Объединимся во имя процветания страны!

(+99871)

252-21-18

Адрес: 100165, г.Ташкент, ул. Бухара, 24 Регламент

Сейчас не время для аплодисментов

04.04.2022. Хотя мы говорим, что живем в развитом глобальном мире в период бурного роста информационных технологий, а мировые СМИ с различных политических арен постоянно разглагольствуют о чести и достоинстве человека, расцвете культуры и общечеловеческих ценностях, однако на самом деле нынешняя картина мира не такая радостная.

Сегодня судьба глобального мира созвучна с мудрой поговоркой нашего народа, которая гласит: «Каждый сам за себя». Нынче романтизм и волнующий сердца гуманизм, появившиеся еще во второй половине XX века (после Второй мировой войны), оказавшись раздавленными под тяжестью политико-экономических и природных катаклизмов, постепенно теряют свою суть. В подобной ситуации совсем непросто существовать, сохраняя самобытность, не говоря уже о строительстве и развитии крепкого независимого государства, при этом не попадая в разные неоколониальные сети.

Вместе с тем глава нашего государства Шавкат Мирзиёев, вдохновленный именно такой великой идеей и, взяв на себя  тяжелейшую ответственность, смело идет вперед и прорывается сквозь всю эту неразбериху вокруг. И с этой точки зрения, он в отличие от обычных людей напоминает человека, вышедшего с высочайшей миссией на арену по исторической необходимости.

Вопрос, требующий размышления

По данным Государственного комитета по статистике, численность населения Узбекистана по состоянию на 1 января 2022 года составила 35,2 миллиона человек и в сравнении с прошлым годом увеличилась на 712,4 тысячи человек, или 2,1 процента.

Согласно информации Фонда народонаселения ООН, сегодня в мире численность населения превысила 7,8 миллиарда человек, и наша страна по численности занимает 43-е место.

Мне кажется, подобная демографическая динамика в нынешнем сложном и беспокойном мире как будто диктует нам действовать активно и, не теряя бдительности, быстро адаптироваться к меняющимся условиям, а также, говоря простым языком, создавать многое из ничего, во много крат приращивая свои возможности.

Численность населения быстро растет, а это возлагает определенную ответственность. Как часто повторяет Президент, рождение детей и увеличение их количества — дар Божий. Однако при этом также нельзя забывать, что, несмотря на быстротекущее время и происходящие в мире изменения, масштабы и природные условия нашей территории не меняются. К тому же сегодняшний мир уже не тот, каким был даже десять лет назад. Быстро меняются идеи и идеологии, взгляды, технологии, мировоззрение и, наконец, мышление людей.

А значит, когда речь идет о государстве и интеграции нашего общества с глобальным миром, это прежде всего требует от нас «сближения» с политико-экономическими, духовными и культурно-гуманитарными стандартами, которых сегодня придерживается весь мир.

Так что же для этого нужно было сделать? Вопрос хотя и риторический, но имею­щий очень важный подтекст. Не лишен риторичности и сам фактор, поставивший данный вопрос на повестку дня: нужен ли был нам внешний долг?

Я не экономист. Но, работая многие годы в государственных и общественных органах, на производственных предприятиях, был вынужден изучать и финансовую сферу. Этого требовали условия работы: если ты руководитель, то должен отвечать за все. К тому же перед подготовкой данной статьи я провел беседы с несколькими ведущими экономистами и политическими аналитиками по вопросам, которые вызывают самые разные дискуссии. Меня обрадовало, что наши мнения совпали: значит, мыслим в правильном направлении.

Для правильного понимания этих вещей на самом деле необязательно быть экономистом и политиком. Внимательно оглядываясь вокруг и логически анализируя разворачивающиеся процессы, можно понять суть этих вопросов.

К примеру, 1 марта совместно с Международной организацией труда был организован брифинг, посвященный результатам «Мониторинг третьей стороной», проведенный в хлопкоуборочный сезон 2021 года. В этом мероприятии, прошедшем в формате видеоконференцсвязи, участвовали представители более 30 международных организаций, включая Международную организацию труда, Всемирный банк, а также послы США, Германии и Швейцарии в Узбекистане.

Открывая брифинг, генеральный директор МОТ Гай Райдер, подчеркивая, что Узбекистан добился заметных достижений в борьбе по искоренению принудительного труда, высоко оценил проводимую работу по предотвращению его негативных последствий.

10 марта международная коалиция «Cotton Campaign» объявила об окончании глобального бойкота узбекского хлопка. Как известно, эти ограничения были приняты коалицией в 2009 году. С тех пор известные бренды и ритейлеры, в частности, Adidas, Zara, C&A, Gap Inc., H&M, Levi Strauss&Co., Tesco vs Walmart — в общей сложности их 331 — взяли обязательство соблюдать бойкот в отношении узбекского хлопка. С большой вероятностью, именно поэтому узбекский хлопок и текстильная продукция в целом долгие годы не могли выходить на мировой рынок. А те, которые выходили, попадали туда под брендом третьих стран. Основной доход также получали они. Узбекский же земледелец, с раннего утра до позднего вечера не выходивший с поля, не видел ничего, кроме тяжелого труда. Поэтому не будет преувеличением сказать, что данный успех нашей страны имеет по-настоящему историческое значение.

