторического дворца в распоряжение Федерации имеет не только административное, но и глубокое духовное значение. Кроме того, у такого решения были и другие веские основания, о которых я скажу чуть позже.

Теперь позвольте подробнее остановиться на прошлом самого дворца, ведь оно действительно интересно. В 1914 году именно здесь труппа узбекских любителей под руководством Абдуллы Авлони поставила первый спектакль по драме Бехбуди «Падаркуш». Таким образом, этот зал по праву можно считать частью истории национального искусства. Позднее реконструированный «Колизей» получил имя Я. Свердлова. Для старшего поколения это место связано с множеством воспоминаний: когда-то оно было не просто культурным центром столицы, но и всей страны.

Однако со временем этот уникальный зал, отличавшийся академической акустикой и особой архитектурой, словно лишился хозяина. Он переходил из рук в руки, от одной организации к другой, постепенно утрачивая и свое значение, и историческую ценность. Самое печальное — в процессе не­умелых  ремонтов  был поврежден сам дух здания: нарушена природная акустика, испорчена отделка, пробиты стены. Из зала, созданного для вдохновения, его превратили в обычный офис.

Хочу отметить, что судьба этого дворца не раз становилась предметом размышлений нашего
Президента. Шавкат Миромонович говорил о необходимости вернуть зданию его историю, восстановить первоначальное предназначение, подчеркнув, что это будет актом справедливости. Но тогда еще не настал подходящий момент.

Когда Президент передал Дворец Федерации профсоюзов, одной из его целей, как мне кажется, было доверить это здание «хозяину», способному вернуть ему историческое величие и прежнюю ауру. Разумеется, восстановление столь изящной архитектуры требовало огромных знаний, мастерства и труда. Поэтому мы пригласили в Ташкент специалистов из разных стран мира — тех, кто имеет большой опыт в реставрации уникальных концертных залов. Благодаря их советам и помощи исторический дворец, долгие годы находившийся в запустении, вновь обрел жизнь и возвращен нашему народу по инициативе Президента.

Сегодня этот очаг культуры вновь служит благородным целям — развитию узбекского искусства, обогащению духовного мира молодежи. Это еще один пример того, как по инициативе Лидера Нации восстанавливается историческая справедливость.

 

— Если при написании истории пропустить хотя бы одну букву, эта ошибка повлияет не только на настоящее, но и на будущее. Изу­чение более чем вековой истории профсоюзов должно иметь свои этапы. Насколько я понимаю, вы уже говорили о двух периодах: первый — зарождение профсоюзного движения в Узбекистане, второй — деятельность джадидов, тесно связанная с профсоюзами. А что происходило с профсоюзами в советскую эпоху? Как проходило их развитие? Эти вопросы, безусловно, волнуют многих.

 

— Историю необходимо писать объективно и справедливо. Да, тот период был временем тоталитаризма, когда не только историческая наука, но и вся система подчинялась господствующей идеологии. Тем не менее, каким бы он ни был, это часть нашей истории.

Важно понимать, что советская эпоха стала для профсоюзов особым этапом развития, и закрывать на это глаза нельзя. Изучать этот период сравнительно легче — архивных данных достаточно. Наша задача сегодня — исследовать их беспристрастно.

Особое внимание, на мой взгляд, заслуживает деятельность профсоюзов в годы Второй мировой войны. Именно тогда организация проявила свой огромный потенциал в деле мобилизации и сплочения людей.

С началом войны профсоюзы сосредоточили усилия на перестройке производства под нужды военной промышленности и на увеличение объемов выпуска оборонной продукции. В частности, 25-26 июня 1941 года отраслевые профсоюзы — шелковой, обувной, швейной, металлургической промышленности, а также государственных учреждений  собрались в Ташкенте и Самарканде, где приняли решение о переходе на 10-часовой рабочий день и оперативных мерах по переориентации заводов и фабрик на выпуск военной продукции. Почти на всех предприятиях коллективные договоры были пересмотрены, трудовые коллективы взяли на себя обязательства досрочно выполнять производственные задания.

Профсоюзы возглавили народное движение помощи фронту. Одной из их ключевых задач стало размещение эвакуированных предприятий по регионам и скорейший запуск их работы. Так, на 46 заводах и фабриках профсоюзные организации были созданы заново.

Наряду со строительством новых промышленных объектов проф­союзы активно занимались профессиональной подготовкой рабочих кадров. Всего за 1941—1945 годы при их поддержке было обучено свыше 135 тысяч квалифицированных рабочих.

