05.12.2025. На встрече Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 17 октября 2025 года с активом и ветеранами профсоюзов, наряду с другими вопросам были обсуждены дальнейшие задачи по развитию профсоюзного движения и совершенствованию трудовых отношений.
Предложено с будущего года к разработке законодательных актов, касающихся минимального размера оплаты труда, привлекать Республиканскую трехстороннюю комиссию по социально-трудовым вопросам. Это станет новым подходом к обеспечению надежной защиты интересов работников.
В условиях глобализации и цифрового развития все более распространенными становятся новые формы занятости – дистанционная и платформенная работа. Эти направления становятся неотъемлемой частью экономической жизни страны, а трудящиеся в них граждане – полноправными субъектами трудовых отношений.
В связи с этим отмечено, что необходимо вместе с профсоюзами подготовить предложения по защите трудовых прав граждан, занятых на таких платформах, по обеспечению охраны труда и страхованию их жизни и безопасности.
Особое внимание уделено вопросам расширения участия женщин в социально-экономической жизни. Подчеркнуто, что созданы все условия для превращения профсоюзов в ведущую силу, поддерживающую женщин и обеспечивающую равные возможности на рынке труда. Президент призвал внедрять новые подходы в этом направлении, содействовать повышению социальной активности женщин и их самореализации.
Отмечена целесообразность ежегодного обсуждения результатов гендерного аудита в трудовых коллективах и совместной с работодателями работы по созданию более комфортных условий труда для женщин.
Глава государства также подчеркнул важность активного участия профсоюзов в урегулировании трудовых споров между работодателями и работниками на досудебном уровне.
Ответственным министерствам поручено совместно с профсоюзами создать единую систему учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также разработать проект постановления с механизмом учета, анализа причин и выработки мер по предотвращению таких случаев.
Для продвижения надежного обеспечения прав трудящихся в отраслях предложено наладить практику регулярных совместных заседаний министерств, ведомств и коллегиальных органов отраслевых профсоюзов.
Одним из актуальных направлений названы меры по усилению гарантий социальной поддержки граждан, оставшихся без работы, заболевших или утративших трудоспособность.
В связи с этим Президент подчеркнул необходимость ускорить принятие Закона «О государственном социальном страховании», конкретно определив в нем участие работодателя и работников в формировании фонда социального страхования.
В ходе встречи состоялся диалог с представителями профсоюзов, заслушаны их предложения и инициативы.
На основе высказанных мнений, предложений, поручений, данных в ходе встречи Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева с активом и ветеранами профсоюзов, Республиканской трехстронней комиссией по социально-трудовым вопросам был доработан проект Генерального коллективного соглашения между Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Федерацией профсоюзов Узбекистана и Конфедерацией работодателей Узбекистана по социально-экономическим вопросам на 2026-2028 годы. Проект прошел процедуру согласования с заинтересованными министерствами, ведомствами, организациями работодателей и подписан в торжественной обстановке в ходе IX Курултая Федерации профсоюзов Узбекистана 1 ноября 2025 года.
Генеральное коллективное соглашение подписали:
от имени Правительства – Премьер-министр Республики Узбекистан Абдулла Нигматович Арипов;
от имени республиканского объединения профсоюзов, имеющего наибольшее количество членов – председатель Федерации профсоюзов Узбекистана – Кудратилла Мирсагатович Рафиков;
от имени республиканских объединений работодателей – председатель Исполнительного комитета Конфедерации работодателей Узбекистана Отабек Анварович Ашуров
Генеральное коллективное соглашение зарегистрировано в уведомительном порядке Министерством занятости и сокращения бедности 6 ноября 2025 года под номером 196 В.
Данное соглашение, в первую очередь, направлено на обеспечение активного участия сторон в реализации задач, поставленных Президентом Республики Узбекистан, а также приоритетных задач, предусмотренных Стратегией «Узбекистан-2030». Основные положения подписанного Генерального коллективного соглашения приведены ниже.
Основные нормы раздела «I. Развитие экономики, отечественного производства и предпринимательства»
В целях всестороннего содействия своевременному и неукоснительному выполнению мер по ускоренному развитию национальной экономики и обеспечению высоких темпов роста, определенных в Стратегии «Узбекистан – 2030», утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан №УП-158 от 11 сентября 2023 года, Стороны считают важнейшими в предстоящий период следующие мероприятия:
- В связи с предстоящим вступлением страны в членство Всемирной торговой организации проводить совместную работу по защите отечественных производителей.
- Довести доходы на душу населения в последующие пять лет до 4 тысяч долларов США и создать предпосылки для вхождения страны в категорию «государств с доходом выше среднего».
- Продолжая промышленную политику, направленную на обеспечение устойчивости национальной экономики и увеличение доли промышленности в валовом внутреннем продукте, довести долю технологичной продукции, производимой в промышленности, до 32%.