Естественно, может возникнуть вопрос: какое отношение имеет это к проблеме «внешнего долга»? Но происходящие в обществе процессы так взаимосвязаны, что являются звеньями одной цепи. Поэтому не будет ошибкой сказать, что от таких «черных пятен», как «хлопковая монополия», «принудительный труд», мы избавились именно благодаря модернизации и диверсификации экономики и промышленности. Как отмечают экономисты, если всего четыре-пять лет назад доля хлопкового волокна в экспорте текстильной продукции составляла 41 процент, то в настоящее время данный показатель равен лишь 4,4 процента. Что это означает? Из этого можно понять, что во всех сферах идет процесс диверсификации, и страна развивается.

Хотел бы обратить внимание на одну цифру из статистики. С недавних пор Узбекистан не отправляет на экспорт ни одного грамма хлопка-сырца. Ведь теперь наш хлопок продается за границу только в виде готовой продукции. Сегодня мы добились такой высокой цели, как бы это ни было трудно и сложно. Для этого из зарубежных стран были завезены современные машины и технологии, текстильные станки, а также создана необходимая инфраструктура, сформирован кадровый потенциал. Была заложена основа современной модели сельского хозяйства — кластерная система. А для всего этого нужны были немалые деньги.

Или возьмем реформы в сфере энергетики, и в этой отрасли в последние годы реализовывается такая масштабная работа, что нам завидуют не только соседи, но и другие государства мира. Лишь один завод «Uzbekistan GTL» может четко продемонстрировать, на какие высокие рубежи мы нацелились. Также в стране строятся тысячи ветряных и солнечных электростанций, которые, являясь перспективными проектами, получают признание зарубежных финансовых институтов. Ведь в настоящее время в мире существуют и такие государства, которые в течение десятков лет не имеют возможности построить один крупный завод или хотя бы одну обычную плотину.

Недавно глава нашего государства на одном из видеоселекторных совещаний сказал: «У нас порой не бывало денег, не то чтобы построить дом четырем тысячам, а даже четырем женщинам». Это горькая правда. Мне приходилось в своей жизни видеть такую болезненную ситуацию. В рамках изучения исполнения программы «Женская тетрадь» в течение двух лет я побывал в самых отдаленных районах страны. Были случаи, когда видел грустные глаза и слушал горькие рассказы женщин, оставшихся без крова, без работы и без кормильца. Сегодня тысячи таких женщин получили работу, укрепили здоровье и обеспечены жильем. Конечно, основа такой человечности, доброты и справедливости упирается в денежные средства.

Теперь, положа руку на сердце, скажите: было ли справедливым или нет проделать столько работы — подать руку ближнему, стать опорой для сирот и одиноких людей, для больных и немощных, помогая им встать на ноги?

Что было по-вашему лучше: бить себя в грудь, закрываясь со всех сторон, хвастаясь, что внешний долг составляет всего 14-15 процентов, а также пьянея от аплодисментов, заодно топить всех тех, кто находится вокруг утопающих? Или же лучше было брать разумный долг для запуска экономического цикла, тем самым приводя в движение и экономику, и общество, а также придавая силу стагнирующей стране, наконец-то наполнив сосуды нации свежей кровью и гордостью?!

Чтобы не быть голословным, приведу пример огромной созидательной работы под руководством Президента Шавката Мирзиёева по обеспечению населения жильем, осуществленной лишь в одном городе Ташкенте.

Специалистами Департамента цифрового развития Ташкентского городского хокимията проведено изучение по многоэтажным жилым домам в столице. Стало известно, что большинство жилых домов в Ташкенте, то есть 632 дома, было построено в 1966 году, после землетрясения. Все мы хорошо знаем, что тогда для восстановления Ташкента были привлечены все республики бывшего Союза. Как отмечают специалисты, основную часть построенных тогда домов составляли деревянные двухэтажные сооружения. Историки называют тот период годами, когда был выполнен самый большой объем строительных работ.

Следующий пик строительства пришелся на 2019 год — в городе появилось 463 дома, в основном семиэтажных и возведенных из кирпича.

Эта статистика, мне кажется, может многое рассказать и объяснить людям. Но такая интересная природа у человека: хотя происходящее вокруг и является сущей правдой, ему иногда что-то мешает признать эту правду, побуждая его упрямо ее отрицать.

Тем не менее правда жизни — такая мощная сила, что не зависит от нашей человеческой природы. В любом случае она скажет свое слово.

Как сказал выше, я не являюсь профессиональным экономистом. Однако в меру своих сил могу анализировать эту сферу, даже если эта тема касается экономики, точнее «внешнего государственного долга», поэтому посчитал нужным поделиться своим мнением.