Еще одним значительным вкладом профсоюзов в годы войны стала помощь эвакуированному населению. На их плечи легла организация отдыха и размещения семей фронтовиков, создание детских садов и домов отдыха. По нашим данным, 137 400 детей были устроены в различные учреждения, а в 1943 году 50 тысяч из них прошли оздоровление в лагерях.

Профсоюзы Узбекистана в годы Второй мировой войны внесли огромный вклад в мобилизацию трудовых ресурсов, укрепление тыла, подъем экономики в тяжелейших условиях и поддержание боевого духа солдат и населения — все это стало частью общей победы.

Главная мысль, которую хочу подчеркнуть: у каждого народа есть своя история и свое прошлое. Приук­рашивать хорошее и замалчивать плохое — недопустимо. Поэтому я убежден, что история проф­союзов времен тоталитаризма должна быть изучена глубже, а ее исследование строиться на принципах объективности и справедливости.

 

— Ваше мнение о недавнем прошлом — о периоде независимости?

 

— Об этом времени, а особенно о взглядах и стремлениях к подлинной независимости, я уже вкратце говорил выше. Конечно, критиковать всегда проще всего. У каждого времени — свой ритм. К тому же, если говорить откровенно, мы и сами тогда были частью той системы. Но если рассматривать вопрос с позиции профсоюзов, то, как и во многих других сферах, здесь не произошло существенных перемен: как говорится, «закрытый котел остался закрытым». Профсоюзы сохраняли привычный образ — организации, распределяющей путевки в санатории для работников.

— Полагаю, пришло время поговорить о новейшей истории — о деятельности профсоюзов в эпоху Нового Узбекистана.

 

— Позвольте ответить на этот вопрос словами из поздравления нашего Президента, адресованного работникам и членам профсоюзов Узбекистана. В нем говорится: «В деятельности профсоюзов Узбекистана, имеющих почти 120-летнюю историю, были периоды взлетов и падений, однако эта организация никогда не утрачивала свою актуальность. Не будет преувеличением сказать, что в последние годы в жизни профсоюзов начался новый этап».

Да, последние девять лет в 120-летней истории профсоюзов Узбекистана можно приравнять к целому веку. Это видят и знают все.

Вы, вероятно, помните, что в начале нашей беседы мы договорились, что не будем пересказывать хронику истории, а поговорим о ее уроках. Однако я   хотел бы отметить некоторые важные события новой эпохи профсоюзов — ведь они отражают мудрую и дальновидную политику нашего Президента в этой сфере.

Повторю: за последние девять лет профсоюзное движение стало свидетелем поистине исторического обновления. Провозглашение 11 ноября Днем профсоюзов золотыми буквами вписано в нашу летопись. В 2021 году был основан Музей истории профсоюзов Узбекис­тана.

Институт повышения квалификации при Федерации сегодня превратился в специализированное учреждение по подготовке отраслевых специалистов. По постановлению главы государства при Федерации создана единственная в Центральной Азии Академия труда и социальных отношений. Это учебное заведение уже стало важной платформой для подготовки квалифицированных кадров в сфере труда и социального партнерства.

Если с 1991 по 2017 год — за 26 лет независимости в системе был построен лишь один новый санаторий, то за последние девять лет возведено и сдано в эксплуатацию 14 современных здравниц, еще около десяти реконструированы. Согласно постановлению
Президента, в 2022 году в системе Федерации начал работу Департамент по организации отдыха и оздоровления детей. На баланс Федерации были переданы 82 детских оздоровительных лагеря, ранее приостановивших или неэффективно осуществлявших деятельность, и общее число таких учреждений в системе превысило 110. За прошедший период построено девять новых лагерей, еще 76 капитально отремонтированы.

В 2024 году в спортивно-оздоровительном комплексе «Яккасарай» введен в эксплуатацию Дворец вод­ных видов спорта, отвечающий международным стандартам. Проведение в нем первого в истории страны и Центральной Азии открытого чемпионата по синхронному плаванию и плаванию стало поистине историческим событием для отечественного спорта.

Известно, что сформировавшаяся в начале XX века профсоюзная организация родилась в атмосфере демократии, и во многих ее начинаниях участвовали выдающиеся представители джадидизма. В последующие десятилетия профсоюзное движение пережило годы застоя, однако в эпоху Нового Узбекистана оно вновь вернулось к своим первоначальным свободным истокам.