- Довести объем добавленной стоимости в промышленности до 45 млрд. долл. США и создать 2,5 млн. высокодоходных рабочих мест.
- Обеспечить бесперебойное электроснабжение экономики и активно внедрять технологии «зеленой экономики» во все сектора, повысить энергоэффективность экономики в 2 раза.
- Осуществить переход на дифференцированную систему налогообложения доходов физических лиц.
- Довести средний доход с 1 гектара до 5 тыс. долларов США за счет интенсивного развития сельского хозяйства на научной основе.
- В целях создания равных конкурентных условий, содействовать детенизации предпринимательской деятельности в промышленности, торговле, строительстве, фармацевтической отрасли и на транспорте.
- Разработать предложения по привлечению представителей соответствующих профсоюзных организаций с правом совещательного голоса к работе тендерных комиссий по государственным закупкам.
Основные приоритеты раздела «II. Участие в нормотворчестве и обеспечение правовой защиты работников»
- Совместно реализовать следующие меры, касающиеся применения на практике законодательства Республики Узбекистан:
внесение предложений по пересмотру законодательства в сфере труда, внесению изменений и дополнений или принятию новых норм;
разработка комментариев к Трудовому кодексу Республики Узбекистан;
принятие практических мер по активизации деятельности профсоюзов как примирительного, согласительного звена в досудебном урегулировании споров между работодателем и работником.
- Разработать предложения по имплементации в национальное законодательство следующих конвенций Международной организации труда:
№102 о минимальных нормах социального обеспечения;
№131 об установлении минимальной заработной платы;
№149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала;
№160 о статистике труда;
№161 о службах гигиены труда;
№173 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя;
№183 о пересмотре Конвенции 1952 года об охране материнства;
№184 о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве.
- Осуществить совместную разработку предложений:
по внесению изменений и дополнений в законодательство, предусматривающих участие Республиканской трехсторонней комиссии по социально-трудовым вопросам в разработке проектов законодательных актов о минимальном размере оплаты труда;
по проекту нормативно-правового акта о защите трудовых прав и обеспечении охраны труда граждан, осуществляющих деятельность на платформах, а также о страховании их жизни и безопасности;
по проектам Кодекса Республики Узбекистан о негосударственных некоммерческих организациях, законов «О государственном социальном страховании», «Об обязательном медицинском страховании» и «О лицах, находящихся под иностранным влиянием»;
по проекту нормативно-правового акта о правовом регулировании понятия «прожиточный минимум»;
по проектам нормативно-правовых актов в целях приведения национального законодательства и практики в соответствие с требованиями ратифицированных конвенций МОТ № 95, 132, 148, 155, 156, 167, 175, 187.
- Если в законах не предусмотрен иной порядок, то во всех случаях, когда в организациях имеется профсоюзный комитет, расторжение трудового договора с работником по инициативе работодателя производить по согласованию с этим комитетом.
- Не реже одного раза в три года повышать квалификацию в части организации трудовых отношений руководителей и работников структурных подразделений, ответственных за работу с людскими ресурсами, государственных органов и организаций, а также хозяйствующих субъектов с государственной долей 50 процентов и более.
- Проводить широкую пропаганду содержания международных трудовых стандартов, установить совместный мониторинг их исполнения в организациях.
- Укреплять систему государственной и профсоюзной инспекций труда, обеспечить их совместную работу.
- Разработать проект нормативно-правового акта о мерах по переобучению по современным направлениям и специальностям работников, высвобожденных у работодателей, внедривших технологии искусственного интеллекта.
- Разработать предложения по созданию консультативного совета по проблемным вопросам, возникающим при практическом применении нормативно-правовых актов в социально-трудовой сфере, в составе 5 представителей каждой из Сторон.
Основные нормы раздела «III. Оплата труда, доходы и уровень жизни населения»
- В период действия настоящего Соглашения принимать меры по повышению реальной заработной платы и доходов трудящихся, сохранению удельного веса оплаты труда в валовом внутреннем продукте (ВВП) на уровне не менее 30 процентов.
- Добиваться увеличения доли заработной платы в чистой выручке от реализации продукции (работ, услуг) в отраслях экономики.
- Обеспечить рост средней заработной платы за счет легализации трудовых отношений и установления отраслевых и локальных тарифных сеток через коллективные соглашения и коллективные договоры в хозрасчетных отраслях и организациях.
- В рамках задач, определенных в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, обеспечить не превышение годовой инфляции свыше 5 процентов и фискального дефицита свыше 3 процентов, постоянно принимать практические меры для поддержания высоких темпов экономического роста и обеспечения макроэкономической стабильности.
