[:uz]Ўзбекистон касаба уюшмалари Федерациясининг Портали[:ru]Портал Федерации Профсоюзов Узбекистана[:oz]Oʻzbekiston kasaba uyushmalari Federasiyasining Portali[:uzl]Oʼzbekiston kasaba uyushmalari Federatsiyasining Portali[:]

05.12.2025. На встрече Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 17  октября 2025 года с активом и ветеранами профсоюзов, наряду с другими вопросам были обсуждены дальнейшие задачи по развитию профсоюзного движения и совершенствованию трудовых отношений.

Предложено с будущего года к разработке законодательных актов, касающихся минимального размера оплаты труда, привлекать Республиканскую трехстороннюю комиссию по социально-трудовым вопросам. Это станет новым подходом к обеспечению надежной защиты интересов работников.

В условиях глобализации и цифрового развития все более распространенными становятся новые формы занятости – дистанционная и платформенная работа. Эти направления становятся неотъемлемой частью экономической жизни страны, а трудящиеся в них граждане – полноправными субъектами трудовых отношений.

В связи с этим отмечено, что необходимо вместе с профсоюзами подготовить предложения по защите трудовых прав граждан, занятых на таких платформах, по обеспечению охраны труда и страхованию их жизни и безопасности.

Особое внимание уделено вопросам расширения участия женщин в социально-экономической жизни. Подчеркнуто, что созданы все условия для превращения профсоюзов в ведущую силу, поддерживающую женщин и обеспечивающую равные возможности на рынке труда. Президент призвал внедрять новые подходы в этом направлении, содействовать повышению социальной активности женщин и их самореализации.

Отмечена целесообразность ежегодного обсуждения результатов гендерного аудита в трудовых коллективах и совместной с работодателями работы по созданию более комфортных условий труда для женщин.

Глава государства также подчеркнул важность активного участия профсоюзов в урегулировании трудовых споров между работодателями и работниками на досудебном уровне.

Ответственным министерствам поручено совместно с профсоюзами создать единую систему учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также разработать проект постановления с механизмом учета, анализа причин и выработки мер по предотвращению таких случаев.

Для продвижения надежного обеспечения прав трудящихся в отраслях предложено наладить практику регулярных совместных заседаний министерств, ведомств и коллегиальных органов отраслевых профсоюзов.

Одним из актуальных направлений названы меры по усилению гарантий социальной поддержки граждан, оставшихся без работы, заболевших или утративших трудоспособность.

В связи с этим Президент подчеркнул необходимость ускорить принятие Закона «О государственном социальном страховании», конкретно определив в нем участие работодателя и работников в формировании фонда социального страхования.

В ходе встречи состоялся диалог с представителями профсоюзов, заслушаны их предложения и инициативы.

На основе высказанных мнений, предложений, поручений, данных в  ходе встречи Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева с  активом и ветеранами профсоюзов, Республиканской трехстронней комиссией по социально-трудовым вопросам был доработан проект Генерального коллективного соглашения между Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Федерацией  профсоюзов Узбекистана и  Конфедерацией работодателей Узбекистана по  социально-экономическим вопросам на   2026-2028 годы. Проект прошел процедуру согласования с  заинтересованными министерствами, ведомствами, организациями работодателей и подписан в  торжественной обстановке в ходе IX Курултая Федерации профсоюзов Узбекистана 1 ноября 2025 года.

Генеральное коллективное соглашение подписали:

от имени Правительства – Премьер-министр Республики Узбекистан Абдулла Нигматович Арипов;

от имени республиканского объединения профсоюзов, имеющего наибольшее количество членов – председатель Федерации профсоюзов Узбекистана – Кудратилла Мирсагатович Рафиков;

от имени республиканских объединений работодателей – председатель Исполнительного комитета Конфедерации работодателей Узбекистана Отабек Анварович Ашуров

Генеральное коллективное соглашение зарегистрировано в  уведомительном порядке Министерством занятости и сокращения бедности 6  ноября 2025 года под номером 196 В.

