Объединимся во имя процветания страны!

(+99871)

252-21-18

Адрес: 100165, г.Ташкент, ул. Бухара, 24 Регламент

Комитет экспертов МОТ приветствует усилия правительства и социальных партнеров в Узбекистане по искоренению детского и принудительного труда.

13.03.2020. На сайте Международной организации труда (https://www ilo.org) опубликован доклад Комитета экспертов по  применению конвенций и рекомендаций (КЭПКР) МОТ государствами-членами. (Report of the Committee of Experts  on the Application of  Conventions  and Recommendations).

В докладе Узбекистан упоминается в позитивном ключе в  контексте двух основополагающих конвенций:

— Конвенции об упразднении принудительного труда 1957  года (№105) (ратификация: 1997г.)

— Конвенции о наихудших формах детского труда 1999 года (№182) (ратификация: 2008 г.)

В обоих случаях КЭПКР отмечает беспрецедентные усилия правительства, организаций работников и работодателей в  достижении прогресса в выполнении этих конвенций.

В частности по Конвенции №105 Комитет с интересом отмечает, что Узбекистан продемонстрировал значительный прогресс в  искоренении принудительного труда во время сбора урожая хлопка в 2018 году.

В отношении Конвенции №182 Комитет с удовлетворением отмечает, что дети больше не участвуют в сборе хлопка и  что  систематический или системный детский труд больше не  вызывает беспокойства.

Ниже приводится неофициальный перевод выдержек из доклада Комитета экспертов по применению конвенций и  рекомендаций (КЭПКР) МОТ к 109 сессии Международной конференции труда в части, касающейся Узбекистана.

Конвенция об упразднении  принудительного труда 1957 года (№ 105) (ратификация: 1997г.).

Комитет принимает к сведению замечания Международного объединения профсоюзов работников пищевой промышленности, сельского, гостиничного и ресторанного хозяйства, общественного питания, табачной промышленности и смежных отраслей (IUF), полученные 30 августа 2019  года.

Статья 1 (b) Конвенции. Мобилизация и использование труда в целях экономического развития сельского хозяйства (хлопководство). В своих предыдущих комментариях Комитет принял к сведению заявления IUF о том, что правительство Узбекистана продолжает навязывать государственную систему принудительного труда в экономических целях по производству хлопка. Он также отметил наблюдения Международной конфедерации профсоюзов (МКП) о том, что имел место ряд случаев недобровольного привлечения работников, а также случаи вымогательства за замещающие выплаты местными властями, которые необходимо расследовать и  преследовать в судебном порядке.

В этой связи Комитет принял к  сведению информацию, представленную Советом Федерации профсоюзов Узбекистана (СФПУ) о  различных мерах, принятых в рамках сотрудничества между Узбекистаном, МОТ и Всемирным банком в целях осуществления конвенций МОТ о детском и принудительном труде в 2016 году, в том числе:

— об учебных курсах и семинарах по международным трудовым нормам и их внедрению для сотрудников министерств, ведомств, НПО и фермеров;

— об  информационно-просветительских кампаниях против детского и  принудительного труда;

— и о мониторинге и внедрении механизма обратной связи (МОС).

Более того, на круглом столе, состоявшемся в Ташкенте под названием «Состояние и перспективы сотрудничества между Узбекистаном и МОТ», все участники, включая представителей МОТ, МОР (Международная организация работодателей), МКП, Всемирного банка, ПРООН, ЮНИСЕФ и дипломатических представителей, выразили свою приверженность и  готовность тесно сотрудничать с Узбекистаном.

Комитет далее отметил результаты количественного опроса МОТ о  практике занятости в сельскохозяйственном секторе, проведенного исследовательским центром (Ekspecrt fikri), который показал:

— сокращение числа сборщиков хлопка с 3,2 млн. в 2014 году до 2,8 млн. в  2015 году; увеличение числа добровольных участников сбора урожая хлопка 2015 года;

— и сокращение числа медицинских работников, сотрудников сферы образования и студентов среди сборщиков хлопка.