Если бы не было внешних заимствований…

Весь мир переживает очень тяжелый и сложный период. Человек живет в окружении невиданных ранее экономических, политических, социальных проблем, небывалых угроз и вызовов. К примеру, начавшаяся два года назад пандемия и ее сильный удар по мировой экономике заставили растеряться даже те государства, которые считают себя вершиной прогресса. Сложности в транспортной логистике, нехватка сырья, финансовые затруднения расшатали бизнес-субъекты. Серьезный урон пандемия нанесла туризму и сфере услуг. Очень многие люди, оставшись без работы и источников дохода, стали нуждаться в социальной поддержке.

Представляете, какие сложнейшие вопросы встали перед правительствами? С одной стороны, нужно охранять здоровье населения, с другой — уберечь экономику от кризиса. Не было возможности приостановить одну из них и заняться другой. Обе задачи важные и требуют одинакового внимания. К тому же еще нужно стать опорой населению, у которого жизнь вышла из обычной колеи. Начали возникать такие проблемы, которым, кажется, не было конца. И всем им нужно найти решение.

Пандемия стала для стран мира, в том числе и для Узбекистана, лишней нагрузкой и дополнительным испытанием. Ведь и без этого перед руководством нашей страны стояли вопросы скорейшего решения тех проблем и недостатков, которые накопились за долгие годы. При этом на повестку дня вышли такие задачи, как строительство жилья, ремонт дорог, улучшение транспортных услуг, поддержка бизнеса, развитие производства, привлечение зарубежных инвесторов на рынок Узбекистана, реформа сфер образования и здравоохранения, обеспечение работников достойной зарплатой.

В таких условиях единственным и верным путем считается укрепление сотрудничества с международными финансовыми учреждениями, опираясь на их поддержку, то есть использование внешнего долга для реализации крупных проектов и роста своей экономики.

Такой практики не избежало ни одно государство. Почти все государства — и приступившие к периоду развития, и развивающиеся, и находящиеся на пике прог­ресса, берут у кого-то в долг, и все они пользуются средствами международных финансовых учреждений. И это как бы непрерывный, системный процесс. Возникла необходимость — обращаются к долгам. В свою очередь и долг должен использоваться по назначению.

Правда, в большинстве случаев заставляет задуматься один вопрос: сможем ли своевременно вернуть долг? В последнее время именно тема внешнего долга стала предметом горячего обсуждения в социальных сетях. И появляются различные мнения и вопросы: «Для чего нам нужен внешний долг?», «За счет чего мы завтра будем расплачиваться?».

Конечно, этот вопрос интересует каждого небезразличного к судьбе государства гражданина, побуждает его к размышлению. Но нельзя забывать, что даже возникновение подобных мнений само по себе связано прежде всего с тем, что информация о внешнем долге теперь правительством не засекречивается, а объявляется открыто. То есть правительство не скрывает от людей ничего: сколько денег взято со стороны, каковы сроки и проценты их возврата, на какие проекты они направляются. Обо всем этом дается соответствующая информация, и население выражает свое отношение. Все стараются выразить свой взгляд: и те, кто понимает суть вопроса, и даже те, кто не очень.

Спросите, а какова ситуация в других государствах мира? Здесь необходимо отметить, что большинство развитых стран также прибегает к внешним заимствованиям. Есть и те, кто имеет большие долги друг перед другом. К примеру, самый большой внешний долг США — от Японии, а самый большой внешний долг Японии — от США. Это означает, что между развитыми государствами мира существует сильное доверие, они дают в долг друг другу, инвестируют в экономику друг друга и таким образом работают вместе.

В начале 2021 года в США соотношение государственного долга к ВВП было равно 133,9 процента. В Японии такой показатель составил 254,1 процента, в Китае — 66,3, в Германии — 69,1, во Франции — 115,1, в Украине — 60,8, в Турции — 39,8 процента. В Узбекистане этот показатель составил 39 процентов.

В последнем отчете о стабильности объявленных долгов, опубликованном Международным валютным фондом 26 апреля 2021 года, отмечено, что потенциал Узбекистана по обслуживанию долга высокий, а внешний долг — средний. Кроме того, показатель общей платежеспособности страны увеличился до 3,16 единицы. Это доказывает, что международные кредиторы, опираясь на результаты продолжающихся в стране экономических реформ, подтверждают веру в платежеспособность Узбекистана.

В Кыргызстане и Таджикистане размер государственного долга сравнительно меньше, чем в других странах региона. Но если учесть объемы их экономики, такой размер долга считается значительным для этих государств. Казахстан имеет госдолг в самом большом объеме, однако в то же время является самым низким в регионе — по соотношению к ВВП.

