Как известно, становление гражданского общества — это цивилизованный процесс, в ходе которого формируются и складываются новые формы и методы взаимодействия личности, общества и государства.
Основополагающей доминантой гражданского общества является личность, ее право на самореализацию, несущими же конструкциями — все те институты, организации, группы, которые призваны содействовать всесторонней реализации потенциала личности, ее интересов, целей, потребностей, устремлений и т. д.
Главным признаком гражданского общества является юридическое равенство людей перед законом. Основой его выступает индивид, конституционно наделенный правами и свободами. Критерием зрелости гражданского общества является степень реализации прав человека и гражданина.
Приоритетными условиями функционирования гражданского общества являются присутствие в обществе гармоничной социальной структуры, при которой достигается общегражданский консенсус через учет и координацию интересов самых различных групп населения, утверждение гражданского согласия и стабильности, интегрирование всего общества.
Важнейшей задачей на пути выполнения указанных задач является формирование и развитие самостоятельных, устойчивых институтов гражданского общества.
Реальные возможности для полноценного развития институтов гражданского общества, в том числе в сфере утверждения фундаментальных прав граждан, заложила Конституция Республики Узбекистан. Так, в соответствии со статьей
37 Конституции Республики Узбекистан, каждый имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда.
Кроме этого в республике были ратифицированы такие базовые документы международного права, как конвенции Международной организации труда о принудительном или обязательном труде, равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях и др. Со стороны государства проводится активное сотрудничество с международными организациями по их имплементации в национальное правовое поле.
За годы независимости в Республике Узбекистан была создана действенная правовая база для полноценного функционирования институтов гражданского общества.
Анализ правовой базы деятельности институтов гражданского общества в
Узбекистане показывает ее поэтапное развитие, наделение негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества достаточными правами для реализации интересов социума, в том числе в сфере охраны и реализации трудовых прав граждан.
В процессе демократического обновления страны было принято более 200 законодательных актов, направленных на усиление роли и значения гражданских институтов и решение насущных социально-экономических вопросов. Среди них Закон «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций», «Об общественных фондах»,
«Об органах самоуправления граждан»,
«О средствах массовой информации»,
«О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности», «О негосударственных некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях» и т. д.
За последние годы в нашей стране проделана фундаментальная работа в деле построения демократического правового государства и гражданского общества.
Полностью себя оправдали пять принципов, разработанные Президентом страны и являющиеся основой построения нового государства и нового общества. Исходя из этих принципов, в жизнь последовательно претворяется идея «От сильного государства — к сильному гражданскому обществу».
Создана прочная экономическая основа гражданского общества, в политической жизни страны утвердилась реальная многопартийность, совершенствуется деятельность негосударственных структур, общественных организаций и органов самоуправления граждан, осуществлены широкомасштабные реформы в судебно-правовой системе, средствах массовой информации, духовно-просветительской сфере.
Благодаря четко разработанной стратегии развития, обновления и модернизации страны, мобилизации сил и возможностей по выполнению принятой Антикризисной программы, удалось не только противостоять вызовам и угрозам глобального кризиса, но и обеспечить устойчивые темпы экономического и социального развития, рост благополучия и благосостояния народа.
Таким образом, очевидно понимание того, что за небольшой по историческим меркам период независимого развития Узбекистан завоевал достойное место в мировом сообществе, полностью изменив свой облик и государственное устройство.
Говоря о роли и месте институтов гражданского общества, необходимо отметить, что на первом уровне межличностных взаимосвязей, обеспечивающих базовые, первичные потребности людей, приоритетное место занимают такие институты гражданского общества, как органы самоуправления граждан, профессиональные союзы, общественные объединения женщин, молодежи, инвалидов, ветеранов, по защите прав потребителей, адвокатура, средства массовой информации и др.
На втором уровне межличностных взаимосвязей реализуется комплекс социокультурных отношений. Основными институтами этого уровня являются семья, религиозные организации, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.
Третий уровень межличностных взаимосвязей составляют потребности в политическом участии. Они реализуются с помощью политических партий и общественных движений.
В настоящее время каждый отдельно взятый институт гражданского общества наделен своей ролью. Институты гражданского общества решают общую задачу, связанную с развитием гражданской инициативы населения, формирования у него осознанного и ответственного отношения к осуществлению своих гражданских прав и исполнению гражданских обязанностей.
