05.02.2020. Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своих докладах, выступлениях, встречах с населением неизменно подчеркивает обязанность государственных органов создавать такие условия, чтобы максимально удовлетворять нужды и чаяния людей, повышать их доходы, улучшать условия жизни, создавать новые рабочие места с достойными условиями труда, обеспечивать верховенство закона во всех сферах жизни государства и общества, совершенствовать систему адресной социальной защиты для нуждающихся слоев населения.
Реализация разработанной главой нашего государства политики по защите интересов человека, обеспечение роста уровня и качества жизни народа в результате проводимых реформ – должно стать приоритетной задачей не только государственных органов, но и работодателей и профсоюзов.
При этом построение действенного социального диалога между социальными партнерами в лице государственных органов, работодателей и профсоюзов служит согласованию интересов всех сторон социально-трудовых отношений, утверждению стабильности и социального согласия в обществе.
В нашей республике применяется практика заключения Генерального соглашения, отраслевых и территориальных соглашений, а в организациях – коллективных договоров, что является результатом конструктивного сотрудничества социальных партнеров.
Генеральное соглашение является важнейшим документом трехстороннего социального партнерства в сфере труда, устанавливающим общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики в республике.
Исходя из этого, на основании 48 статьи Трудового кодекса Республики Узбекистан подписано Генеральное соглашение между Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Советом Федерации профсоюзов Узбекистана, Конфедерацией работодателей Узбекистана по социально-экономическим вопросам на 2020-2022 годы.
Генеральное соглашение подписали:
от имени Правительства – Премьер-министр Республики Узбекистан Абдулла Нигматович Арипов;
от имени организаций работников – председатель Федерации профсоюзов Узбекистана – Кудратилла Мирсагатович Рафиков;
от имени республиканских объединений работодателей – председатель Совета правления Конфедерации работодателей Узбекистана Адхам Ильхамович Икрамов.
Генеральное соглашение включает в себя ряд мероприятий, направленных на решение социально-экономических вопросов, являющихся на сегодняшний день актуальными для нашей страны.
В частности, в сфере развития экономики, отечественного производства и предпринимательства внимание сторон акцентировано на проведении совместной работы по интенсивному развитию реального сектора экономики, диверсификации промышленности и внешней торговли, модернизации производства, стимулированию экспорта готовой продукции, а также повышению конкурентоспособности и стабильности национальной экономики за счет принятия мер по защите отечественных производителей.
В этих целях должно быть придано первостепенное значение использованию преимуществ и выгод экономических и специализированных зон, отраслевых кластеров, малых промышленных зон, инновационных центров, технопарков, ко-воркинг центров для эффективного развития и размещения промышленных производств и привлечения инвестиций.
Раздел, касающийся участия в нормотворчестве и обеспечения правовой защиты работников охватывает вопросы принятия новых и внесения изменений и дополнений в существующие нормативно-правовые акты, увеличения количества каналов обратной связи с населением по вопросам трудового права, повышения правовой грамотности и правовой культуры граждан.
В этом направлении достигнута договоренность об изучении возможностей имплементации в национальное законодательство конвенций Международной организации труда, касающихся возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве, охраны заработной платы, оплачиваемых отпусков, работников с семейными обязанностями, надомного труда, охраны материнства, безопасности и гигиены труда.
В правоприменительной сфере запланировано наладить деятельность инспекций профсоюзов в соответствии с вновь принятым Законом Республики Узбекистан «О профессиональных союзах», проводить консультации между социальными партнерами, направленные на смягчение последствий массового высвобождения работников в отдельных отраслях.
В Генеральном соглашении отражены и вопросы оплаты труда, повышения доходов и уровня жизни населения, основной задачей в этом направлении определено повышение реальной заработной платы и доходов трудящихся.
Отмечена необходимость проведения трехсторонних консультаций между Правительством, организациями работодателей и профсоюзами по вопросам установления минимальной заработной платы.