Данное соглашение, в первую очередь, направлено на обеспечение активного участия сторон в  реализации задач, поставленных Президентом Республики Узбекистан, а также приоритетных задач, предусмотренных Стратегией «Узбекистан-2030». Основные положения подписанного Генерального коллективного соглашения приведены ниже.

Основные нормы раздела «I. Развитие экономики, отечественного производства и  предпринимательства»

В целях всестороннего содействия своевременному и неукоснительному выполнению мер по ускоренному развитию национальной экономики и  обеспечению высоких темпов роста, определенных в Стратегии «Узбекистан – 2030», утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан №УП-158 от 11 сентября 2023 года, Стороны считают важнейшими  в  предстоящий период следующие мероприятия:

  1. В связи с предстоящим вступлением страны в членство Всемирной торговой организации проводить совместную работу по защите отечественных производителей.
  2. Довести доходы на душу населения в последующие пять лет до  4  тысяч долларов США и создать предпосылки для вхождения страны в  категорию «государств с доходом выше среднего».
  3. Продолжая промышленную политику, направленную на обеспечение устойчивости национальной экономики и увеличение доли промышленности в валовом внутреннем продукте, довести долю технологичной продукции, производимой в промышленности, до 32%.
  4. Довести объем добавленной стоимости в промышленности до 45 млрд. долл. США и создать 2,5 млн. высокодоходных рабочих мест.
  5. Обеспечить бесперебойное электроснабжение экономики и активно внедрять технологии «зеленой экономики» во все сектора, повысить энергоэффективность экономики в 2 раза.
  6. Осуществить переход на дифференцированную систему налогообложения доходов физических лиц.
  7. Довести средний доход с 1 гектара до 5 тыс. долларов США за счет интенсивного развития сельского хозяйства на научной основе.
  8. В целях создания равных конкурентных условий, содействовать детенизации предпринимательской деятельности в промышленности, торговле, строительстве, фармацевтической отрасли и на транспорте.
  9. Разработать предложения по привлечению представителей соответствующих профсоюзных организаций с правом совещательного голоса к работе тендерных комиссий по государственным закупкам.

Основные приоритеты раздела «II. Участие в нормотворчестве и   обеспечение правовой защиты работников»

  1. Совместно реализовать следующие меры, касающиеся применения на  практике законодательства Республики Узбекистан:

внесение предложений по пересмотру законодательства в сфере труда, внесению изменений и дополнений или принятию новых норм;

разработка комментариев к Трудовому кодексу Республики Узбекистан;

принятие практических мер по активизации деятельности профсоюзов как примирительного, согласительного  звена в досудебном урегулировании споров между работодателем и работником.

  1. Разработать предложения по имплементации в национальное законодательство следующих конвенций Международной организации труда:

№102 о минимальных нормах социального обеспечения;

№131 об установлении минимальной заработной платы;

№149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала;

№160 о статистике труда;

№161 о службах гигиены труда;

№173 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя;

№183 о пересмотре Конвенции 1952 года об охране материнства;

№184 о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве.

  1. Осуществить совместную разработку предложений:

по внесению изменений и дополнений в законодательство, предусматривающих участие Республиканской трехсторонней комиссии по социально-трудовым вопросам в разработке проектов законодательных актов о  минимальном размере оплаты труда;

по проекту нормативно-правового акта о защите трудовых прав и обеспечении охраны труда граждан, осуществляющих деятельность на платформах, а также о страховании их жизни и безопасности;

по проектам Кодекса Республики Узбекистан о негосударственных некоммерческих организациях, законов «О государственном социальном страховании», «Об обязательном медицинском страховании» и «О лицах, находящихся под иностранным влиянием»;

по проекту нормативно-правового акта о правовом регулировании понятия «прожиточный минимум»;

по проектам нормативно-правовых актов в целях приведения национального законодательства и практики в соответствие с требованиями ратифицированных конвенций МОТ № 95, 132, 148, 155, 156, 167, 175, 187.