Недаром я об этом напомнил. Впервые в истории узбекских проф­союзов в этом году выборы руководителей и их заместителей всех уровней прошли на альтернативной основе и путем тайного голосования. Убежден, что эта инициатива значительно повысила международный авторитет нашей организации.

За короткий срок заметно усилилось и влияние Федерации проф­союзов Узбекистана на международной арене. Благодаря политике открытости, дружбы и доверительного партнерства, проводимой главой государства, по инициативе Федерации в 2021 году   создан Совет профсоюзов стран Центральной Азии, а в 2023 году — Организация профсоюзов тюркских государств с участием национальных центров Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана и Турции.

В декабре 2024 года сбылась еще одна давняя мечта профсоюзного сообщества — Федерация Узбекистана  принята в качестве полноправного члена Международной конфедерации профсоюзов, объединяющей 333 профсоюзные организации из 169 стран и насчитывающей более 250 миллионов членов.

Все эти события стали значимыми и незабываемыми вехами в истории профсоюзного движения страны.

И, конечно, нельзя не отметить важнейшее событие в новейшей истории узбекских профсоюзов — встречу Президента
Шавката Мирзиёева с профсоюзными активистами и ветеранами. Именно тогда я окончательно убедился в жизненности идей и убеждений, которых придерживался долгие годы.

 

Глава государства, говоря об истории, подчеркнул в частности: «Жизнь учит нас, что без глубокого знания истории невозможно построить будущее. Изучение истории каждой организации и учреждения, почитание памяти трудившихся здесь людей, доведение до будущих поколений информации об их благородной работе является долгом для всех нас».

Что я извлек из этих слов?

Как человек, который многие годы имел честь быть рядом и не раз беседовать с Шавкатом
Мирзиёевым, я ощущаю в его внутреннем мире великую идею — стремление восстановить достоинство Нации и Родины, которое в разные эпохи было попираемо и унижено, и возвеличить ее былое величие и славу.

Теперь, пожалуй, можно вернуться к вопросу, который вы задали в начале нашей беседы и на который я частично ответил ранее. Если прежде я касался его социально-политических сторон, то сейчас хочу обратить внимание на его идеологические и духовные аспекты.

Прежде всего с уверенностью могу сказать: необходимость глубокого изучения истории профсоюзного движения Узбекистана продиктована происходящими в стране духовными преобразованиями.

Будем откровенны: еще каких-то семь-восемь лет назад при слове «профсоюзы» люди представляли себе совсем иную организацию. Думаю, каждый может дать точный ответ, какой именно.

Сегодня все изменилось — проф­союзы вошли в народную жизнь, стали помощником Президента в реализации национальной политики. Важно признать, что в осуществлении народных программ, направленных на сокращение бедности — таких, как «Женская тетрадь», «Молодежная тетрадь», «Железная тетрадь» и других социальных инициатив, активисты и члены профсоюзов внесли весомый вклад.

Таким образом, Федерация проф­союзов Узбекистана действительно превратилась в народную организацию, укрепила свой авторитет и в обществе, и перед государством.

Все эти достижения, безусловно, стали возможны благодаря политике нашего Президента.

И если сегодня в нас проснулась тяга к изучению истории, то, несомненно, этот интерес во многом вдохновлен теми уникальными качествами, которыми обладает сам Шавкат Миромонович.

Если присмотреться, глава государства чрезвычайно часто говорит об истории, неизменно проявляет уважение к прошлому, с глубоким почтением относится к наследию предков. Это особенно заметно на примере грандиозных проектов, возведенных в Ташкенте — парка «Янги Узбекистон», Центра исламской цивилизации, а также ансамбля Имама Бухари в Самарканде.

Вы можете вспомнить, сколько раз глава государства посещал эти объекты с тех пор, как был заложен их первый камень, как внимательно знакомился с ходом строительства, сколько изменений и дополнений вносил при каждом визите!

Каждое его посещение — это проявление уважения. А в основе этого уважения лежат безграничная верность и светлая любовь к Нации и Родине. Ведь только тот, кто искренне любит свою страну и свой народ, способен чтить свою историю, гордиться предками, стремится быть их достойным потомком и совершать великие созидательные дела.

Хвала Всевышнему за то, что даровал нам такого Лидера. Его безграничная любовь к народу и неиссякаемая энергия вдохновляют сегодня восьмимиллионную армию членов профсоюзов на новые достижения, побуждая их вписывать золотые страницы в летопись Нового Узбекистана. 

— Благодарю вас за содержательную беседу!

Беседовал

Хусан Эрматов

заслуженный журналист Республики Узбекистан