В заключение Комитет отметил из доклада МОТ «Мониторинг и  оценка третьей стороной мер по снижению риска детского труда и  принудительного труда во время сбора урожая хлопка 2016 года» (отчет МТС), что после сбора урожая 2015 года правительство приняло дополнительные обязательства в  отношении детского и принудительного труда, особенно в рамках Плана действий по улучшению условий труда, занятости и социальной защиты работников в сельскохозяйственном секторе на 2016-18 гг.

Перед началом сбора урожая было проведено несколько учебных семинаров для наращивания потенциала должностных лиц, в том числе хокимов (региональных губернаторов), с участием министерств, организаций и  предприятий на всех уровнях. Кампании по информированию общественности во время сбора урожая достигли отдаленных деревень, а сообщения о детском и  принудительном труде, трудовых правах и горячей линии МОС были распространены по всей стране.

Ссылаясь на предварительные результаты количественного опроса МОТ, в  отчете МТС указывалось, что из 2,8 миллиона сборщиков хлопка в  2015 году значительное число, около двух третей, было набрано добровольно, и что лицами, «подверженными риску» принудительной работы, были в основном представители сектора образования, медперсонал и студенты.

В отчете МОС указывалось, что группы мониторинга во главе с  экспертами МОТ, которые посетили 50 медицинских учреждений, обнаружили, что они нормально функционировали во время сбора урожая и что посещаемость персонала обычно контролировалась.

В отчете MОС также указывалось, что, хотя неприемлемость детского труда признается всеми слоями общества, необходимо повысить осведомленность о  рисках принудительного труда. В отчете МОС сделан вывод, что, хотя были приняты важные меры для добровольного набора сборщиков хлопка, они не были достаточно надежными, чтобы решительно изменить практику набора. Ссылаясь на рекомендации, указанные в отчете МОС, по снижению риска принудительного труда при сборе хлопка, Комитет настоятельно призвал правительство продолжать принимать эффективные меры с четкими сроками исполнения по  усилению гарантий против использования принудительного труда при сборе хлопка, в том числе путем укрепления функционирующей системы трудовых отношений для сборщиков хлопка, разработки высококачественной стратегии обучения для всех участников, участвующих в сборе хлопка, и дальнейшего повышения осведомленности среди всех слоев общества о рисках принудительного труда при сборе хлопка.

Комитет принимает к сведению сделанные IUF замечания о том, что мобилизация и использование рабочей силы для экономического развития в  сельском хозяйстве и, в некоторой степени, в других секторах, остается массовой, систематической, повсеместной и по-настоящему общенациональной практикой с участием военного персонала и военнослужащих, врачей, учителей, сотрудников государственных предприятий и других работников.

Комитет принимает к сведению информацию правительства в своем докладе о различных принятых законодательных мерах, включая поправки и  дополнения к действующим законам, а также принятие новых законов для улучшения условий труда и занятости в сельском хозяйстве и приведения их в  соответствие с основными стандартами и нормами.

В этой связи Комитет принимает к сведению упоминание правительством следующих мер:

— Закон № ЗРУ-558 от августа 2019 года о внесении изменений и  дополнений в некоторые законодательные акты, в том числе в статью 51  Кодекса об административной ответственности, ужесточающий наказания за принуждение к работе и привлечение детей к принудительному труду;

— Постановление № 197-ИЧ Министерства занятости и трудовых отношений (МЗТО) от 13 августа 2019 года об увеличении числа городских и районных государственных правовых инспекторов труда государственной инспекции труда;

— Постановление Кабинета Министров № 349 от 10 мая 2018 года о  дополнительных мерах по искоренению принудительного труда посредством предоставления полномочий руководителям государственных и экономических административных органов на всех уровнях эффективно реагировать и  прекращать требование всех видов принудительного труда со стороны отдельных лиц, в частности, работников сферы образования и здравоохранения, учеников и работников других организаций государственного сектора, а также налагать строгие дисциплинарные меры в отношении должностных лиц, которые прямо или косвенно совершают или разрешают привлечение к принудительному труду;

