[:uz]Ўзбекистон касаба уюшмалари Федерациясининг Портали[:ru]Портал Федерации Профсоюзов Узбекистана[:oz]Oʻzbekiston kasaba uyushmalari Federasiyasining Portali[:uzl]Oʼzbekiston kasaba uyushmalari Federatsiyasining Portali[:]

Сайт находится в тестовом режиме

04.10.2018. Перемены к лучшему, происходящие под воздействием Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана, всколыхнули все сферы нашей жизни — политическую, социальную, экономическую. Качественно меняется положение дел в стройиндустрии, сооружении мостов, автодорог, на транспорте и возведении жилья.

И, конечно же, перемены вызвали энергичное содействие в реализации важнейшего документа эпохи со стороны одного из крупнейших профсоюзов страны — работников транспорта, дорожного и капитального строительства, строительной индустрии Узбекистана, объединяющего свыше 456 тысяч тружеников в более чем 5 тысячах 400 первичных организациях, тоже активно включившихся в процесс обновления нашей жизни. С председателем Республиканского совета этого отраслевого профсоюза Баходиром Юлдашевым и состоялась наша беседа.

— Почти на всех форумах, больших и малых, в докладах, информациях и на встречах с транспортниками, дорожниками и строителями профсоюзные работники все чаще, как магическое заклинание, произносят словосочетание «социальное партнерство». Что оно значит для вас, Баходир Эркаевич?

— Всю свою деятельность мы осуществляем на принципах социального партнерства, так как профсоюз наравне с работодателями заинтересован в успешной и прибыльной деятельности предприятия. Мы исходим из того, что чем богаче и прибыльнее предприятие, тем выше заработная плата, лучше условия труда, больше реальных возможностей для предоставления работникам льгот и гарантий.

Цель нашего социального партнерства, а значит, и всей профсоюзной деятельности — организация справедливой оплаты труда, повышение уровня социальных гарантий, создание здоровых и безопасных условий труда и быта, соблюдение трудового законодательства, обеспечение правовой защиты и других интересов работников.

Наш девиз — «Достойная зарплата за достойный труд — лучшая социальная защита», а весь смысл деятельности профсоюза — в защите законных трудовых прав и интересов работников предприятий отрасли.

— Известно, что ваш совет профсоюза каждые три года заключает отраслевые тарифные соглашения со своими социальными партнерами. О чем эти соглашения и кто они ваши главные социальные партнеры?

— В марте этого года мы в очередной раз заключили новые соглашения на 2018-2020 годы с Министерством строительства Республики Узбекистан и нашими ведущими отраслевыми ведомствами — Госкомитетом по автомобильным дорогам, акционерными обществами «Узстройматериалы» и «Тошшахартрансхизмат», АК «Узспецмонтажстрой» и Агентством по автомобильному транспорту.

Этими соглашениями мы регулируем вопросы труда и отдыха, заработной платы, условия охраны и безопасности труда, в них предусмотрен широкий диапазон льгот и преференций работникам, членам их семей, пенсионерам, молодым специалистам. Большое внимание уделяем расширению и укреплению системы наставничества, сохранению существующих и созданию новых рабочих мест, закреплению на рабочих местах выпускников вузов и колледжей.

А раз всю работу проводим на условиях и принципах социального партнерства, у нас растет зарплата, создаются возможности обеспечения работников безопасными условиями труда, а также расширяется круг предоставляемых им льгот и преференций, предусмотренных коллективными договорами.

В соглашениях предусмотрены размеры минимальной и средней заработной платы работников, причем одним из условий состава средней заработной платы является доминирующая в ней часть тарифной, гарантированной части заработной платы. В соответствии с отраслевыми соглашениями работникам выплачиваются доплаты за работу во вредных и тяжелых условиях труда, районные и отраслевые коэффициенты, предоставляется трудовой отпуск сверх установленной Трудовым кодексом его минимальной продолжительности, дополнительные отпуска за условия труда, за стаж работы на предприятии, предусмотрены обязательства по выполнению конвенций МОТ, ратифицированных нашей республикой.

 

И, конечно же, основным документом, регулирующим трудовые права и обязанности работников, является коллективный договор. Мы добились того, что 98 процентов работодателей на предприятиях отрасли уже заключили его с профсоюзными комитетами.

— А всегда ли так тщательно республиканский совет профсоюза анализирует выполнение коллективных договоров на предприятиях?

— По итогам каждого года мы обобщаем и анализируем их в отрасли. Причем основным критерием эффективности мы считаем сумму расхода предприятий на выполнение коллективного договора в среднем на одного работника. Анализируя эти расходы, сразу видим, где действительно коллективный договор «работает», то есть эффективен и работники действительно получают материальную и моральную выгоду от его выполнения. Как показал анализ, за последние пять лет прямые и косвенные доходы работников, получаемые через коллективные договоры, увеличились у нас более чем в 3 раза.

— В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития республики за последние 2 года вы значительно расширили международную деятельность…

— Это действительно так. В декабре прошлого года по приглашению Межправительственного совета дорожников (МСД) мы приняли участие в работе международной научно-практической конференции «Дороги СНГ: проблемы и перспективы», приуроченной к 25-летию МСД. В ней участвовали представители Исполкома СНГ, министерств транспорта и дорожных администраций стран СНГ, руководители Международной академии транспорта, Международного союза транспортников, Международного объединения профсоюзов работников транспорта и дорожного хозяйства, профильных вузов стран СНГ, ведущие специалисты, ученые из ближнего и дальнего зарубежья.