- Установить систему проведения трехсторонних консультаций между Правительством, организациями работодателей и профсоюзами по вопросам установления минимального размера оплаты труда.
- Изучить гендерный разрыв в оплате труда женщин и мужчин и, в случае выявления таких различий, принять системные меры по их устранению.
- Установить государственный и общественный контроль над соблюдением минимального размера оплаты труда, установлением систем оплаты труда по согласованию с профсоюзными комитетами, недопущением удержаний из заработной платы в случаях, не предусмотренных законодательством.
- Регулярно рассматривать на уровне Правительства вопрос своевременности выплаты заработной платы и, при необходимости, принимать меры по полной ликвидации задолженности по заработной плате.
- Рекомендовать работодателям выплачивать работнику, являющемуся неосвобожденным председателем профсоюзного комитета, дополнительное вознаграждение в размере не менее 20 процентов месячного (должностного) оклада (для работников со сдельной оплатой труда – среднемесячного заработка).
- Установить систематический общественный контроль профсоюзов над выплатой заработной платы работникам с учетом уровня их трудовой квалификации и условий труда.
По разделу «IV. Развитие рынка труда, содействие занятости населения»
- Сократить долю населения, занятого в неформальном секторе, до 30 процентов от общей численности занятого населения (без учета внешней трудовой миграции).
- Осуществлять контроль за соблюдением требований Положения о порядке определения минимальной численности работников и фонда оплаты труда для субъектов хозяйствования в отдельных отраслях экономики (рег. №2173 от 28 декабря 2010 г.).
- Не допускать превышения общей безработицы, рассчитанной по методологии Международной организации труда, выше 5 процентов от численности экономически активного населения, совершенствовать систему профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан.
- Учитывая высокую потребность в квалифицированных кадрах на производственных предприятиях, расширять и постоянно развивать сеть краткосрочных инновационных учебных курсов по обучению актуальным профессиям (сварщик, электромонтер, станочник, специалисты в сфере услуг и т.д.), обеспечить ежегодный охват ими не менее 100 тысяч граждан, нуждающихся в трудоустройстве.
- Поощрять введение дуальной формы профессионального образования и системы «Наставник – ученик» на производстве.
- Охватить не менее 10 процентов занятых в неформальном секторе социальным страхованием на случай потери работы.
- Совершенствовать национальную систему статистики труда и расчет международных индикаторов.
- Обеспечить реализацию государственной политики, направленной на создание условий для предотвращения массовой трудовой миграции граждан за рубеж, в том числе путем содействия созданию конкурентоспособных рабочих мест в Узбекистане.
- Принять меры по предотвращению сокращения рабочих мест при переходе на энергосберегающие технологии в процессе внедрения принципов «зеленого производства».
- Обеспечить обучение другим профессиям и трудоустройство работников, высвобождаемых в результате внедрения искусственного интеллекта.
По разделу «V. Безопасность и гигиена труда»
- Разработать государственную программу по безопасности и гигиене труда.
- Принять правительственный документ по ведению отчетности о несчастных случаях на производстве, анализу их причин и поиску решений.
При этом предусмотреть создание единой системы доступа к информации о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, внедрение искусственного интеллекта и оперативное выявление таких случаев.
- Обобщить в Федерации профсоюзов Узбекистана предложения отраслевых профсоюзов по усилению охраны труда в соответствующей отрасли и представить их в Правительство.
Обсудить в Правительстве эти предложения на совместном заседании с руководством Федерации профсоюзов Узбекистана и отраслевых профсоюзов и утвердить план мероприятий.
- Осуществлять общественный контроль за разработкой и выполнением мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах.
- Принять по согласованию с трехсторонними партнерами правительственный нормативно-правовой акт, устанавливающий требования по охране труда при занятости на онлайн платформах.
Основные пункты по разделу «VI. Социальные гарантии, социальная защита»
- Осуществлять контроль над своевременным и полным выполнением задач, поставленных в Стратегии социальной защиты населения Республики Узбекистан.
- Всемерно содействовать реализации Государственных программ по реализации Стратегии «Узбекистан-2030», утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан №УП-158 от 11 сентября 2023 года.
- Оказывать материальную помощь через коллективные договоры и соглашения малообеспеченным семьям, семьям с детьми, пенсионерам, ветеранам войны и труда.
- В целях создания достойных рабочих мест для женщин с малолетними детьми в особых экономических зонах и промышленных зонах возводить различные социальные объекты (детские сады, спортивные залы, временные службы по уходу за детьми и т. д.) для детей.
По направлению «VII. Духовно-просветительская работа, повышение массовости физической культуры и спорта, развитие внутреннего туризма, оздоровление трудящихся и членов их семей»
- На территориях ежегодно осуществлять строительство по одному санаторию и детскому лагерю. В частности, к 2026 году построить образцовый санаторий в Хорезмской области и создать «Хорезмский опыт».