— Указ Президента № УП-5563 от 29 октября 2018 года об усилении ответственности руководителей государственных органов на всех уровнях за запрещение и искоренение принудительного труда во всех его формах и проявлениях;

— Постановление Кабинета Министров № 799 от октября 2017 года об  организации деятельности Фонда общественных работ (ФОР) с целью запрета принудительного труда путем привлечения лиц к оплачиваемой общественной работе.

Правительство также указывает, что уведомления о запрете детского и  принудительного труда были предъявлены во всех населенных пунктах, в  медицинских и образовательных учреждениях и государственных организациях.

Были проведены широкомасштабные кампании по наказанию за нарушение запрета на детский и принудительный труд. При содействии МОТ в 2018 году по всей стране были распространены и размещены в видимых местах 400 баннеров и 100 000 постеров о запрете принудительного труда. Короткометражный фильм о  МОС о принудительном труде транслировался по телевидению. Были предприняты ощутимые организационные и финансовые шаги с целью добровольного набора работников для сбора урожая хлопка. Комитет также принимает к сведению информацию правительства о сообщениях о принудительном труде, полученных МОС через службу сообщений Telegram и горячую телефонную линию. Согласно этой базе данных, в 2016 и 2017 годах было получено не более 15 сообщений, в 2018 году было получено 2135  сообщений. Государственные инспекторы труда изучили все сообщения, и  в  284 случаях, касающихся использования принудительного труда, были наложены административные взыскания на лиц, заставляющих работников собирать хлопок, включая руководителей налоговых инспекций и глав районов, местных советов и местных администраций (хокимов). Приказы были направлены 250 организациям для устранения нарушений трудового законодательства и  охраны труда; руководителям организаций было направлено 50 представлений; и в министерство обороны было отправлено предупреждение. Дисциплинарное производство было возбуждено в отношении более 100 директоров зон комплексного социально-экономического развития, 30 из них были уволены со своих постов, а 11 хокимов были оштрафованы. Кроме того, из доклада правительства Комитет отмечает, что Страновая программа МОТ по достойному труду (СПДТ) была продлена до 2020 года.

Комитет с интересом отмечает из доклада МОТ «Мониторинг третьей стороной детского труда и принудительного труда во время сбора урожая хлопка в 2018 году» (отчет МТС за 2018 год), что Узбекистан продемонстрировал значительный прогресс в искоренении принудительного труда во время сбора урожая хлопка в 2018 году. Принудительный труд сократился на 48 процентов по сравнению с 2017 годом. Согласно этому отчету, сохраняется постоянная политическая приверженность и четкие указания правительства Узбекистана по  искоренению принудительного труда. Комитет также отмечает следующие позитивные события и результаты, достигнутые в 2018 году, отраженные в отчете МТС:

— систематический принудительный труд (относится к случаю принудительного труда, навязанного правительством методичным и  организованным образом) не применялся правительством во время сбора урожая хлопка в 2018 году;

— запрет на набор студентов, учителей, медсестер и врачей систематически применялся и в целом соблюдался на местном уровне;

— заработная плата была увеличена на 85 процентов по сравнению с  предыдущим урожаем, а со сборщиками хлопка рассчитывались вовремя и  в  полном объеме;

— СМИ начали активно сообщать о принудительном труде. Правительство поощряло журналистов освещать проблемы принудительного труда. Местные независимые правозащитники могли осуществлять свою деятельность по  мониторингу;

— Инспекция труда была усилена за счет 200 инспекторов, прошедших обучение в МОТ по вопросам расследования принудительного труда, и  развернула деятельность по всей стране для расследования предполагаемых случаев принудительного труда;

— было расследовано более 2000 случаев принудительного труда, и  206  хокимов, должностных лиц и руководителей были наказаны за нарушения по принудительному труду, что привело к штрафам, понижению в должности и  увольнению.

