11.07.2018. Сотрудничество между Узбекистаном и Международной организацией труда носит поступательный характер. Прогресс, достигнутый в налаживании этого сотрудничества за последние годы, явился результатом конструктивного диалога и показывает приверженность и серьезное отношение Узбекистана к выполнению своих международных обязательств в сфере труда.
Одним из направлений данного сотрудничества является принятие системных и последовательных мер для укрепления потенциала профсоюзов Узбекистана. В частности, ежегодно принимается «План совместных мероприятий по сотрудничеству Совета Федерации профсоюзов Узбекистана с Международной организацией труда в лице Бюро по деятельности трудящихся (ACTRAV) и Бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии».
В соответствии с данным Планом проведены серии семинаров для профсоюзных работников Узбекистана в Институте труда Республики Молдова. При технической поддержке Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии успешно реализуется проект «Совершенствование системы профсоюзного обучения в Узбекистане», для чего подготовлено более 20 тренеров-преподавателей. Проведены региональные семинары для профсоюзного актива Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента. При методологической поддержке МОТ и материально техническом содействии Всемирного банка организована Юридическая клиника при Совете Федерации профсоюзов, внедрен не имеющий аналогов в регионе Механизм обратной связи с населением. С участием специалистов МОТ проведен цикл семинаров по повышению квалификации специалистов службы охраны труда, технических инспекторов, представителей государственных контролирующих органов.
В 2016-2017 годах совместно с МОТ проведены конференции на тему: “Национальный диалог по вопросам будущего сферы труда”. В мае-июне 2018 года совместно с МОТ проведены тренинги во всех районах и городах Узбекистана с охватом более 7000 слушателей. Организована поездка представителей Узбекистана в Международный учебный центр МОТ в Турине для обучения расследованию случаев принудительного труда. Также обучено более 500 сотрудников правоохранительных органов совершенствованию Механизма обратной связи с населением (МОС). Для экспертов Федерации профсоюзов и гражданских активистов организован двухдневный тренинг в Чимгане.
Обеспечено участие представителей Федерации профсоюзов Узбекистана на глобальных, региональных и субрегиональных мероприятиях МОТ, проведенных в Азербайджане, Аргентине, Армении, Беларуси, Бельгии, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, России, Швейцарии, Швеции, Норвегии. Несколько десятков профсоюзных активистов прошли обучение в Международном учебном центре МОТ в Турине.
По приглашению Бюро МОТ по деятельности трудящихся (ACTRAV) в июне месяце 2018 года состоялась поездка делегации представителей Федерации профсоюзов Узбекистана в количестве 14 человек в штаб-квартиру Международной организации труда (МОТ) в Женеве, где был организован семинар “Построим достойное будущее достойным трудом”.
В своем приветственном слове на открытии семинара директор ACTRAV Мария Хелена Андрэ отметила, что перед Узбекистаном стоит задача ратификации Конвенции №144 о трехсторонних консультациях. Также актуальным является дальнейшая реализация рекомендации МОТ №204. Требуют пристального внимания и вопросы охраны окружающей среды и устойчивого развития, особенно в регионе Приаралья. Поэтому есть воля к продолжению сотрудничества и взаимодействия для достижения положительных результатов.
Она выразила уверенность, что пребывание делегации Федерации профсоюзов Узбекистана в штаб-квартире МОТ позволит изучить цели и задачи деятельности МОТ, принципы работы ее штаб-квартиры, глубже понять смысл международных трудовых стандартов и механизмы их соблюдения, а также надзорный механизм МОТ, ознакомиться с практикой социального диалога и трипартизма как ключевого принципа деятельности организации.
Старший специалист ACTRAV Рафаэль Пелс раскрыл тему: «Политика МОТ в области социального диалога и заработной платы». В частности он отметил, что социальный диалог как средство достижения цели профсоюзов по повышению заработной платы – очень современная и актуальная тема. В Декларации МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации (2008 г.) подчеркивается важность социального диалога
и трипартизма как всеобъемлющего механизма независимо от уровня развития страны и ратификации конвенций МОТ.
В условиях снижения доли труда в глобальном ВВП социальный диалог становится краеугольным камнем деятельности МОТ. Дискуссия о будущем сферы труда охватывает и такие вопросы как технологические изменения, изменения климата. Другое направление дискуссии – это отношения работодателей и работников. Разнообразие социального диалога охватывает консультации, взаимодействие и т.д.
