Объединимся во имя процветания страны!

(+99871)

252-21-18

Адрес: 100165, г.Ташкент, ул. Бухара, 24 Регламент

Социальный диалог — инструмент продвижения процесса восстановления после кризиса COVID-19

17.10.2022. Благодаря усилиям Федерации профсоюзов Узбекистана трехсторонний социальный диалог продолжает приобретать ключевую роль в формировании трудовых отношений в рамках новой модели развития страны, где приоритетом должно стать эффективное обеспечение достойного труда.

Понимая, что обострение проблем глобальной экономики и ее неравномерности, нарастание противоречий между трудом и капиталом усложняют процесс социального диалога, Федерация и членские организации значительное внимание уделяют своей организованности, сплоченности и солидарности в отстаивании прав и интересов человека труда.

Социальный диалог в Узбекистане на самом деле прошел долгий и непростой путь своего становления. Хотя Трудовой кодекс и предоставлял возможность заключения Генерального соглашения по социально-экономическим вопросам между Советом Федерации профсоюзов, республиканскими объединениями работодателей и Правительством Республики Узбекистан, в течение долгого времени оно не заключалось.

На тот период формальной причиной этому стало отсутствие республиканских объединений работодателей: класс крупных работодателей-собственников еще не был сформирован, поскольку все ведущие отрасли экономики контролировались государством, а частная собственность на средства производства существовала лишь в малом и среднем бизнесе.

Сдерживанию развития трипартийного социального диалога в республике на рубеже XX–XXI веков также способствовала неразвитость законодательства, в котором отсутствовали ключевые дефиниции и не предусматривалось формирование постоянно действующих органов социального диалога.

Только в 2011 году было подписано первое Генеральное соглашение по социально-экономическим вопросам между Кабинетом Министров, Советом Федерации профсоюзов и Торгово-промышленной палатой.

В дальнейшем Генеральное соглашение обновлялось каждые три года на новый срок. С 2020 года со стороны работодателей Генеральное соглашение подписывается Конфедерацией работодателей Узбекистана.

На основе Генерального соглашения заключено 14 территориальных, 105 отраслевых соглашений, причем 21 из них имеет тарифный характер. На локальном уровне действуют 111000 коллективных договоров с охватом 4567000 работников. Кроме того, с 2021 года возобновлена практика заключения территориально-отраслевых соглашений.

Профсоюзы страны совместно с социальными партнерами достигли определенных результатов в деле совершенствования практики коллективных переговоров и повышения действенности коллективных договоров и соглашений. Это общественная экспертиза и принципы определения социальной эффективности коллективных договоров, а также правила единого переговорного процесса.

Вышеуказанные новации впоследствии получили законодательное закрепление в нормативно-правовых актах.

В целях дальнейшего развития национального трехстороннего социального диалога по инициативе Федерации профсоюзов принято Постановление Кабинета Министров № 553 от 03.07.2019 года «О трехсторонних комиссиях по социально-трудовым вопросам».

В соответствии с данным постановлением образованы республиканская и территориальные комиссии по социально-трудовым вопросам из числа представителей органов государственной власти и управления, профессиональных союзов и объединений работодателей.

К исключительному мандату Республиканской трехсторонней комиссии по социально-трудовым вопросам (РТК) отнесено проведение консультаций по применению международных трудовых норм и целесообразности ратификации новых конвенций МОТ.

При комиссиях созданы рабочие группы по разработке и реализации Генерального (территориального) соглашения,  проведению трехсторонних консультаций для содействия применению международных трудовых норм, рассмотрению коллективных трудовых споров и проектов нормативно-правовых актов, охране и безопасности труда, вопросам занятости, заработной платы и социальной защиты.

Кроме вопросов исполнения Генерального соглашения, за прошедшее время Республиканская трехсторонняя комиссия также рассматривала вопросы образцов документов, необходимых для вступления сборщиков хлопка во временное членство профсоюза,  рекомендаций по организованному проведению сбора урожая хлопка-сырца, в которых определены минимальные санитарно-гигиенические требования к организации хлопкоуборочных работ, включая антиковидные меры, одобрения проекта Страновой программы по достойному труду на 2021-2025 годы.

Трипартизм, как формат социального диалога, активно проявил себя в период пандемии Covid-19. В частности, трипартизм присутствовал и в работе Антикризисной комиссии по противодействию пандемии Covid-19, в состав которой были введены представители Федерации профсоюзов и Конфедерации работодателей. Только благодаря солидарным усилиям правительства и социальных партнеров в Узбекистане было предотвращено развитие событий по неблагоприятному сценарию, что значительно способствовало стабилизации социально-экономического положения в стране.

Следует особо отметить, что в кратком исследовании МОТ «Социальный диалог спустя год после вспышки пандемии Covid-19: основные результаты» опыт Узбекистана отмечен в качестве положительного примера социального диалога, направленного на повышение безопасности и гигиены труда, реализацию права на свободу объединений и борьбу с практикой принудительного труда в хлопковой индустрии.

Исходя из рекомендаций МОТ, приняты меры по повышению эффективности социального диалога в сельском хозяйстве. В частности, предоставлена свобода объединения и право на коллективные переговоры для сборщиков хлопка, восстановлена практика заключения коллективных соглашений на районном уровне.