Так, органы самоуправления граждан (сходы граждан махаллей, поселков и т. п.) являются непосредственно институтами прямой демократии, посредством которых люди получают доступ к управлению решением задач социально-экономического развития, благоустройства, адресной социальной поддержки населения на тех территориях махаллей и сельских населенных пунктов, на которых они непосредственно проживают. Кроме того, одним из основных полномочий коллегиального органа схода граждан является содействие занятости граждан, включая организацию надомного труда, а также осуществление мероприятий по социально-трудовой реабилитации.
Махалля — это уникальный институт национального гражданского общества и сегодня она является своего рода экономической и социальной единицей, в которой совместно решаются те или иные социальные вопросы.
Сегодня нет такой структуры, которая бы лучше знала истинное материальное положение семей, круг их непосредственных интересов. Махалля является наиболее справедливым, пользующимся народным доверием каналом и механизмом социальной поддержки населения.
В настоящее время в Узбекистане функционируют более десяти тысяч органов самоуправления граждан. Исходя из предоставленных им законодательством полномочий, сходы и активисты проводят большую работу по широкому вовлечению населения в общественно-политическую и социально-экономическую жизнь страны.
Указанный институт гражданского общества наделен и определенными контрольными полномочиями, позволяющими уже на этом уровне вести эффективный общественный контроль за деятельностью органов исполнительной власти и государственного управления, осуществляемой на территории соответствующих махаллей и сельских населенных пунктов.
На новом этапе демократической модернизации страны роль и значение институтов гражданского общества еще более возрастает. В соответствии с Концепцией предусматривается принятие нормативно-правовых и практических мер по укреплению роли махалли как центра адресной социальной поддержки населения, развития частного предпринимательства и семейного бизнеса, а также дальнейшее расширение ее функций в системе общественного контроля за деятельностью государственных органов управления.
В свою очередь, негосударственные некоммерческие организации объединяют людей, имеющих общие интересы для осуществления тех или иных общественных инициатив, направленных на достижение гуманистических, культурно-просветительских, благотворительных, познавательных и других социально значимых целей.
Наиболее массовой негосударственной некоммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность в сфере защиты социально-экономических прав и интересов работников, является Федерация профсоюзов, объединяющая 11 отраслевых и 14 территориальных объединений и насчитывающая в своих рядах около 6 миллионов членов.
Из всех общественных объединений только профсоюзам предоставлено право осуществлять свою деятельность в сфере труда.
Защитная функция профсоюзов в условиях рыночной экономики в основном реализуется в таких направлениях, как правовая и социальная защита, занятость, повышение доходов, безопасность труда. Профсоюзами осуществляется системная работа по оздоровлению работников, повышению духовно-просветительского уровня, профессиональной подготовки, развития физической культуры и спорта. Все эти направления отражаются в коллективных договорах и соглашениях, которые подписываются между работодателем и профсоюзной организацией, паритетными органами.
На общенациональном уровне действует Генеральное соглашение между правительством, профсоюзами и работодателями по социально-экономическим вопросам, на основе которого заключены отраслевые, территориальные соглашения и коллективные договоры, эффективно регулирующие трудовые отношения между работодателями и трудовыми коллективами.
Конструктивное взаимодействие профсоюзов с правительством выражается и в реализации государственных программ, особенно социально ориентированных документов, направленных на защиту интересов и прав работников и их семей.
В Узбекистане традиционно сильна социальная составляющая коллективных договоров, учитывающая как отраслевую, так и территориальную специфику социальных вопросов. В результате коллективный договор постепенно становится инструментом повышения прямых и косвенных доходов работников. Через коллективные договоры члены профсоюза, в частности, ежегодно пользуются основными удлиненными, дополнительными отпусками. Продлеваются за счет предприятия отпуска по беременности и родам для работниц, устанавливается сокращенное рабочее время женщинам с детьми, приобретаются учебные принадлежности для детей работников. Также оказывается материальная помощь матерям, имеющим детей в возрасте до трех лет, многодетным семьям, ветеранам, инвалидам, организовывают отдых и оздоровление работников и членов их семей и многое другое.