Комитет принимает к сведению меры, принятые правительством, и их влияние на сокращение числа случаев принудительного труда в хлопководстве. Тем не менее, в отчете МТС за 2018 г. отмечается, что, хотя подавляющее большинство сборщиков трудятся не принудительно, все еще существует значительное число случаев принудительного труда (6,8% или 170  000 человек), главным образом из-за наследия централизованно планируемого сельского хозяйства и экономики (централизованно установленные квоты) по-прежнему способствует принудительному труду. В отчете МТС говорится, что, хотя реформы, объявленные центральным правительством, оказали влияние, неравномерная реализация национальной политики, особенно на местном уровне, остается проблемой. Поэтому Комитет настоятельно призывает правительство продолжать свои усилия, в том числе посредством сотрудничества с МОТ и социальными партнерами в рамках СПДТ, по  обеспечению полной ликвидации использования принудительного труда в  хлопководстве путем эффективного осуществления его политики на  местном уровне. Он просит правительство продолжать предоставлять информацию о принятых с этой целью мерах и конкретных достигнутых результатах с указанием примененных санкций.

Комитет поднимает другие вопросы в просьбе, адресованной непосредственно правительству.

 

Конвенция о наихудших формах детского труда 1999  года (№182) (ратификация: 2008 г.)

Комитет принимает к сведению замечания Международного объединения профсоюзов работников пищевой промышленности, сельского, гостиничного и  ресторанного хозяйства, общественного питания, табачной промышленности и  смежных отраслей (IUF), полученные 30 августа 2019 года.

Статья 3 (а) и (d) Конвенции. Наихудшие формы детского труда. Принудительный или обязательный труд при производстве хлопка и опасных работах. В своих предыдущих комментариях Комитет отметил различные правовые положения в Узбекистане, которые запрещают как принудительный труд (включая статью 37 Конституции, раздел 7 Трудового кодекса и раздел 138 Уголовного кодекса), так и вовлечение детей в полив и сбор хлопка (в соответствии с перечнем профессий с неблагоприятными условиями труда, в которых запрещено принимать на работу лиц моложе 18 лет). Он также отметил принятие Страновой программы по достойному труду (СПДТ) на 2014–2016 годы, которая содержит компоненты, касающиеся применения этой Конвенции и  Конвенции о минимальном возрасте для приема на работу 1973 года (№138), а  также их следственные показатели для борьбы с детским трудом. Кроме того, Трехсторонний координационный совет по вопросам детского труда создал механизм обратной связи (МОС) с телефонными номерами горячей линии, который получал и расследовал жалобы, а в некоторых случаях предоставлял возмещение.

Комитет далее отметил различные меры, принятые правительством для предотвращения вовлечения детей в сбор урожая хлопка, включая инструкции на уровне министров, информационные и учебные мероприятия, отслеживание посещаемости учащихся и персонала, а также меры в рамках Плана действий по улучшению условий труда, занятости и социальной защите работников сельскохозяйственного сектора на 2016-18 гг.. Кроме того, в отчете МОТ по Мониторингу третьей стороной (МТС) об оценке мер по снижению риска использования детского и принудительного труда во время сбора урожая 2016  года в выводах указывалось, что национальный мониторинг, Механизм обратной связи (МОС) и Министерство народного образования играют все более важную роль в профилактических мерах и приняли меры по предотвращению организованного использования детей при сборе хлопка. Далее в отчете указывалось, что детский труд, как правило, отсутствует при сборе хлопка, и что в этой связи бдительность в Узбекистане, вероятно, полностью признается.