Взятие долга тоже непростой и нелегкий процесс. Международные финансовые учреждения могут выделять средства лишь при наличии доверия к государству. В противном случае они могут ответить: «Извините, мы не можем помочь». В этом смысле примечательно, что идеи и практические действия Президента
Шавката Мирзиёева по созданию Нового Узбекистана и тот факт, что с первых дней его деятельности в качестве руководителя страны была проявлена политика открытости всему миру, стали основой для роста доверия со стороны международных финансовых учреждений. В результате чего все новые проекты в нашей стране стали активно поддерживаться.

Какой ответ самый точный и понятный?

Прежде чем еще глубже анализировать эту тему, хочу привести одну мысль, которую Президент Шавкат Мирзиёев высказал недавно по этому вопросу на встрече с активом Янгихаётского района столицы: «Прежде всего весь наш долг соответствует букве закона… Если бы не это, не было бы ни зарплат, ни метро. Не выросли бы зарплаты такого количества мед­работников или учителей. Мы бы сидели, хлопали и говорили высокопарные слова, как раньше. Мне не нравится сидеть сложа руки…». Кажется, нет другого более точного и понятного ответа на вопрос: «Для чего нам нужен внешний долг?». На самом деле все очень ясно. Кто поймет, тот поймет и получит ясное представление.

Теперь постараемся размышлять масштабнее.

В толковых словарях слову «долг» дано такое определение: то, что взято взаймы, с последующей отдачей. Очень краткое и четкое объяснение. В обычной жизни мы все его понимаем и воспринимаем именно так. Но это краткое толкование носит достаточно завуалированный характер, отражая лишь внешнюю сторону вопроса. То есть «взятое возвращается», да еще вместе с процентами. Кажется, появление сейчас разных инсинуаций относительно внешнего долга страны может быть связано с изменением траектории обсуждаемой темы именно в эту сторону. То есть можно сделать вывод, что возникающие вопросы связаны с недостаточным формированием в обществе экономических и политических знаний, а также культуры обсуждения.

Так, действительно ли есть основания для опасений, настолько ли взятие долга считается негативным явлением, что конкретно понимается под внешним долгом и какая нагрузка от него для граждан?

По мнению экономистов, внешний долг делится на два вида: государственный долг и долг действующих в государстве частных компаний (корпоративный). Среди соотечественников речь идет часто об общем долге, из-за непонимания различий между ними. Если долг взяла одна из частных компаний республики, то и ответственность за него несет та же компания. А долги, привлеченные напрямую государством и под государственные гарантии, считаются внешними долгами государства. Эти два отношения в совокупности составляют понятие общего внешнего долга.

Как определяется уровень внешнего долга страны

Стабильный уровень внешнего долга, конечно, устанавливается, исходя из внутренних и внешних возможностей. В Узбекистане эта цифра в третьем квартале 2021 года достигла 37,6 миллиарда долларов. Это наш общий внешний долг. 22,7 миллиарда долларов из них — долги государства, остальная часть касается частных капиталов.

Насколько значимо взятие долга со стороны: объясним на одном жизненном примере. Допустим, цена квартиры в много­этажном доме — 300 миллионов сумов, а заработная плата гражданина, который хочет ее купить, 6 миллионов сумов. Ровно половину своей зарплаты претендент тратит на повседневные расходы и, таким образом, чтобы купить эту квартиру, ему придется копить деньги 8 лет и 4 месяца (откладывая по 3 миллиона сумов каждый месяц). Однако жизненные условия требуют купить квартиру сейчас. Решение вопроса — в обращении в банк за получением долга, то есть ипотечного кредита. При этом человек старается выбрать банк, который дает долг с более низкими процентами и на более длительный срок. Потому что у него расширятся возможности для возврата долга и оплаты его процентов за счет своих доходов. И банк в свою очередь заинтересован в том, чтобы выдать кредит человеку, имеющему источник дохода, то есть платежеспособному лицу.

Точно так же для реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие страны, за короткие сроки у государства возникает необходимость в привлечении заемных средств со стороны. Хотя увеличение объема внешнего долга приводит к определенным рискам, но это нужно для улучшения уровня жизни населения через развитие стратегических отраслей экономики, модернизацию промышленного сектора, реализацию социально значимых проектов. Взятие внешнего долга оказывает положительное воздействие на страну посредством обеспечения потока дополнительных инвестиций на реформирование всех отраслей экономики.

Знак взаимного доверия

Как отмечали, взятие долга — нелегкое дело. Человек решается на это после долгих раздумий и расчетов. Однако уместно сказать: как бы экономисты ни хотели поставить долг в один ряд с «экономическими ценностями», говоря, что он стал важной частью современной экономики, все же история долга очень далекая. Она исчисляется, возможно, тысячами лет.

