Объединимся во имя процветания страны!

(+99871)

252-21-18

Адрес: 100165, г.Ташкент, ул. Бухара, 24 Регламент

К социальному партнерству в отрасли

26.05.2017. Социальное партнерство в сфере труда — самая важная часть отношений между работодателем и работником. Именно поэтому Республиканским советом профсоюза работников транспорта, дорожного и капитального строительства, строительной индустрии Узбекистана уделяется большое внимание качеству и полноте выполнения соглашений и коллективных договоров работодателями с обязательным соблюдением принципов социального партнерства, предусмотренных в статье 4 закона «О социальном партнерстве», — подчинение закону, равноправность, открытость и прозрачность, доступность, независимость, объективность, взаимное уважение, учет интересов и ответственность, добровольность принятия обязательств.

В соответствии с названным законом, Генеральным соглашением между Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Торгово-промышленной палатой и Советом Федерации профсоюзов Узбекистана, наш совет профсоюза в очередной раз заключил тарифные отраслевые соглашения по основным направлениям социально-экономической защиты интересов работников с Государственным комитетом по архитектуре и строительству, акционерными компаниями «Узкурилишматериаллари», «Узмахсусмонтажкурилиш», «Тошшахартрансхизмат», «Узавтойул» и Агентством по автомобильному и речному транспорту на 2015-2017 годы, итоги выполнения которых подводятся ежегодно. Соглашениями охвачено более 400 предприятий и учреждений отрасли с численностью работников более 40 тысяч человек.

Установлена минимальная продолжительность основных и дополнительных отпусков за стаж работы и условия труда, показатели средней заработной платы, предоставление льгот и преференций многодетным и малообеспеченным семьям, пенсионерам предприятий, предоставление ссуд на приобретение жилья или оплату обучения в вузах, прикрепление к устроившимся впервые на работу выпускникам колледжей наставников, установление надбавок к заработной плате наставников и т. д.

В конце марта нынешнего года нами подведены итоги выполнения соглашений в 2016 году, которые обсуждены на совместных заседаниях президиума Республиканского совета профсоюза и коллегий республиканских органов, по ним приняты соответствующие постановления.

На выполнение соглашений в прошлом году предприятиями и учреждениями отрасли затрачено 102,7 млрд сумов, в том числе учреждениями Государственного комитета по архитектуре и строительству — 1,6 млрд сумов, предприятиями АК «Узкурилшматериаллари» — 58,4 млрд сумов, «Узавтойул» — 31,2 млрд сумов, «Узмонтажспецстрой» — 1,8 млрд сумов, Агентством по автомобильному и речному транспорту — 1,8 млрд сумов.

Согласно условиям соглашений и в целях повышения квалификации на предприятиях проведено обучение и переобучение 4092 работников, создано 1064 новых рабочих места, 3751 ветерану производства оказана материальная помощь в размере 2,2 млрд сумов, для проведения в трудовых коллективах культурно-просветительских и спортивно-оздоровительных мероприятий на расчетные счета профсоюзных комитетов администрациями предприятий перечислено свыше 2,2 млрд сумов.

Одним из основных условий соглашений является средняя заработная плата работников за год, которая предусмотрена в диапазоне от 8 до 15 кратной минимальной заработной платы, установленной на территории Республики Узбекистан. Например, в АО «Кызылкумцемент» она составила 3321678 сумов (25,5 МЗП), «Кувасайцемент» — 1468635 сумов (11,3 МЗП), «Бекабадцемент» — 1394051 сумов (10,7 МЗП), «Кварц» — 1439217 сумов (11МЗП), Автомагистраль — 2675328 сумов (20,5 МЗП), на предприятиях «Бухара автойул» — 1890000 сумов (14,5 МЗП), «Каракалпакавтойул» — 1533400 сумов (11,8 МЗП), «Жиззак автойул» — 1205086 сумов (9,3 МЗП) и т. д.