Признано целесобразным и в небюджетных организациях внедрить требования постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №743 от 6 сентября 2019 года, в части применения надбавок и дополнительных отпусков за работу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными природно-климатическими условиями труда, не включенными в соответствующий перечень, отраслевых коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих по отдельным технологическим видам работ, производствам и видам экономической деятельности, а также установления надбавок за разъездной и подвижный характер работ.
В Генеральное соглашение включены вопросы усиления государственного и общественного контроля над своевременностью выплаты заработной платы, соблюдением стандартов минимального размера оплаты труда.
Развитие рынка труда, содействие занятости населения считается одним из значимых разделов Генерального соглашения.
Исходя из этого, в предстоящий период считается важной задачей разработка и реализация концепции перехода от неформальной к формальной экономике. В документе предписано внедрить механизмы стимулирования работодателей за трудоустройство выпускников образовательных учреждений по специальности и закрепление молодых специалистов на рабочих местах. Предусмотрено оказывать содействие реализации прав граждан, занятых нестабильными видами занятости, а также установлению государственного и общественного контроля над деятельностью частных агентств занятости.
Исходя из принципа приоритета жизни и здоровья работника в трудовых отношениях, стороны приняли на себя обязательство внедрить систему безопасности и гигиены труда, участвовать в обеспечении ее функционирования и развития.
В данном направлении будет уделяться особое внимание вопросам предупреждения травматизма, профессиональных заболеваний, осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, разработки стандартов требований и норм по охране труда в сельском хозяйстве.
В разделе социальных гарантий и социальной защиты в Генеральное соглашение включено предложение, исходя из задач, поставленных Президентом Республики Узбекистан, совместно разработать Стратегию социальной защиты населения на период до 2030 года.
В сфере защиты социально-экономических интересов граждан запланировано содействовать реализации Государственных программ по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан, оказывать материальную помощь через коллективные договоры и соглашения малообеспеченным семьям, семьям с детьми, пенсионерам, ветеранам войны и труда.
В области духовно-просветительской работы, повышения массовости физической культуры и спорта, оздоровления трудящихся и членов их семей предусмотрено:
– уделять особое внимание созданию современных условий лечения и отдыха, увеличению коечных мощностей и модернизации санаториев и домов отдыха, а также детских оздоровительных лагерей;
– создавать достаточные условия работникам для занятия физической культурой и спортом;
– оказывать содействие в оздоровлении в детских оздоровительных лагерях детей-сирот из домов “Мехрибонлик”, а также детей из экологически неблагоприятных регионов республики;
– принимать меры по организации ежегодно культурного отдыха, туризма и оздоровления работников и членов их семей, а также создавать условия для путешествий в рамках программы “Путешествуй по Узбекистану”.
В Генеральном соглашении социальным партнерам рекомендовано устанавливать дополнительные гарантии для женщин и молодежи, защищать их интересы, исходя из программы Президента Республики Узбекистан по реализации “Пяти важных инициатив по повышению духовности молодежи и организации ее содержательного досуга”.
Для наиболее полного учета гендерных аспектов трудовых отношений предписано соблюдать гарантии и предоставлять льготы в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин».
Особое место в Генеральном соглашении отведено вопросам развития социального диалога и социального партнерства.
В частности, рекомендуется оказывать содействие созданию профсоюзных организаций на предприятиях с иностранными инвестициями, а также в хлопково-текстильных производствах (кластерах).
В документе закреплены правила единого переговорного процесса, то есть последовательность заключения отраслевых соглашений и коллективных договоров и предписано в обязательном порядке проводить общественную экспертизу их проектов.
Также предписано ежегодно проводить общественные слушания представителей Правительства, министерств, ведомств с участием профсоюзного актива и работодателей республики для обсуждения актуальных социально-экономических вопросов.
В заключении следует отметить, что Генеральное соглашение является основным документом социального партнерства в сфере труда республики, носит рамочный характер и определяет основные направления сотрудничества Правительства, Федерации профсоюзов и организаций работодателей. Большинство норм соглашения подлежит реализации через отраслевые и территориальные соглашения и коллективные договоры.
Отдел по защите социально-экономических интересов трудящихся.