В июле 2021 года председатель Федерации профсоюзов Узбекистана обратился к Премьер-министру с просьбой о согласовании ставок оплаты за килограмм хлопка ручного сбора с Республиканской трехсторонней комиссией по социально-трудовым вопросам. Благодаря этому утверждение минимальных ставок оплаты за килограмм собранного хлопка-сырца впервые было произведено на основе предварительного согласования с социальными парт­нерами, входящими в состав Республиканской трехсторонней комиссии по социально-трудовым вопросам.

В сезоне сбора хлопка 2021 года Федерация привлекла в профсоюзное членство 63,6% сборщиков. При этом 57,3% сборщиков через коллективные переговоры добились повышения оплаты за килограмм хлопка ручного сбора, по сравнению с установленной правительством.

В вопросах оплаты труда Федерация считает, что размер заработной платы работника должен быть достаточным, чтобы обеспечить достойную жизнь для него и его семьи. В этой связи проф­союзы настаивают на широком внедрении тарифных систем оплаты труда, повышении тарифной части заработка, защите заработной платы в случае неплатежеспособности работодателя.

В настоящее время из-за успешной тактики коллективных переговоров в 18811 коллективных договорах хозрасчетных организаций предусмотрено повышение тарифных коэффициентов работников по сравнению с Единой тарифной сеткой, благодаря чему
46% всех работников небюджетной сферы получают заработную плату, рассчитанную исходя из повышенных базовых ставок.

Еще одним примером социального диалога можно считать участие проф­союзов и работодателей в работе штабов по ликвидации задолженности по заработной плате, созданных при территориальных органах занятости и трудовых отношений.

Для практической реализации принципа равной оплаты мужчин и женщин за труд равной ценности в коллективные соглашения и договоры включается таблица профессий и должностей, занимаемых преимущественно женщинами или мужчинами, для которых обеспечивается равная оплата труда.

Вместе с тем, мы еще не добились на практике процедуры согласования минимального размера оплаты труда в целом по стране с Республиканской трехсторонней комиссией.

Дальнейшее укрепление социального диалога в республике мы связываем с применением положений нового Трудового кодекса, активизацией трехсторонних консультаций по вопросам применения конвенций МОТ, а также с предстоящей ротацией председательства в Республиканской трехсторонней комиссии.

В новом Трудовом кодексе значительно повышен статус и расширена сфера действия Генерального коллективного соглашения, заключаемого между уполномоченными республиканскими представителями работников, работодателей и Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Закреплено законодательное понятие «комиссий по социально-трудовым вопросам», расширены полномочия Республиканской трехсторонней комиссии (РТК). Так, более чем в 25 случаях принятие соответствующих нормативно-правовых актов предписано производить с участием (т.е. по согласованию или с учетом мнения, или на основе предложений) РТК.

Например, минимальный размер оплаты труда, примерные формы трудовых договоров, перечни районов с неблагоприятными природно-климатическими и бытовыми условиями, нормативно-правовые акты в области охраны труда, порядок разработки профессиональных стандартов, а также нормативно-правовые акты по регулированию труда надомников, спортсменов, совместителей, домашних, творческих и педагогических работников, работников транспорта, микрофирм, а также нанятых индивидуальным предпринимателем, теперь будут утверждаться с участием РТК.

Кроме того, с учетом практических уроков пандемии в новом Трудовом кодексе также предусмотрены: регулирование дистанционной, сезонной, временной, разовой работы; особенности регулирования трудовых отношений в условиях чрезвычайного положения; предоставление работникам частично оплачиваемых отпусков.

На сегодняшний день профсоюзная сторона выступает за активизацию социального диалога в республике.

Аналогичная задача поставлена и в Страновой программе по достойному труду на 2021-2025 годы и определены следующие механизмы ее реализации:

— создание условий для эффективного функционирования механизмов социального диалога, включая Республиканскую трехстороннюю комиссию по социально-трудовым вопросам, в вопросах выработки и совершенствования политики в сфере труда;

— поддержка создания трехсторонних комиссий на региональном и отраслевом уровнях;

— технические консультации по совершенствованию механизма взаимодействия с гражданским обществом;

— дальнейшее развитие трудовых отношений, механизмов ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров с целью совершенствования процедур, качества и охвата;

— поддержка в разработке законодательных инициатив по созданию трехсторонних механизмов установления минимальной заработной платы в соответствии с надлежащими международными трудовыми нормами;

— укрепление потенциала трехсторонних партнеров по совершенствованию правил установления заработной платы и их эффективного осуществления, чтобы обеспечить равное вознаграждение мужчин и женщин за труд равной ценности;

— распространение международного опыта, касающегося роли трехсторонних комиссий в разработке политики; обмен опытом с организациями работников и работодателей из других стран;

— обучение социальных партнеров более эффективному взаимодействию с парламентом по вопросам сферы труда (институциональный обмен информацией, своевременные консультации, диалог).

Таким образом, профсоюзы выступают за дальнейшее развитие такого уникального и универсального механизма решения социальных проблем, каким является социальный диалог, будут способствовать активизации и приданию системности деятельности всех рабочих групп и самой Республиканской трехсторонней комиссии, превращении ее в реальную силу, способную влиять на формирование государственной политики в социально-трудовой сфере.

Махмуджон Исаев

заведующий отделом по защите социально-экономических интересов трудящихся аппарата Федерации профсоюзов Узбекистана, кандидат технических наук