Практически каждый коллективный договор содержит нормы, предусматривающие предоставление оплачиваемых перерывов работницам для кормления ребенка в возрасте до 3 лет, социальную защиту лиц, неконкурентоспособных на рынке труда, трудоустроенных на предприятие по квотам службы занятости. Также в них отражаются льготы для социально уязвимых слоев населения, работников с семейными обязанностями, молодежи и работников, совмещающих работу с обучением, и многое другое.
Все это — результат социального партнерства профсоюзов и работодателей при поддержке государства.
Важнейшие цели по дальнейшему укреплению и развитию институтов гражданского общества в реализации трудовых прав граждан включают в себя и вопросы создания более широких возможностей для женщин. Уделяя огромное значение роли женщин в обществе, руководство нашей страны с первых дней обретения независимости приняло ряд законодательных актов и постановлений, которые предусматривали повышение роли женщин в общественно-политической и экономической жизни страны. Специальный Указ Президента страны «О мерах по повышению роли женщин в государственном и общественном строительстве Республики Узбекистан» от1995 г. дал новый импульс для активизации деятельности комитетов женщин на разных уровнях.
На дальнейшее повышение социально-экономической и политической активности женщин были направлены
Закон Республики Узбекистан от 29 августа 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», Указ Президента Республики Узбекистан от 25 мая 2004 г. «О дополнительных мерах по поддержке деятельности Комитета женщин
Узбекистана».
Сегодня женщины Узбекистана ведут свою деятельность не только в таких традиционных сферах, как здравоохранение, образование, но и активно участвуют в социально-политической жизни страны, развитии предпринимательской деятельности, производстве. При этом государство оказывает всестороннюю поддержку женщинам в организации собственного бизнеса, поощряет инновационные идеи и научные изобретения женщин-ученых.
Главой нашего государства особое внимание уделяется социальной защите семей, охране материнства и детства, а также воспитанию гармонично развитого поколения.
Комитет женщин Республики Узбекистан имеет базу данных и обеспечивает занятость, развивая собственный бизнес женщин, с привлечением банков страны, в частности, Микрокредитбанка.
В поддержку женщин, начинающих предпринимательскую деятельность, особенно проживающих в сельской местности, и в повышение их социальной активности вносят весомый вклад такие организации, как Фонд «Форум культуры и искусства Узбекистана», Республиканское общественное объединение «Женское собрание», Фонд поддержки социальных инициатив (ФОПСИ). Они содействуют развитию национального ремесленничества, организовывают международные форумы и акции.
В социально-экономической и материальной поддержке молодежи особое место занимают такие организации, как Общественное движение молодежи
«Камолот», Центр молодежных инициатив «Келажак овози», Общественный фонд «Мехр нури» и многие другие.
Для консолидации усилий более 5 тысяч ННО, действующих в республике, поддержки их интеллектуальных, материально-технических и иных ресурсов по реализации социально значимых проектов и программ с учетом интересов различных социальных групп населения, создана и функционирует Национальная ассоциация негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана (НАННОУз).
Таким образом, на сегодняшний день предусматривается укрепление правовых основ участия ННО в решении важнейших государственных программ в сфере здравоохранения, охраны окружающей среды, обеспечения занятости, особенно среди молодежи, социальной поддержки уязвимых слоев населения и других вопросов, имеющих социальную значимость.
Что касается политических партий, то по своему организационно-правовому статусу они также являются негосударственными некоммерческими организациями, которые призваны объединять наиболее активных граждан в соответствии с их интересами для участия в решении социально значимых вопросов.
Согласно Конституции Республики Узбекистан, политические партии выражают политическую волю различных слоев и групп и через своих избранных демократическим путем представителей участвуют в формировании государственной власти.
В охране и реализации трудовых прав граждан важную роль играют средства массовой информации. Без обеспечения информационной свободы, без превращения средств массовой информации в арену, где люди могут свободно выражать свои мысли и идеи, позиции и отношение к происходящим событиям, нельзя говорить об углублении демократии, политической активности населения, его реальном участии в политической и общественной жизни страны.
Если в 1991 году в Узбекистане действовали 395 средств массовой информации, то на сегодняшний день данный показатель составляет 1254. Сегодня 87 процентов теле- и радиоканалов, веб-сайтов являются негосударственными средствами массовой информации. СМИ Узбекистана издаются и выходят в эфир на семи языках проживающих в стране наций и народностей.