В настоящее время коллективные переговоры должны использоваться для регулирования и таких вопросов как трудовые споры, временная (частичная) занятость, платформенная экономика, гендерное равенство, доступность личных данных работника, достойный труд в цепочках поставок.
Главный технический советник проекта МОТ “Мониторинг третьей стороной детского и принудительного труда в Узбекистане” Йонас Аструп отметил, что он работает в Узбекистане один год и это лучший год в его карьере.
– Руководимый мною проект, постоянно информирует Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии и штаб-квартиру МОТ в Же
неве о позитивных изменениях в Узбекистане. Федерация профсоюзов Узбекистана является ключевым партнером проекта, – сказал в частности он. Мониторинг – это не самая главная часть проекта. Проект работает для повышения потенциала бенефициаров, развития социального диалога, повышения активности СМИ, гражданского общества, инспекций труда.
В нынешнем году будет продолжена работа по Анализу системы мер (АСМ), которая подразумевает не только визиты на поля и учреждения, но и проведение нескольких исследований.
Сотрудница по правовым вопросам и вопросам охраны труда Мелани Джинрой и старший специалист по международным трудовым нормам и правовым вопросам Клэр Ла Ховари осветили тему: «Политика ACTRAV по продвижению и внедрению международных стандартов труда (МСТ). Механизм контроля МОТ».
Они отметили, что МОТ принято 189 конвенций, 205 рекомендаций, 6 протоколов по всем аспектам сферы труда. На данный момент актуальными являются 77 конвенций.
Общим для всех Международных трудовых стандартов являются: ориентация на трипартизм, предоставление минимального уровня защиты, универсальность, гибкость.
Одним из институтов, встроенных в Механизм надзора за выполнением странами-членами конвенций МОТ, является Комитет экспертов по выполнению конвенций и рекомендаций МОТ (КЭПКР). КЭПКР назначается Административным советом, состоит из независимых ученых в области трудового права и не является политическим органом.
Последней рекомендацией, принятой МОТ, является Рекомендация №205 о занятости и достойном труде в целях обеспечения мира и потенциала противодействия, в которой обновлены рекомендательные положения более ранней Рекомендации МОТ, принятой в 1944 году в ответ на вызовы, возникшие в связи с конфликтами и бедствиями. Новая норма также расширяет тематический охват Рекомендации о восстановлении и оживлении экономики, поскольку затрагивает еще и вопросы предотвращения кризисов и обеспечения готовности к ним.
Рекомендация создает нормативную основу, ориентированную на сферу труда и на меры по предотвращению и реагированию на разрушительное воздействие к
онфликтов и бедствий на экономику и страны в целом. Особое внимание уделено уязвимым группам населения, таким как дети, молодые люди, женщины и перемещенные лица.
Главный специалист по деятельности трудящихся Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии Гоча Александрия в своем выступлении отметил, что деятельность МОТ основывается на следующих принципах, провозглашенных в Филадельфийской декларации (1944 г.):
а) труд не является товаром;
б) свобода слова и профсоюзной деятельности является необходимым условием постоянного прогресса;
в) нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;
г) борьба с нуждой должна вестись с неослабевающей силой в каждом государстве и путем постоянных и объединенных международных усилий, при которых представители рабочих и предпринимателей, пользующиеся равными правами с представителями правительств, присоединятся к ним в свободном обсуждении и принятии демократических решений в целях содействия общему благосостоянию.
МОТ обладает уникальной трехсторонней структурой, в которой объединения работодателей и работников (социальные партнеры) имеют равный голос с правительствами в формировании ее политического курса и программ.
Концепция достойного труда МОТ основывается на следующих четырех важнейших стратегических целях:
– реализация основополагающих прав в сфере труда;
– расширение возможностей занятости и получения дохода;
– совершенствование систем социальной защиты;
– укрепление социального диалога.
В настоящее время МОТ провозгласила 10 главных приоритетов:
а) создание рабочих мест с достойными условиями труда;
б) ратификация международных трудовых норм;
в) создание и расширение минимальных стандартов социальной защиты;
г) устойчивые предприятия;
д) достойный труд в сельском хозяйстве;
е) формализация неформальной экономики;
ж) трудовые инспекции;
з) защита от неприемлемых форм занятости;
и) миграция;
к) сильные организации трудящихся и работодателей.