Доказательство такой мысли можно встретить в древних национальных эпосах, пословицах и поговорках любого народа, в том числе узбекского. Примечательно, что в таких образцах устного народного творчества наши предки не выражали отрицательного отношения к долгу. Наоборот, намекали на его «чудесную» силу. Конечно, из этого не вытекает мысль о том, что нужно брать долги, и именно этот путь оправдывали наши предки. Как было сказано выше, во все времена долг являлся знаком доверительных отношений сторон (дающих и берущих). И тот, кто дает в долг, и тот, кто его берет, всегда тщательно обдумывает результаты своих действий. Возвращаясь к основной теме, отметим, что и Министерство финансов при взятии долга «взвешивает» все «за» и «против». Ведь ныне мы живем в такое глобальное и сложное время, когда жизнь меняется не по дням и даже не по часам, а каждую минуту. К тому же сейчас переживаем период, когда коронавирусная пандемия вывела многих из колеи, нанеся урон экономикам целых государств.

Эта беда оказала большое негативное воздействие на мировую экономику, в том числе и на нашу национальную. А сколько это еще будет продолжаться, никто не может предсказать. Ведь ситуация меняется каждый день. В такое нестабильное время нам нужно придержать резервы в 40 миллиардов долларов, чтобы не попасть в более сложную ситуацию. Пользуясь случаем, правильнее будет сказать: мы должны переживать не столько о росте долгов, сколько о сохранении и увеличении этого резерва. Ибо за эти сбережения мы в ответе перед грядущими поколениями. К тому же перспективы вводимых сегодня инвестиций и осуществляемых огромных изменений непосредственно связаны с потенциалом этих национальных резервов. Если мы сегодня растратим все резервы, то будем вынуждены брать долги в еще более сложных условиях и с более высокими процентами. В настоящее время мы берем долги под 1,5-2 процента. Так, если Узбекистан берет долги у других государств или у финансовых институтов и они дают без промедления, значит, они осведомлены о нашем экономическом положении и верят в наш потенциал.

Согласно официальной информации Министерства финансов, по состоянию на 1 января 2022 года остаток государственного долга, привлеченного от имени и под гарантии Республики Узбекистан, составляет, 26,3 миллиарда долларов в эквиваленте, или 38,0 процента к валовому внутреннему продукту (ВВП). В 2020 году этот показатель равнялся 39,0 процента, а в 2019 году — 29,7 процента. Рост — в два раза по сравнению с 2017 годом. В частности, по итогам 2020 года внешний долг государства увеличился на 5,4 миллиарда долларов или на 34,4 процента по сравнению с 2019 годом. К 1 января 2021 года достиг 21,1 миллиарда долларов, то есть до 35,2 процента к ВВП. Из этой общей суммы 15,1 миллиарда долларов являются внешним долгом, привлеченным от имени Республики Узбекистан, а 6 миллиардов долларов — долг под гарантии государства.

Несмотря на динамику роста государственного долга в последние годы, по международным стандартам госдолг Республики Узбекистан сохраняется на стабильном уровне. В соответствии с Законом
«О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2021 год» установлено, что сумма государственного долга, привлеченного от имени и под гарантии Республики Узбекистан, не должна превышать 60 процентов по отношению к годовому прогнозному показателю валового внутреннего продукта.

Но следует учитывать, что Международный валютный фонд оценивает привлечение Узбекистаном внешнего долга до 55 процентов к ВВП — средним или стабильным. Кроме того, международное рейтинговое агентство «Fitch Ratings» оценило долгосрочный кредитный рейтинг нашей страны на уровне «BB-» (стабильный). Это означает, что у Узбекистана есть возможность привлекать дополнительные внешние средства.

При возникновении долговых отношений между странами государство, берущее в долг, обязательно имеет свой золотовалютный резерв в иностранных банках. Также берется на учет уровень экономического роста государства-получателя долга. Ибо государство должно быть способным вернуть долг. Наша страна по итогам первого полугодия 2021 года и по итогам того же года находится в ряду малочисленных государств, в которых не наблюдалось спада экономики. Всемирный банк и Международный валютный фонд прогнозируют, что экономика Узбекистана завершит с положительными результатами и 2022 год.

Будут соблюдаться консервативный подход и принципы управления рисками

Дойдя до этой точки вопроса, нужно обратить внимание еще на один аспект. Это предусматривает правильное поддержание баланса во внешнем долге, не склоняться к одному государству или учреждению, а также не попадать под воздействие определенных экономических давлений. Ведь сегодня никто не может гарантировать, что в современном мире нет таких угроз. Такие риски наблюдаются и в глобальных финансовых системах. Если хотите, экономисты и политики могут привести десятки примеров таких случаев, которые появляются на фоне политико-
экономических инструментов нового формата, положительный конец которых подозрителен. Но сейчас речь идет не об анализе судьбы какого-либо другого государства, а о нас самих. В этом смысле надо сказать, что политика Узбекистана в данном направлении выстроена на многовекторности. И это, конечно же, результат продуманной политики. Ибо очень большая разница между тем, когда соглашения заключаются под залог священной для нации земли или подземных богатств, и тем, когда они достигаются на взаимном доверии, то есть за счет имеющихся в наличии ресурсов и перспективных планов.