В связи с активным внедрением и развитием информационно-коммуникационных технологий, особенно Интернета, в стране по состоянию на 1 января 2012 года зарегистрированы 173 веб-сайта как СМИ. В результате модернизации средств массовой информации в Узбекистане налажена передача телерадиопрограмм через искусственный спутник. В настоящее время телекоммуникационная система страны располагает международными каналами прямых передач по 28 направлениям в 180 стран мира.
Весомым вкладом в дело совершенствования форм, методов и механизмов реализации потенциала институтов гражданского общества в решении социальных вопросов стало принятие мер по усилению поддержки ННО, других институтов гражданского общества и создание для этих целей Общественного фонда и Парламентской комиссии.
Устойчивое, поступательное развитие экономики республики способствует росту качества жизни населения, успешному решению многих вопросов в социально-трудовой сфере.
Социально-экономические вопросы также отражены в разрабатываемых и принимаемых государственных программах Республики Узбекистан. Активное участие в их реализации принимают и институты гражданского общества.
В стране систематически повышаются размеры заработной платы и выплат по социальному трансферту, снижается налоговая нагрузка на юридические и физические лица, совершенствуются система оплаты и стимулирование труда работников, а также механизм адресной социальной защиты.
За последние годы реализован комплекс мер, направленный на создание рабочих мест, с учетом потребностей в трудоустройстве уязвимых слоев населения. За годы независимости в Узбекистане достигнуты весомые успехи и в реализации социального партнерства в сфере труда.
Социальное партнерство — это прежде всего взаимодействие ННО, органов государственной власти, управления и субъектов предпринимательской деятельности в реализации программ социально-экономического развития, решении гуманитарных вопросов, защите прав, свобод и интересов различных слоев населения.
Анализ правовой базы на примере Конституции Республики Узбекистан демонстрирует основные принципы социального партнерства, которые получили свое дальнейшее развитие в законах Республики Узбекистан. Так, в статье 14 Конституции подчеркивается, что «Государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества».
Таким образом, развитие социального партнерства во многом зависит от расширения прав и усиления правового поля непосредственно самих участников партнерства.
Подводя итоги, отметим, что международные эксперты отмечают наличие в Узбекистане определенных достижений в области занятости и социальной защиты по четырем глобально признанным направлениям в условиях мирового кризиса:
— стимулирование спроса на рабочую силу;
— защита рабочих мест;
— расширение систем социальной защиты;
— проведение социального диалога и защита прав работников в сфере труда.
Таким образом, заслуживают внимания следующие аспекты, присущие
«узбекской модели» повышения роли институтов гражданского общества в охране и реализации трудовых прав граждан:
— создание реального механизма поддержки институтов гражданского общества;
— способствование росту правовой культуры населения;
— активизация деятельности СМИ в повышении правовой, экологической и медицинской культуры, пропаганде общечеловеческих ценностей, духовности и здорового образа жизни;
— стимулирование социальной активности женщин и молодежи, улучшение качества их профессионального обучения;
— создание системы среднего специального, профессионального образования, обеспечивающей тесную связь образовательных учреждений с конкретными предприятиями;
— укрепление роли института семьи и органов самоуправления граждан в обществе;
— всесторонняя поддержка молодых семей, женщин и молодежи;
— содействие в развитии семейного бизнеса, частного предпринимательства и надомного труда, ремесленничества и народных промыслов, других видов предпринимательской деятельности, особенно в отдаленных сельских районах;
— создание условий для широкого вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность, прежде всего выпускников профессиональных колледжей и высших образовательных учреждений;
— духовное воспитание подрастающего поколения, укрепление его мировоззрения, морали, самосознания, приверженности общечеловеческим и национальным ценностям;
— установление общественного контроля в сферах занятости, создания новых рабочих мест, охраны труда;
— реализация принципа социального партнерства в сфере труда через обеспечение действенности Генерального соглашения между правительством, профсоюзами и работодателями, а также отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров.
В заключение следует отметить, что роль институтов гражданского общества, в том числе профсоюзов, в защите прав, свобод и интересов различных слоев населения страны весома.
Танзила Нарбаева,
председатель Совета Федерации профсоюзов Узбекистана