В продолжение этой практики и расширения международного сотрудничества в апреле этого года нами в Москве подписан меморандум о сотрудничестве с Международным объединением профсоюзов (МОП) работников транспорта и дорожного хозяйства, первой ласточкой которого стало обучение в Нижнем Новгороде пяти молодых специалистов-дорожников из Узбекистана.

А буквально сегодня по приглашению профсоюза Кыргызстана шесть специалистов наших предприятий выехали в Бишкек на занятия в школу молодого профсоюного лидера. И, надо сказать, решение о вступлении в Международное объединение прорфсоюзов «Трансдорхоз» в качестве полноправного его члена принято президиумом нашего республиканского отраслевого профсоюза впервые в истории.

— В апреле Федерацией профсоюзов Узбекистана организована и проведена в Ташкенте международная конференция «Стратегия действий и сильная социальная политика: международная практика и опыт Узбекистана». Она получила широкий отклик во всем мире, что свидетельствует о расширении и укреплении международных отношений в соответствии с новаторскими изменениями в международной политике, осуществляемой в нашей стране…

— На форуме председателем Федерации профсоюзов Узбекистана Кудратиллой Рафиковым было отмечено, что в Центрально-Азиатском регионе набирают силу новые тенденции, открываются благоприятные возможности для решения давно назревших проблем, расширения торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей, усиления социальной защиты всех слоев населения. В этой связи принципиально важно глубоко осмыслить складывающиеся реалии, определить приоритетные направления социального партнерства. Сегодня народ Узбекистана с огромным воодушевлением и надеждами осуществляет широкомасштабные реформы, инициированные и проводимые под непосредственным руководством Президента Республики Узбекистан.

В работе той конференции мы принимали участие вместе с представителями Международной организации труда (МОТ), Международной конфедерации профсоюзов (МКП), Общеевропейского регионального совета Международной конфедерации профсоюзов, Международной организации работодателей, экспертами, крупными учеными из 30 стран мира, руководителями международных организаций, аккредитованными в Узбекистане, и зарубежными профцентрами.

Надо отметить: цель международной конференции успешно выполнена — до мировой общественности доведены достижения сильной социальной политики Узбекистана в рамках реализации Стратегии действий и определения перспектив социального партнерства государственных органов, профсоюзных организаций, торгово-промышленной палаты и других институтов гражданского общества по социальной защите населения. Узбекистан продемонстрировал открытость и готовность к активному и конструктивному международному сотрудничеству в решении приоритетных задач по социальной защите населения на основе изучения международного опыта.

— В начале нынешнего лета вы подписали в Беларуси меморандум о сотрудничестве с Республиканским комитетом Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций…

— Этот меморандум дал старт открытию новой страницы сотрудничества отраслевых профсоюзов через подписание последующих меморандумов с отраслевыми профсоюзами Армении, Азербайджана, Грузии, Молдавии, Казахстана, Кыргызстана, Украины и других стран.

— А в Беларуси о чем конкретно договорились?

— Прежде всего, об укреплении социальной и правовой защиты прав и интересов наших работников — членов отраслевых профсоюзов, совершенствования механизма привлечения в профсоюз предприятий малого и среднего бизнеса, а также развития транспорта, дорожного строительства и логистики обеих стран. Кроме того, меморандум предусматривает региональное взаимодействие «транспортных» профсоюзов Беларуси и Узбекистана и обмен опытом профсоюзной деятельности.

Следом мы подготовили и согласовали проект меморандума о сотрудничестве с Республиканским комитетом профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Кыргызской Республики и недавно подписали его.

— Слышал, что ваш профсоюз недавно принял участие в масштабном межконтинентальном автопробеге?

— Все верно, в соответствии с планом мероприятий на нынешний год, утвержденным IV съездом дорожников СНГ, Межправительственный совет дорожников организовал в конце августа международный автопробег. Маршрут, протяженность которого около 6 тысяч километров, пролегал по территории России, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана: Москва — Казань — Уфа — Челябинск — Курган — Петропавловск — Кокшетау — Щучинск — Астана — Балхаш — Алматы — Каракол — Чолпон-Ата — Балыкчи — Нарын — Джалал-Абад — Ош — Андижан — Ташкент — Самарканд — Навои — Бухара.

Концепция международного автопробега «Безопасные дороги» — путь к увеличению перевозок грузов и пассажиров на автомобильных дорогах стран СНГ. Организаторы его — Межправительственный совет дорожников, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики и Государственный комитет Республики Узбекистан по автомобильным дорогам.

Наш отраслевой совет принял прямое участие в организации встречи участников автопробега в Ташкенте, Андижане, Самарканде, Навои и Бухаре.

— Что видит республиканский совет в перспективе?

— Огромное поле работы, которое будет расширяться и непременно послужит укреплению дружественных отношений, направленных на взаимовыгодное сотрудничество в области профсоюзной и производственной деятельности отраслевых предприятий всех стран СНГ.

Нам необходимо обмениваться опытом и методами профсоюзной работы, особенно по вопросам оплаты и охраны труда, ведения коллективных переговоров, воспользоваться возможностью обучения и повышения квалификации молодых специалистов дорожно-транспортного комплекса, создать систему прохождения производственной практики студентами наших отраслевых вузов для обучения навыкам работы и расширения их кругозора… Все это послужит стимулом для дальнейшего сотрудничества отраслевых профсоюзов стран СНГ и будет гарантировать наше сотрудничество.

Наш профсоюз открыт для общения со всеми дружественными странами и готов к взаимовыгодному диалогу по всем направлениям профсоюзной работы.