Сегодня Китайская Народная Республика все ярче проявляет себя как страна, серьезно готовящаяся выступить в качестве самого большого кредитора, играя роль мирового банкира. В частности, и Узбекистан взял долг у двух банков Поднебесной. 18 процентов внешнего госдолга Узбекистана приходится именно на долю Китая. Среди международных государственных финансовых учреждений-кредиторов значительную долю государственного долга республики составляют долги перед Эксимбанком КНР (2 миллиарда долларов) и Китайским банком развития (1,6 миллиарда долларов).

А самый крупный международный банк, дающий долг Узбекистану, — Азиатский банк развития. Остаток взятого внешнего долга государства по итогам 2021 года достиг 5,2 миллиарда долларов. Как заявляют многие, размер внешнего долга Узбекистана ежегодно растет. И это правда. Но есть еще один аспект, который раздувает эту динамику. То есть в 2021 году внешний долг нашего государства составил 34 процента по отношению к ВВП. А по финансовым меркам это не такая уж большая цифра. Для сравнения, внешний долг некоторых государств в несколько раз больше ВВП. Наш же долг не составляет даже половины ВВП. Если объяснить понятнее, внешний госдолг приходится по 668 долларов на душу населения. Теперь обратим внимание: внешний долг США — основного претендента на первое мощнейшее государство мира — составляет 23 триллиона долларов. Это означает, что иностранные займы приходятся по 21 190,0 доллара на каждого американца.

Правда, постепенное увеличение внешнего долга может вызвать у многих беспокойство. Однако не надо забывать, что это  естественный процесс. Я думаю, даже если бы не было пандемии, мы все же привлекали бы внешний долг, чтобы продолжить начатую с 2016 года новую экономическую политику. Почему? Потому что и в сфере строительства жилья, и в нефтегазовой отрасли, и в энергетике реализуются крупнейшие проекты на несколько миллиардов долларов.

Если взять только нефтегазовую или энергетическую отрасли, то большинство крупных объектов системы было построено в 60-70-х годах. И сегодня их коэффициент полезного действия очень низкий. А для модернизации и строительства новых нужны большие средства. Что же делать? В таких случаях большая часть этой потребности покрывается за счет внешнего долга. По состоянию на 1 июля 2021 года Узбекистан имел долг: перед Азиатским банком развития — 5 миллиардов, Китаем — 4,2 миллиарда, Всемирным банком — 3,8 миллиарда, Японией — 2,8 миллиарда, международными инвесторами — 1,7 миллиарда, Южной Кореей — 1 миллиард, Исламским банком развития — 900 миллионов, Францией — 600 миллионов и другими международными финансовыми организациями — 1,8 миллиарда долларов.

При ограниченности внутренних возможностей внешний долг государства направляется прежде всего на развитие инф­раструктуры, а также на проекты в промышленности и сельском хозяйстве.

В частности, за первые три месяца 2021 года 20,8 процента всего внешнего госдолга или 4,4 миллиарда долларов, израсходованы на поддержку Государственного бюджета. 3 миллиарда долларов (14,5 процента) направлены в сферу электроэнергетики, 2,6 миллиарда долларов (12,6 процента) — в энергетику, 2,4 миллиарда долларов (11,3 процента) — на развитие транспорта и транспортной инфраструктуры, 2 миллиарда долларов (9,4 процента) — на поддержку жилищно-коммунального хозяйства. Большая часть внешнего долга государства предоставлена на долгий срок по льготным процентным ставкам.

Узбекистан при привлечении заемных средств от международных финансовых институтов и организаций зарубежных правительств соблюдает консервативный подход и принципы управления рисками. В первом квартале 2021 года объем портфеля внешнего долга нашей страны, привлеченный из международных финансовых институтов, равен 10,1 миллиарда долларов. В частности, в январе-марте 2021 года было подписано 2 заемных соглашения с Эксимбанком Кореи сроком на 40 лет (с 10-летним льготным периодом) на 164 миллиона долларов по процентной ставке 0,15, а также одно соглашение с Японским агентством международного сотрудничества сроком на 15 лет (с 4-летним льготным периодом) на 135,5 миллиона долларов по процентной ставке 0,01. Основная часть внешнего долга государства приходится на долю Азиатского банка развития (5 миллиардов долларов), на долю Всемирного банка (3,8 миллиарда долларов) и на долю Исламского банка развития
(0,9 миллиарда долларов).

Как отмечается, диверсификация источников этих долгов обеспечена, при этом 43,8 процента которых приходится на долю финансовых организаций зарубежных правительств. Основными кредиторами Узбекистана являются Эксимбанк Китая, Китайский государственный банк развития, Японское агентство международного сотрудничества и другие финансовые организации зарубежных правительств. Заемные средства привлечены для финансирования разных инвестиционных программ под гарантию государства. Расходы по задолженности перед кредиторами погашаются за счет средств, поступивших в результате финансирования инвестиционных проектов государственными предприятиями.