Старший специалист ACTRAV Лене Олсен, выступившая на тему: «Политика и деятельность ACTRAV в области неформальной экономики» отметила, что на основе Рекомендации №204 о переходе от неформальной к формальной экономике ACTRAV разработал свой план действий. Все профсоюзы должны разработать свои планы действий по охвату и включению в свои ряды работников неформального сектора.
Следующим документом в этом направлении являются Цели устойчивого развития 2030 (цель №8), в соответствии с которыми необходимо проведение мероприятий по следующим направлениям: повышение осведомленности, обмен опытом, обмен информацией и распространение передовой практики, повышение потенциала социальных партнеров, оказание содействия странам-членам.
Сегодня на глобальном уровне 60% рабочих мест (или 2 млрд. работников) находятся в неофициальном секторе.
Странам необходимо разработать нормативную базу для перехода из неофициального сектора в официальный.
В этом процессе важным является обеспечение доступа к образованию в течение всей жизни, поскольку уровень образования повышает шансы человека к переходу в официальный сектор экономики. Также важную роль играют инспекции труда, но их возможности в плане доступа к рабочим местам ограничены.
В рекомендации №204 есть целая группа элементов: занятость, социальная защита, охрана материнства, охрана труда. Рекомендация также уделяет внимание усилению потенциала профсоюзов, расширению членства, чтобы охватить неформальный сектор.
Специалист ACTRAV Майкл Ватт выступил с презентацией «Деятельность МОТ и приоритеты политики в отношении обсуждения Будущего сферы труда». В частности, он отметил, что МОТ выдвинула инициативу «Будущее сферы труда», чтобы глубже понять суть новых вызовов и действенно реагировать на них в целях выполнения своего мандата в области социальной справедливости. Эта и другие шесть инициатив были приняты трехсторонними участниками МОТ в ознаменование столетия МОТ в 2019 году. Данная инициатива, направленная на широкомасштабный анализ того, каким будет мир труда в будущем, получила широкую всестороннюю поддержку и заняла центральное место среди мероприятий, посвященных столетию МОТ.
Логическое обоснование, лежащее в основе инициативы, принимает во внимание глубокие преобразования, происходящие в мире, и их воздействие на сферу труда; это требует от МОТ и ее трехсторонних участников абстрагироваться от своей повседневной деятельности и взглянуть со стороны на более широкую картину в ракурсе общей динамики преобразований, затрагивающих работников во всем мире. Эти глубокие изменения обусловлены многими факторами: растущей взаимосвязью экономик мира в рамках глобальной экономики, технологическими инновациями, изменением климата и демографическими тенденциями.
Профсоюзы должны эффективно и конструктивно реагировать на изменения, происходящие в сфере труда, чтобы иметь возможность оказывать влияние на формирование будущего сферы труда и осуществлять свой мандат в интересах равенства, интеграции, достойного труда и социальной справедливости.
В частности, профсоюзы должны продумать широкую программу, которая позволила бы им внести вклад в инициативу столетия, касающуюся сферы труда, и сосредоточить усилия на достижении конкретных результатов по охране и защите интересов своих членов и работников в целом.
Старший специалист Департамента МОТ по фундаментальным принципам и правам в сфере труда Мишель Де Кок осветила тему: «Инструменты МОТ по искоренению принудительного труда».
Она отметила, что в контексте Конвенции 29 о принудительном или обязательном труде термин «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.
Незаконное привлечение к принудительному или обязательному труду должно преследоваться в уголовном порядке, и каждый член Организации, ратифицирующий настоящую Конвенцию, обязан обеспечить действительную эффективность и строгое соблюдение санкций, предписываемых законом.
Конвенция 105 об упразднении принудительного труда нацелена на упразднение принудительного или обязательного труда, а также на не использование такого труда:
- в качестве средства политического воздействия или воспитания или в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
- в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
- в качестве средства поддержания трудовой дисциплины;
- в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания;
- в качестве меры наказания за участие в забастовках.
Каждый член Международной организации труда, ратифицирующий настоящую Конвенцию, обязан принять эффективные меры к немедленной и полной отмене вышеперечисленных видов принудительного и обязательного труда.