В апреле прошлого года выявили поразительный факт: на автотранспортных предприятиях, занимающихся пассажирскими перевозками в Ташкенте, для расчета тарифных ставок и должностных окладов работников как эталон применялась минимальная заработная плата в размере 96105 сумов, которая была установлена еще в декабре 2013 года. Республиканским советом профсоюза по согласованию с руководством АО «Тошшахартрансхизмат» было направлено письмо в Кабинет Министров Республики Узбекистан с просьбой рассмотреть вопрос о несоблюдении указов Президента предприятими в части установления минимальной заработной платы. В результате принятых мер в течение трех месяцев она была доведена до 130240 сумов и в данное время отставание идет лишь на одну позицию. В итоге средняя заработная плата работников выросла по сравнению с 2015 годом более чем на 20 процентов. Руководство АО «Тошшахартрансхизмат» заверило, что в ближайшее время «минималка» для расчета заработной платы будет доведена до установленного размера.

Не берусь утверждать, что везде и все условия соглашений выполнены, но в этом году мы тщательнее чем обычно изучили информацию по каждому предприятию. Стимулом для этого послужило выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на собрании, посвященном итогам работы 2016 года, где была сказана злободневная на сегодняшний день фраза: «…надо не увлекаться «победными» рапортами и отчетами о проделанной работе, а сосредоточить основное внимание на недостатках и их истинных причинах, а также конкретных предложениях и проблемных вопросах, требующих решения».

В связи с этим нами проведен развернутый анализ выполнения соглашений на местах в разрезе предприятий, который будет рассмотрен и обсужден на ближайшем заседании президиума Республиканского совета профсоюза, где намечается разработать конкретные меры по выполнению условий соглашений в 2017 году.

По состоянию на 1 января 2017 года в отрасли действуют 4192 предприятия, т. е. в среднем по 300-350 предприятий в каждом регионе. Конечно, мы хотели бы дойти до каждого из них, оказывая практическую помощь, особенно до тех, где в силу каких-либо причин условия отраслевых соглашений и коллективных договоров не выполняются, обсудить с администрациями, специалистами и профсоюзными комитетами причины невыполнения и пути решения наболевших вопросов. Тем более, что в регионах функционируют объединенные профсоюзные комитеты, в которых всего по два работника, вследствии чего они не имеют практической возможности изучить деятельность каждого предприятия, оказывать практическую помощь по вопросам социальной защиты, охраны труда, своевременно проконтролировать выполнение соглашений и коллективных договоров предприятий, провести экспертизу проектов коллективных договоров, учебные семинары, культурно-массовые, спортивные мероприятия и т. д.

Разумеется, в настоящее время принимаются необходимые меры по усилению объединенных профсоюзных организаций специалистами, знающими специфику отрасли, обладающих опытом работы в профсоюзе, которые поддерживали бы постоянную связь с первичками, своевременно контролировали выполнение постановлений президиумов Совета Федерации профсоюзов Узбекистана и республиканского совета профсоюза, государственных программ, трудоустройство выпускников колледжей и вузов на предприятиях, прикрепление их к наставникам и т. д. То есть наша работа была бы намного эффективнее и плодотворнее и никто бы не задал нам вопрос «За что мы вам перечисляем деньги?». К сожалению, на такие вопросы иногда приходится отвечать, ведь до сих пор многие считают, что профсоюз — это только путевки в санатории, билеты на новогоднюю елку и материальная помощь.

Профсоюзная работа по вопросам социального партнерства, диалогов с руководителями и специалистами республиканских органов, осуществлению контроля над выполнением условий отраслевых соглашений, коллективных договоров и других локальных актов на предприятиях отрасли многим рядовым членам профсоюза не очень ярко видна, она как будто стоит на втором плане, хотя это далеко не так. Республиканский отраслевой совет профсоюза прилагает большие усилия для претворения в жизнь норм и принципов социального партнерства, ведь основная цель создания профсоюза — это осуществление защиты законных трудовых прав и интересов работников, создание для них достойных условий труда.

Мамлакат Абдумаликова

главный специалист Республиканского совета профсоюза работников транспорта, дорожного и капитального строительства, строительной индустрии Узбекистана