Согласно заключению, объявленному Счетной палатой по государственному бюджету на 2022 год, в целях обеспечения долгосрочной стабильности бюджетной системы и замедления темпов роста объемов внешнего долга государства установлено, что объем остатка госдолга, привлеченного от имени Узбекистана и под его гарантии, не должен превышать 60 процентов по отношению к ВВП текущего года. Также установлены лимиты: ограниченный чистый объем подписываемых за год новых соглашений от имени Узбекистана и под его гарантии — 4,5 миллиарда долларов, из них на финансирование мер, не связанных с поддержкой госбюджета и реализацией проектов — 2,5 миллиарда долларов, на финансирование инвестиционных проектов — 2,0 миллиарда долларов.

Определено, что ограниченный чистый объем государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Республики Узбекистан на 2022 год, составит 6 триллионов сумов, а верхняя граница дефицита консолидированного бюджета Республики Узбекистан — в объеме 3,0 процента по отношению к валовому внутреннему продукту. На пресс-конференции по теме внешнего долга страны, прошедшей в формате открытого диалога, Министерство финансов особо отметило, что лимит по взятию внешнего долга на 2021 год установлен в объеме 5 миллиардов долларов. В третьем квартале 2021 года активы страны в иностранной валюте названы в объеме 68,3 миллиарда долларов, а объем внешних обязательств — 51,4 миллиарда долларов. В этой связи чистая инвестиционная позиция Узбекистана сократилась по сравнению с началом года на 17 процентов, или на 3,4 миллиарда долларов.

Если какое-то государство может выполнить свои текущие и грядущие обязательства по внешнему долгу без каких-либо исключений и финансовой помощи, то это считается для государства стабильным уровнем внешнего долга. В нашей стране Министерство финансов является ответственным органом государственного управления, и оно вместе с МВФ рассчитало безопасный уровень госдолга.

Еще один аспект, на который надо обратить внимание в данном направлении, это то, что мы должны привлекать внешний долг прежде всего в качестве инвестиций. К примеру, исходя из требований дня возьмем долг на создание маркетингового стартап-проекта и создадим данную платформу. Позже этот проект начнет получать доходы от израсходованных средств. Также средства, расходуемые на улучшение инф­раструктуры, модернизацию в интересах населения объектов жилья, питьевой воды и энергетики, после определенного времени начнут способствовать росту производства и увеличению экспорта.

Есть ли место панике?

Опираясь на экономические данные и статистику современного мира, можно прийти к выводу, что большой объем долга какого-либо государства не означает его плохое состояние. Наоборот, успешные в экономическом отношении государства имеют возможность в нужное время брать долг на низких ставках (так как у них очень низок порог риска не вернуть деньги вовремя — в экономике это очень важно). Так почему же не пользоваться готовыми деньгами за низкие процентные ставки?

Яркий пример — Соединенные Штаты Америки. Это государство с самой крупной в мире экономикой не только берет долг на самых низких ставках, но и контролирует основную валюту мира — доллар. А за этим долгом стоит мощная экономика: американские компании являются ведущими в мире по капитализации, с ними мало кто может сравниться на своих рынках.

В современном мире государства и компании очень редко используют для крупных проектов собственный капитал. Определенный уровень заемного капитала даже выгоднее. Так как выплата процентов по долгосрочным долгам обходится дешевле, чем выплата дивиденда акционеру.

Представьте, что в нашей личной жизни, как в вышеприведенном примере, ипотечный кредит является самым оптимальным путем решения жилищного вопроса. В любом случае, жилье вы купите быстрее и легче по кредиту, чем сами будете копить деньги в течение 20 лет. Такие же экономические закономерности действуют и на макроуровне. Поэтому не надо удивляться высоким процентным соотношениям таких государств, как Великобритания, Франция, Канада. В большинстве государств Европейского союза мы можем видеть, что соотношение долг/ВВП значительно выше, чем средний уровень в мире.

Риск по долгу усиливается лишь тогда, когда внешний долг государства становится намного больше по отношению к его экономической мощи. Пример из недавнего прошлого. В 2010-х годах Греция попала в такое опасное положение. В течение многих лет она брала долги на низких процентных ставках, входя в доверие кредиторов через фальсификацию своей экономической статистики. Начавшийся в 2008 году мировой экономический кризис показал, что на самом деле Греция не имеет конкурентоспособную экономику, — и сразу огромный капитал «сбежал» из страны, а последствия этого кризиса продолжаются до сих пор.

Каким образом брать долг не по примеру Греции, а как США? Согласно признанным в мире и доказанным на практике экономическим теориям, внешний долг приносит огромную пользу экономике, только если рационально им воспользоваться. Заемные средства должны инвестироваться в экономику страны и на этой основе создаваться преимущество в конкуренции. Такое преимущество может быть достигнуто за счет инвестиций, вложенных в такие сферы, как крупные инфраструктурные проекты, новые технологии, человеческий капитал. Самое важное, в итоге должна появиться продукция, конкурентоспособная на мировом рынке, приносящая доход отечественным предприятиям и экономике.