В документах МОТ приводятся следующие стандартные индикаторы принудительного труда:
1) ограниченная мобильность работников;
2) изолирование работников;
3) злоупотребление уязвимостью работника;
4) обман работника;
5) физическое или половое насилие в отношении работников;
6) запугивание или угрозы в отношении работников;
7) удержание документов, удостоверения личности работника;
8) удержание зарплаты;
9) долговая кабала;
10) оскорбительные условия труда;
11) чрезмерный объем сверхурочной работы.
– На протяжении нескольких лет Комитет экспертов МОТ по применению конвенций и рекомендаций (КЭПКР) в своих докладах приветствует политические обязательства, принятые правительством Узбекистана и социальными партнерами, которые оказали положительное влияние на борьбу с детским и принудительным трудом во время сбора хлопка, – отметила Мишель Де Кок.
Специальный советник Генерального директора МОТ Кари Тапиола остановился на вопросах истории МОТ.
Международная организация труда (МОТ) – специализированное учреждение системы ООН, которое ставит своей целью продвижение принципов социальной справедливости, международно-признанных прав человека и прав в сфере труда. Созданная в 1919 году, МОТ в 1946 году стала первым специализированным учреждением, вошедшим в систему ООН. В настоящее время 187 государств мира являются членами МОТ.
МОТ обладает уникальной трехсторонней структурой, в которой объединения работодателей и работников (социальные партнеры) имеют равный голос с правительствами в формировании ее политического курса и программ.
Ежегодно созывается Международная конференция труда, которая является международным форумом для обсуждения общих трудовых и социальных проблем и международных трудовых норм, она определяет общую политику организации. Каждое государство-участник вправе направить на Конференцию четырех делегатов: двух от правительств и по одному от представителей трудящихся и работодателей. Между сессиями Конференции деятельностью МОТ руководит Административный совет.
Международное бюро труда (МБТ) в Женеве является секретариатом МОТ, ее оперативной штаб-квартирой, исследовательским и издательским центром. Его возглавляет Генеральный директор, которого назначает Административный совет. С 2012 года Генеральным директором МБТ является Гай Райдер.
Одной из важнейших и специфических функций МОТ является разработка международных трудовых стандартов, принимаемых в форме конвенций и рекомендаций, устанавливающих минимальные стандарты в области основных прав в сфере труда.
За всю почти вековую историю своего существования МОТ внесла непосредственный вклад в такие достижения цивилизованного общества, как восьмичасовой рабочий день, охрана материнства, система социального страхования, законодательство об охране труда и др.
При этом красной нитью через всю нормотворческую деятельность организации проходит тезис о том, что социальный диалог между профсоюзами и работодателями с участием представителей правительств является не только справедливым, но и эффективным средством выработки и реализации национальной политики в социально-трудовой сфере.
По мнению К.Тапиола, отношения между МОТ и Узбекистаном также имеют непростую историю. Прогресс, достигнутый в налаживании этого сотрудничества за последние годы, явился результатом конструктивного диалога и показывает приверженность и серьезное отношение Узбекистана к выполнению своих международных обязательств в сфере труда. Он отметил историческое значение доклада Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на 72-сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
К.Тапиола особо подчеркнул, что во взаимоотношениях между МОТ и Узбекистаном изменился не только Узбекистан, но и изменилась сама Международная организация труда.
О задачах и приоритетах Группы трудящихся МОТ рассказала ее секретарь Ракель Гонсалес.
Она отметила, что Группа трудящихся МОТ состоит из 28 членов и в настоящее время приоритеты данной группы включают:
содействие эффективной реализации Целей устойчивого развития (ЦУР);
продвижение свободы объединений;
борьбу за достойный минимальный размер оплаты труда (МРОТ);
поддержку трудящихся-женщин и молодежи;
действия по снижению безработицы и неполной занятости молодежи;
содействие конструктивному социальному диалогу и коллективным переговорам;
достижение комплексности социально-экономического развития стран;
обеспечение достойного труда в глобальных цепочках поставок.
В ходе визита были проведены также отдельные встречи со Специальным советником Генерального директора МОТ Кари Тапиола, Заведующим сектором Европы и Центральной Азии ACTRAV Сергеюсом Гловацкасом, Главным специалистом по деятельности трудящихся Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии Гочей Александрия.