- Выделять средства за счет работодателя на культурно-просветительскую работу, популяризацию физической культуры и спорта, развитие внутреннего туризма, оздоровление работников и членов их семей и другие цели, предусмотренные коллективными договорами и соглашениями.
- Ежегодно выделять определенное количество бесплатных путевок на санаторно-курортное оздоровление:
членам многодетных и малообеспеченных семей;
участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС;
воинам-интернационалистам;
работающим ветеранам труда и лицам с инвалидностью;
лицам, имеющим заслуги перед Республикой Узбекистан.
- На системной основе принимать меры по организации оздоровления детей в летний период в детских оздоровительных лагерях.
- Организовать Федерацией профсоюзов Узбекистана в г. Ташкенте и отраслевыми профсоюзами в областных центрах профсоюзные сады. Выделить на каждой территории в установленном порядке земельные участки для организации профсоюзных садов.
- Расширить зеленые зоны на территории организаций и махаллей по инициативе профсоюзов предприятий и организаций.
- Проводить конкурс «Экологически активный профсоюзный коллектив» среди профсоюзных коллективов предприятий и организаций с поощрением победителей.
VIII. Дополнительные гарантии для женщин и молодежи
- Внедрить новую систему охраны труда женщин под лозунгом «Профсоюзы – на пути защиты интересов женщин», в соответствии с которым внедрить новые подходы к созданию равных возможностей для женщин на рынке труда, содействовать повышению их социальной активности, а также расширить программы поддержки занятости и предпринимательства женщин в сельской местности.
- Рассматривать результаты гендерного аудита в трудовых коллективах и совместно с работодателями определить практические меры по созданию более благоприятных условий труда для женщин.
- Включить в категории женщин, получающих помощь через «Женскую тетрадь», женщин, нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий, медицинской и психологической помощи, женщин, подвергшихся притеснениям и насилию, и женщин, нуждающихся в правовой помощи.
- Провести анализ состояния гендерного равенства в соответствующих сферах и секторах для 14 отраслевых профсоюзов, на основе чего разработать и утвердить целевые стратегии по обеспечению гендерного равенства.
По направлению «IX. Развитие социального диалога и социального партнерства»
- Соблюдать законные права профсоюзов и объединений работодателей, не препятствовать их созданию и функционированию в установленном законодательством порядке.
- Содействовать повышению роли и эффективности деятельности республиканских и территориальных трехсторонних комиссий по социально-трудовым вопросам, содействовать формированию комиссий по социально-трудовым вопросам на отраслевом и первичном уровне.
- Рекомендовать содействие созданию профсоюзных организаций работодателям предприятий с иностранными инвестициями, а также хлопково-текстильных производств (кластеров).
- Принять меры по привлечению в профсоюзы неформально занятых граждан (особенно в строительстве, на транспорте, в торговле, общественном питании, фермерских хозяйствах и других отраслях), а также поденщиков и самозанятых граждан.
- Установить новый порядок проведения совместных заседаний коллегиальных органов министерств, ведомств, хокимиятов, а также отраслевых профсоюзов и утверждения ежегодной совместной программы.
- Проводить общественные слушания представителей Правительства, министерств, ведомств с участием профсоюзного актива и работодателей республики для обсуждения актуальных социально-экономических вопросов.
По разделу «Х. Действие Соглашения, механизм его реализации, ответственность сторон за его выполнение
- В период действия настоящего Соглашения Стороны считают необходимым:
а) до принятия решений, затрагивающих интересы Сторон по важнейшим вопросам социально-трудовых отношений, проводить взаимные консультации;
б) подводить итоги и ход выполнения Соглашения не реже одного раза в год;
в) воздерживаться от проведения забастовок в случае обеспечения реализации настоящего Соглашения.
Следует отметить, что Генеральное коллективное соглашение является основным документом социального партнерства в сфере труда, имеет рамочный характер и определяет основные направления взаимодействия Правительства, Федерации профсоюзов и объединений работодателей. Большая часть положений соглашения должна реализовываться посредством отраслевых и территориальных коллективных соглашений, а также коллективных договоров.
Отдел по защите социально-экономических интересов трудящихся Федерации профсоюзов Узбекистана
![[:uz]Ўзбекистон касаба уюшмалари Федерациясининг Портали[:ru]Портал Федерации Профсоюзов Узбекистана[:oz]Oʻzbekiston kasaba uyushmalari Federasiyasining Portali[:uzl]Oʼzbekiston kasaba uyushmalari Federatsiyasining Portali[:]](https://kasaba.uz/wp-content/uploads/2024/04/cropped-ohirgi-logo_kasaba_v13-removebg-preview.png)



Русский
Ўзбекча