  1. Если в законах не предусмотрен иной порядок, то во всех случаях, когда в организациях имеется профсоюзный комитет, расторжение трудового договора с работником по инициативе работодателя производить по  согласованию с этим комитетом.
  2. Не реже одного раза в три года повышать квалификацию в части организации трудовых отношений руководителей и работников структурных подразделений, ответственных за работу с людскими ресурсами, государственных органов и организаций, а также хозяйствующих субъектов с  государственной долей 50 процентов и более.
  3. Проводить широкую пропаганду содержания международных трудовых стандартов, установить совместный мониторинг их исполнения в  организациях.
  4. Укреплять систему государственной и профсоюзной инспекций труда, обеспечить их совместную работу.
  5. Разработать проект нормативно-правового акта о мерах по  переобучению по современным направлениям и специальностям работников, высвобожденных у работодателей, внедривших технологии искусственного интеллекта.
  6. Разработать предложения по созданию консультативного совета по  проблемным вопросам, возникающим при практическом применении нормативно-правовых актов в социально-трудовой сфере, в составе 5  представителей каждой из Сторон.

Основные нормы раздела «III. Оплата труда, доходы и   уровень   жизни   населения»

  1. В период действия настоящего Соглашения принимать меры по  повышению реальной заработной платы и доходов трудящихся, сохранению удельного веса оплаты труда в валовом внутреннем продукте (ВВП) на уровне не менее 30  процентов.
  2. Добиваться увеличения доли заработной платы в чистой выручке от реализации продукции (работ, услуг) в отраслях экономики.
  3. Обеспечить рост средней заработной платы за счет легализации трудовых отношений и установления отраслевых и локальных тарифных сеток через коллективные соглашения и коллективные договоры в хозрасчетных отраслях и организациях.
  4. В рамках задач, определенных в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, обеспечить не превышение годовой инфляции свыше 5  процентов и фискального дефицита свыше 3 процентов, постоянно принимать практические меры для поддержания высоких темпов экономического роста и обеспечения макроэкономической стабильности.
  5. Установить систему проведения трехсторонних консультаций между Правительством, организациями работодателей и профсоюзами по вопросам установления минимального размера оплаты труда.
  6. Изучить гендерный разрыв в оплате труда женщин и мужчин и,  в  случае выявления таких различий, принять системные меры по  их  устранению.
  7. Установить государственный и общественный контроль над  соблюдением минимального размера оплаты труда, установлением систем оплаты труда по согласованию с профсоюзными комитетами, недопущением удержаний из заработной платы в  случаях, не предусмотренных законодательством.
  8. Регулярно рассматривать на уровне Правительства вопрос своевременности выплаты заработной платы и, при необходимости, принимать меры по полной ликвидации задолженности по заработной плате.
  9. Рекомендовать работодателям выплачивать работнику, являющемуся неосвобожденным председателем профсоюзного комитета, дополнительное вознаграждение в размере не менее 20 процентов месячного (должностного) оклада (для работников со сдельной оплатой труда – среднемесячного заработка).
  10. Установить систематический общественный контроль профсоюзов над выплатой заработной платы работникам с учетом уровня их трудовой квалификации и условий труда.

По разделу «IV. Развитие рынка труда, содействие занятости  населения»