Одним из признанных в мире правил относительно внешнего долга является то, что страна должна направлять внешний капитал на сферы, приносящие пользу в долгосрочной перспективе. Например, надо не просто строить дорогу, а строить ту дорогу, которая приносила бы пользу государству и экономике, облегчала бы перевозку важных товаров либо помогла бы стать крупным транспортным хабом. Внешний капитал ведет к технологическому преимуществу, давая возможность ускоренно осваивать создаваемые технологии и завоевывать новые рынки значительно эффективнее, чем уверенные в своих деньгах консервативные государства. Таким образом, говоря языком экономистов, средства вольются в основные фонды в стране и в человеческий капитал. На вопрос о том, нужно ли брать внешний долг и сколько, ответ дается исходя из возможностей экономической модели, населения и политики каждой страны.

Мир меняется, и мы не можем просто так смотреть

Дни третьего тысячелетия наполнены различными беспокойствами, политическими и военными столкновениями, природными и экономическими катаклизмами, последствиями пандемии, культурными, религиозными и расовыми противоречиями. В такое время основными целями, стоящими перед каждым государством, являются обеспечение спокойствия граждан, создание для них достойных условий жизни, стремление найти свое место в мировом сообществе.

Ибо в нынешнем «качающемся», беспокойном мире по-другому и быть не может. Хотя мы говорим, что живем в развитом глобальном мире в период бурного роста информационных технологий, а мировые СМИ с различных политических арен постоянно разглагольствуют о чести и достоинстве человека, расцвете культуры и общечеловеческих ценностях, однако на самом деле нынешняя картина мира не такая радостная.

Сегодня судьба глобального мира созвучна с мудрой поговоркой нашего народа, которая гласит: «Каждый сам за себя». Нынче романтизм и волнующий сердца гуманизм, появившиеся еще во второй половине XX века (после Второй мировой войны), оказавшись раздавленными под тяжестью политико-экономических и природных катаклизмов, постепенно теряют свою суть. В подобной ситуации совсем непросто существовать, сохраняя самобытность, не говоря уже о строительстве и развитии крепкого независимого государства, при этом не попадая в разные неоколониальные сети.

Вместе с тем глава нашего государства Шавкат Мирзиёев, вдохновленный именно такой великой идеей и, взяв на себя  тяжелейшую ответственность, смело идет вперед и прорывается сквозь всю эту неразбериху вокруг. И с этой точки зрения, он в отличие от обычных людей напоминает человека, вышедшего с высочайшей миссией на арену по исторической необходимости.

Кажется, мне удалось подробно изложить свои мысли по поднятой теме. Именно так я отношусь к поставленному вопросу и не сомневаюсь в этом. Вместо заключения в конце статьи приведу одну простую истину: давайте признаемся, что мы очень серьезно отставали и почти оторвались от всего современного мира. Чтобы подняться, встать на ноги, перед нами был только один путь — обратиться к внешней помощи.

Что нужно было делать в такой непростой ситуации? Кажется, этот вопрос должен задать себе каждый. А я считаю, что правильно будет найти решение этого вопроса и с точки зрения справедливости, и точки зрения правдивости из следующего твердого мнения Президента: «Прежде всего весь наш долг согласно букве закона… Если бы не это, не было бы ни зарплат, ни метро. Не выросли бы зарплаты такого количества медработников или учителей. Мы бы сидели, хлопали и говорили высокопарные слова, как раньше. Мне не нравится сидеть сложа руки».

Кудратилла Рафиков

член Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, политолог

Сравнительная таблица по долгу государств

(по состоянию на 1 января 2021 года)

(Таблица сформирована на основе базы статистических данных unctad.org imf.org

и Международного валютного фонда)

 

Названия стран Соотношение

государственного долга к ВВП

Соотношение внешнего долга государства

к ВВП

Государственный долг на душу

населения

(в долл.)

Внешний долг государства на душу населения (в долл.)
Развитые и быстроразвивающиеся государства
1 США 133,9% 33,4% 84 849,6 21 190,0
2 Япония 254,1% 32,3% 101 876,9 12 959,0
3 Китай 66,3% 1,5% 6 969,0 155,0
4 Германия 69,1% 0,04% 31 935,0 17,5
5 Франция 115,1% 0,1% 46 383,9 27,4
6 Турция 39,8% 14,8% 3 426,8 1 274,5
Государства с переходной экономикой
1 Кыргызстан 68% 49,5% 808,3 588,8
2 Армения 63,5% 42,6% 2 710,0 1 818,0
3 Украина 60,8% 24,8% 2 274,6 927
4 Грузия 60% 43,9% 2 565,1 1 877,3
5 Таджикистан 51,3% 39% 3 070,8 1 973,8
6 Беларусь 48% 30,9% 3 070,8 1 973,8
7 Узбекистан 39,0% 35,2% 675,9 610,3