Click to listen highlighted text!

Приносить людям пользу - наивысшее счастье!

(+99871)

252-21-18

Адрес: 100165, г.Ташкент, ул. Бухара, 24 Регламент

Коллективный договор — гарант социально-экономических интересов

13.03.2019. В эти дни трудовые коллективы предприятий, организаций и учреждений принимают активное участие в кампании по заключению и обсуждению выполнения коллективных договоров. Работа в данном направлении продолжится до 1 апреля нынешнего года.

В соответствии с законодательством в Узбекистане коллективные переговоры осуществляются на четырех уровнях: общенациональном, отраслевом, территориальном и локальном.

Генеральное соглашение — основа локальных документов

Основным документом, принимаемым в результате коллективных переговоров на общенациональном уровне, является Генеральное соглашение между правительством Узбекистана, Федерацией профсоюзов и Торгово-промышленной палатой по социально-экономическим вопросам.

Генеральное соглашение является рамочным документом, предписывающим сторонам вступать в партнерские отношения всех уровней в решении таких вопросов, как совершенствование законодательства, досудебное разрешение трудовых споров, профилактика правонарушений в сфере труда, принятие дополнительных мер по повышению роли коллективных соглашений и договоров в регулировании оплаты и нормирования труда.

Кроме того, в этом соглашении предусмотрены вопросы реализации программ занятости, предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний, предоставления социальных гарантий и обеспечения социальной защиты работников и членов их семей, соблюдения конвенций Международной организации труда, предоставления льгот для женщин и молодежи, оказания им мер моральной и материальной поддержки, соблюдения законных прав профсоюзов и объединений работодателей.

На основе Генерального соглашения в республике заключены отраслевые, территориальные соглашения и коллективные договоры. В частности, на сегодняшний день в стране действуют порядка ста отраслевых соглашений, 14 территориальных соглашений на уровне Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, более 150 тысяч коллективных договоров непосредственно на предприятиях и в организациях. Коллективно-договорными отношениями охвачено около 99 процентов юридических лиц, использующих труд членов профсоюзов.

Сегодня через коллективные договоры и соглашения решаются вопросы обеспечения полной занятости работников, создания новых рабочих мест, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Подавляющее большинство коллективных договоров содержат норму о получении предварительного согласия профсоюзов на прекращение трудового договора с работниками по инициативе работодателей.

Во всех коллективных договорах урегулированы вопросы временного перевода работника на другую работу по инициативе работодателя или самого работника. Через коллективные договоры устанавливаются надбавки за работу в многосменном режиме, подвижной и разъездной характер работы и долголетний стаж работы. Также устанавливаются компенсационные выплаты при командировках, доплаты за работу с вредными условиями труда, климатические условия в летний и зимний периоды и многое другое.

Важнейшей особенностью сегодняшнего дня становится коллективно-договорное установление размеров заработной платы путем внедрения отраслевых или локальных тарифных сеток по оплате труда с повышенными тарифными коэффициентами по сравнению с Единой тарифной сеткой, утверждаемой правительством страны. Благодаря этому, в настоящее время заработная плата большинства работников хозрасчетных предприятий и организаций рассчитывается по повышенным тарифным коэффициентам.

В коллективных договорах и соглашениях большое внимание уделяется повышению уровня безопасности труда, дальнейшему улучшению санитарно-бытовых условий на рабочих местах, обеспечению работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, проведению аттестации рабочих мест, обучению правилам охраны труда, предоставлению льгот и компенсаций работникам.

Защита интересов трудящихся — залог роста экономики

В стране в целях содействия развитию экономики, отечественного производства и предпринимательства приняты меры по повышению конкурентоспособности национальной экономики, дальнейшему улучшению инвестиционного климата, формированию свободной конкурентной среды, уменьшению государственного присутствия во всех сферах деятельности.

Объем валового внутреннего продукта (ВВП) страны за 2018 год в текущих ценах составил 407,5 трлн сумов и вырос на 5,1% относительно 2017 года. ВВП на душу населения составил 12,4 млн сумов, что на 3,3% больше чем в 2017 году. Валовая добавленная стоимость всех отраслей экономики составила 88,8% общего объема ВВП и продемонстрировала рост в 5,1%.

Наибольший вклад в прирост ВВП внесла промышленность, которая выросла на 10,6%. (В 2017 году наибольший прирост наблюдался в сфере услуг).

В результате принятия мер, направленных на дальнейшее развитие предпринимательства, отменено проведение плановых проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, упрощено 138 и упразднено 42 требований в отношении лицензирования и выдачи разрешений на предпринимательскую деятельность.

Внедрен порядок выделения земельных участков для ведения предпринимательской деятельности через электронные аукционные торги, а также порядок гарантирования полного покрытия инвесторам и предпринимателям нанесенного имущественного ущерба.

В рамках выполнения Генерального соглашения совместно с социальными партнерами проведена работа в сфере нормотворчества и правовой защиты трудящихся. Разработаны проекты законов о ратификации конвенций МОТ №81 об инспекции труда в промышленности и торговле, №129 об инспекции труда в сельском хозяйстве, №144 о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм и дополнительного протокола 2014 года к Конвенции №29 о принудительном труде.

В целях обеспечения гарантированных трудовых прав граждан внесено изменение в Трудовой кодекс Республики Узбекистан, отменяющее требование о предоставлении документа, подтверждающего наличие прописки при приеме на работу. Кроме того, приняты Законы Республики Узбекистан «О частных агентствах занятости», «О медиации», «Об общественном контроле», установлены профессиональные праздники для работников целого ряда отраслей.

Достойная оплата труда — важный фактор

Достигнуты определенные сдвиги в вопросах оплаты труда, повышения реальных доходов и уровня жизни населения. Указами Президента Республики Узбекистан в течение года дважды повышались размеры заработной платы, пенсий, стипендий и пособий для граждан.

Внедрены усовершенствованные системы оплаты труда работников государственных учреждений, здравоохранения и фармацевтики, дошкольных образовательных учреждений, государственных учреждений культуры и государственных архивов.

В январе-декабре 2018 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в Республике Узбекистан составила 1822,2 тыс сумов. За этот же период объем совокупных доходов населения составил 286,3 трлн сумов, а среднедушевые доходы — 8,7 млн сумов. Темп роста совокупных доходов на душу населения в реальном выражении составил 110,3% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Значительному росту общего объема совокупных доходов населения в основном способствовали существенные изменения доходов от трудовой деятельности (доходы наемных работников и от самостоятельной занятости), на долю которых приходится 71,1% общих доходов, а 23,5% составляют доходы от трансфертов.

Доходы наемных работников увеличились на 23,6% и составили 26,4% от общего объема совокупных доходов населения.

При уровне годовой инфляции в потребительском секторе в пределах 17,5% средняя зарплата за тот же период выросла на 25,0%, реальный рост доходов населения составил 6,4%.

В отчетный период в целях взыскания просроченной задолженности по заработной плате профсоюзными органами внесено 56 обращений к работодателям, в местные органы государственной власти, коммерческие банки, органы прокуратуры и суды и взыскано 11 млрд сумов заработной платы, не выплаченной в установленные сроки.

Налажен государственный и общественный контроль над соблюдением работодателями стандартов минимального размера оплаты труда (МРОТ), который не должен быть меньше ставки по 1 разряду Единой тарифной сетки по оплате труда.

В частности, по результатам изучения профсоюзными органами положения дел в 2028 организациях в 178 из них было выявлено занижение ставки МРОТ и приняты меры по устранению данного нарушения законодательства.

Click to listen highlighted text!