  1. Сократить долю населения, занятого в неформальном секторе, до  30  процентов от общей численности занятого населения (без учета внешней трудовой миграции).
  2. Осуществлять контроль за соблюдением требований Положения о  порядке определения минимальной численности работников и фонда оплаты труда для субъектов хозяйствования в отдельных отраслях экономики (рег. №2173 от 28 декабря 2010 г.).
  3. Не допускать превышения общей безработицы, рассчитанной по  методологии Международной организации труда, выше 5 процентов от  численности экономически активного населения, совершенствовать систему профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан.
  4. Учитывая высокую потребность в квалифицированных кадрах на  производственных предприятиях, расширять и постоянно развивать сеть краткосрочных инновационных учебных курсов по обучению актуальным профессиям (сварщик, электромонтер, станочник, специалисты в сфере услуг и  т.д.), обеспечить ежегодный охват ими не менее 100 тысяч граждан, нуждающихся в трудоустройстве.
  5. Поощрять введение дуальной формы профессионального образования и системы «Наставник – ученик» на производстве.
  6. Охватить не менее 10 процентов занятых в неформальном секторе социальным страхованием на случай потери работы.
  7. Совершенствовать национальную систему статистики труда и расчет международных индикаторов.
  8. Обеспечить реализацию государственной политики, направленной на  создание условий для предотвращения массовой трудовой миграции граждан за рубеж, в том числе путем содействия созданию конкурентоспособных рабочих мест в Узбекистане.
  9. Принять меры по предотвращению сокращения рабочих мест при переходе на энергосберегающие технологии в процессе внедрения принципов «зеленого производства».
  10. Обеспечить обучение другим профессиям и трудоустройство работников, высвобождаемых в результате внедрения искусственного интеллекта.

По разделу «V. Безопасность и гигиена труда»

  1. Разработать государственную программу по безопасности и гигиене труда.
  2. Принять правительственный документ по ведению отчетности о  несчастных случаях на производстве, анализу их причин и поиску решений.

При этом предусмотреть создание единой системы доступа к информации о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, внедрение искусственного интеллекта и оперативное выявление таких случаев.

  1. Обобщить в Федерации профсоюзов Узбекистана предложения отраслевых профсоюзов по усилению охраны труда в соответствующей отрасли и представить их в Правительство.

Обсудить в Правительстве эти предложения на совместном заседании с руководством Федерации профсоюзов Узбекистана и отраслевых профсоюзов и утвердить план мероприятий.

  1. Осуществлять общественный контроль за разработкой и выполнением мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах.
  2. Принять по согласованию с трехсторонними партнерами правительственный нормативно-правовой акт, устанавливающий требования по  охране труда при занятости на онлайн платформах.

Основные пункты по разделу «VI. Социальные гарантии, социальная  защита»

  1. Осуществлять контроль над своевременным и полным выполнением задач, поставленных в Стратегии социальной защиты населения Республики Узбекистан.
  2. Всемерно содействовать реализации Государственных программ по  реализации Стратегии «Узбекистан-2030», утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан №УП-158 от 11   сентября 2023 года.
  3. Оказывать материальную помощь через коллективные договоры и  соглашения малообеспеченным семьям, семьям с детьми, пенсионерам, ветеранам войны и труда.
  4. В целях создания достойных рабочих мест для женщин с  малолетними детьми в особых экономических зонах и промышленных зонах возводить различные социальные объекты (детские сады, спортивные залы, временные службы по уходу за детьми и т. д.) для детей.

По направлению «VII. Духовно-просветительская работа, повышение массовости физической культуры и спорта, развитие внутреннего туризма, оздоровление трудящихся и  членов  их  семей»

  1. На территориях ежегодно осуществлять строительство по одному санаторию и детскому лагерю. В частности, к 2026 году построить образцовый санаторий в Хорезмской области и создать «Хорезмский опыт».
  2. Выделять средства за счет работодателя на культурно-просветительскую работу, популяризацию физической культуры и спорта, развитие внутреннего туризма, оздоровление работников и членов их семей и  другие цели, предусмотренные коллективными договорами и соглашениями.
  3. Ежегодно выделять определенное количество бесплатных путевок на санаторно-курортное оздоровление:

членам многодетных и  малообеспеченных семей;

участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС;

воинам-интернационалистам;

работающим ветеранам труда и лицам с инвалидностью;

лицам, имеющим заслуги перед Республикой Узбекистан.