Комитет просил правительство продолжать свои усилия по обеспечению эффективного осуществления национального законодательства, запрещающего обязательный труд и опасную работу для детей в возрасте до 18 лет, и  продолжать свои меры по контролю за сбором хлопка, улучшать учет в учебных заведениях, применять санкции против лиц, которые вовлекают детей в сбор урожая хлопка, и дальнейшее повышение осведомленности общественности по  этому вопросу.

Комитет принимает к сведению замечания IUF о том, что серьезные усилия центрального правительства привели к значительному сокращению использования детского труда, но система квот (годовой квоты на производство хлопка, навязанной фермерам правительством), которая все еще существует в  стране, способствует закреплению практики детского труда в  сельскохозяйственном секторе.

Комитет принимает к сведению информацию правительства в своем докладе о принятых мерах, включая законодательные меры по искоренению использования детского труда в сельскохозяйственном секторе. Соответственно, Комитет принимает к сведению упоминание правительством принятия Закона №ЗРУ-558 о внесении поправок и дополнений в несколько законодательных актов, включая статью 51 Кодекса об административной ответственности, что ужесточает наказания за привлечение ребенка к принудительному труду. Наказания включают штраф в размере от 30 до 50-кратного размера минимальной месячной заработной платы (ранее от 5 до 15-кратного), а повторное правонарушение влечет штраф в размере от 50 до 100-кратного размера заработной платы.

Правительство также указывает, что после утверждения постановления Кабинета министров №407 от 31 мая 2018 года были проведены консультации с  представителями организаций работников и работодателей и составлен годовой план национальных мер по контролю за соблюдением основополагающих принципов и прав в сфере труда с использованием методологии и инструментов МОТ во время сбора урожая хлопка.

Комитет также принимает к сведению информацию правительства о том, что в ходе мониторинга в 2018 году МОТ оказала помощь Министерству занятости и трудовых отношений в подготовке более 300 инспекторов труда по вопросам выявления детского и принудительного труда и методам проведения таких инспекций. В связи с этим было проведено 11 000 собеседований без предварительного уведомления, и более 7 000 человек прошли подготовку по вопросам справедливого приема на работу в период сбора урожая хлопка. Кроме того, 500 работников прокуратуры, инспекторов труда и профсоюзных работников прошли обучение методам проверки случаев детского и принудительного труда.

Комитет далее принимает к сведению информацию правительства о том, что СПДТ была продлена до 2020 года, и дорожная карта для ее осуществления и  расширения сотрудничества с МОТ была утверждена 1  августа 2019 года. Правительство, ссылаясь на доклад Министерства труда Соединенных Штатов 2019 года, заявляет, что узбекский хлопок был исключен из Списка, запрещающего приобретение товаров, произведенных с помощью принудительного детского труда (Распоряжение № 13226), главным образом из-за редкости случаев детского труда в хлопковом секторе.

Комитет отмечает, что в опубликованном 1 апреля 2019 года докладе МОТ по Мониторингу третьей стороной детского и принудительного труда во время сбора урожая хлопка в 2018 году (отчет МТС за 2018 год) отмечено, что Узбекистан продемонстрировал значительный прогресс в искоренении детского труда во время сбора урожая хлопка 2018 года.

Он с удовлетворением отмечает выводы, сделанные в докладе МТС за 2018 год, о том, что дети больше не участвуют в сборе хлопка и что систематический или системный детский труд больше не вызывает беспокойства. Школьники и студенты не привлекались к сбору хлопка во время сбора урожая в  2018 году. Комитет просит правительство продолжать свои усилия по  обеспечению исключения обязательного труда и опасного труда детей в  возрасте до 18 лет при производстве хлопка, в том числе путем повышения осведомленности и мониторинга детского труда во время сбора урожая хлопка. Комитет просит правительство продолжать предоставлять информацию по этому вопросу.

Комитет поднимает другие вопросы в просьбе, адресованной непосредственно правительству.

Отдел по защите социально-экономических интересов трудящихся аппарата Совета Федерации профсоюзов Узбекистана