  1. На системной основе принимать меры по организации оздоровления детей в  летний период в детских оздоровительных лагерях.
  2. Организовать Федерацией профсоюзов Узбекистана в г. Ташкенте и  отраслевыми профсоюзами в областных центрах профсоюзные сады. Выделить на каждой территории в установленном порядке земельные участки для организации профсоюзных садов.
  3. Расширить зеленые зоны на территории организаций и махаллей по инициативе профсоюзов предприятий и организаций.
  4. Проводить конкурс «Экологически активный профсоюзный коллектив» среди профсоюзных коллективов предприятий и организаций с поощрением победителей.

VIII. Дополнительные гарантии для женщин и молодежи

  1. Внедрить новую систему охраны труда женщин под лозунгом «Профсоюзы – на пути защиты интересов женщин», в соответствии с которым внедрить новые подходы к созданию равных возможностей для женщин на рынке труда, содействовать повышению их социальной активности, а также расширить программы поддержки занятости и предпринимательства женщин в сельской местности.
  2. Рассматривать результаты гендерного аудита в трудовых коллективах и совместно с работодателями определить практические меры по созданию более благоприятных условий труда для женщин.
  3. Включить в категории женщин, получающих помощь через «Женскую тетрадь», женщин, нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий, медицинской и психологической помощи, женщин, подвергшихся притеснениям и насилию, и женщин, нуждающихся в правовой помощи.
  4. Провести анализ состояния гендерного равенства в соответствующих сферах и секторах для 14 отраслевых профсоюзов, на основе чего разработать и  утвердить целевые стратегии по обеспечению гендерного равенства.

По направлению «IX. Развитие социального диалога и  социального  партнерства»

  1. Соблюдать законные права профсоюзов и объединений работодателей, не препятствовать их созданию и функционированию в  установленном законодательством порядке.
  2. Содействовать повышению роли и эффективности деятельности республиканских и территориальных трехсторонних комиссий по социально-трудовым вопросам, содействовать формированию комиссий по социально-трудовым вопросам на отраслевом и первичном уровне.
  3. Рекомендовать содействие созданию профсоюзных организаций работодателям предприятий с иностранными инвестициями, а также хлопково-текстильных производств (кластеров).
  4. Принять меры по привлечению в профсоюзы неформально занятых граждан (особенно в строительстве, на транспорте, в торговле, общественном питании, фермерских хозяйствах и других отраслях), а также поденщиков и  самозанятых граждан.
  5. Установить новый порядок проведения совместных заседаний коллегиальных органов министерств, ведомств, хокимиятов, а также отраслевых профсоюзов и утверждения ежегодной совместной программы.
  6. Проводить общественные слушания представителей Правительства, министерств, ведомств с участием профсоюзного актива и работодателей республики для обсуждения актуальных социально-экономических вопросов.

По разделу «Х. Действие Соглашения, механизм его реализации, ответственность сторон за его выполнение

  1. В период действия настоящего Соглашения Стороны считают необходимым:

а) до принятия решений, затрагивающих интересы Сторон по  важнейшим вопросам социально-трудовых отношений, проводить взаимные консультации;

б) подводить итоги и ход выполнения Соглашения не реже одного раза в  год;

в) воздерживаться от проведения забастовок в случае обеспечения реализации настоящего Соглашения.

Следует отметить, что Генеральное коллективное соглашение является основным документом социального партнерства в сфере труда, имеет рамочный характер и определяет основные направления взаимодействия Правительства, Федерации профсоюзов и объединений работодателей. Большая часть положений соглашения должна реализовываться посредством отраслевых и территориальных коллективных соглашений, а также коллективных договоров.

Приложение. Генеральное коллективное соглашение по социально-экономическим вопросам между Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Федерацией профсоюзов Узбекистана и Конфедерацией работодателей Узбекистана на 2026–2028 годы.

Отдел по защите социально-экономических интересов трудящихся Федерации профсоюзов Узбекистана