Объединимся во имя процветания страны!

(+99871)

252-21-18

Адрес: 100165, г.Ташкент, ул. Бухара, 24 Регламент

В Узбекистане подписано Генеральное коллективное соглашение

20.12.2022. Генеральное коллективное соглашение подписано между Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Федерацией профсоюзов Узбекистана, Конфедерацией работодателей Узбекистана по социально-экономическим вопросам на 2023-2025 годы

Президент Республики Узбекистан Шавкат Миромонович Мирзиёев в  своих докладах, выступлениях, встречах с населением неизменно подчеркивает обязанность государственных органов создавать такие условия, чтобы максимально удовлетворять нужды и чаяния людей, повышать их  доходы, улучшать условия жизни, создавать новые рабочие места с  достойными условиями труда, обеспечивать верховенство закона во всех сферах жизни государства и общества, совершенствовать систему адресной социальной защиты для нуждающихся слоев населения.

Реализация разработанной Главой нашего государства политики по защите интересов человека, обеспечение роста уровня и качества жизни народа в результате проводимых реформ – должно стать приоритетной задачей не только государственных органов, но и работодателей и профсоюзов.

При этом построение действенного социального диалога между социальными партнерами в лице государственных органов, работодателей и профсоюзов служит согласованию интересов всех сторон социально-трудовых отношений, утверждению стабильности и социального согласия в обществе.

В Трудовом кодексе Республики Узбекистан в новой редакции определено, что в зависимости от сферы регулируемых отношений могут заключаться территориальные, отраслевые и генеральное коллективные соглашения.

Генеральное коллективное соглашение заключается между республиканским объединением профсоюзов, имеющим наибольшее количество членов, республиканскими объединениями работодателей в лице их уполномоченных представителей и Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Генеральное коллективное соглашение устанавливает основные направления согласованного проведения социально-экономической политики в Республике Узбекистан.

Исходя из этого, на основании 84 статьи Трудового кодекса Республики Узбекистан в новой редакции, 16 декабря 2022 года подписано Генеральное коллективное соглашение между Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Федерацией профсоюзов Узбекистана, Конфедерацией работодателей Узбекистана по социально-экономическим вопросам на   2023-2025 годы

Генеральное соглашение подписали:

от имени Правительства – Премьер-министр Республики Узбекистан Абдулла Нигматович Арипов;

от имени республиканского объединения профсоюзов, имеющего наибольшее количество членов – председатель Федерации профсоюзов Узбекистана – Кудратилла Мирсагатович Рафиков;

от имени республиканских объединений работодателей – председатель Исполнительного комитета Конфедерации работодателей Узбекистана Илхом Уткурович Хайдаров.

В соответствии со статьей 88 Трудового кодекса Республики Узбекистан 19 декабря 2022 года Генеральное коллективное соглашение  зарегистрировано в уведомительном порядке в Государственной трудовой инспекции Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.

Настоящее Соглашение в первую очередь направлено на обеспечение активного участия сторон в реализации следующих задач, поставленных Президентом Республики Узбекистан:

— повышение уровня жизни населения на основе дальнейшей либерализации и развития экономики, последовательной реализации мер по расширению экономического потенциала, повышению конкурентоспособности и эффективности хозяйствующих субъектов;

— выполнение «Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы»;

— реализация Страновой программы по достойному труду, принятой между Республикой Узбекистан и Международной организацией труда на 2021-2025 годы;

— выполнение Стратегии социальной защиты населения Республики Узбекистан.

В частности, в сфере развития экономики, отечественного производства и предпринимательства в качестве основного приоритета принято обеспечение стабильно высоких темпов роста в отраслях экономики с созданием предпосылок для вхождения республики в категорию «государств с доходом выше среднего».

В этом направлении уделено внимание вопросам продолжения промышленной политики, направленной на обеспечение устойчивости национальной экономики и увеличение доли промышленности в валовом внутреннем продукте; активное внедрение технологий «Зеленой экономики» во всех сферах; дальнейшее улучшение инвестиционной среды и повышение ее привлекательности; интенсивное развитие сельского хозяйства на научной основе.

Также запланировано оказание содействия cтроительству инженерных коммуникаций и объектов социальной инфраструктуры в рамках программ “Обод кишлок” и “Обод махалла” с учетом “точек роста” каждой местности.

Стороны также поставили цель обеспечить соблюдение социально-экономических прав и интересов работников путем совершенствования нормотворческой деятельности и эффективного использования существующих механизмов правовой защиты.

В этом отношении первостепенными задачами определены:

— с целью широкого внедрения в практику Трудового кодекса в новой редакции разработка предложений по пересмотру законодательства в сфере труда, внесению в него изменений и дополнений или принятию новых норм;

— имплементация в национальное законодательство и практику конвенций Международной организации труда об охране заработной платы, минимальных стандартах социального обеспечения, установлении минимальной заработной платы, оплачиваемых отпусках и ряда других;

— обеспечение выполнения конвенций Международной организации труда, ратифицированных Республикой Узбекистан.

В Генеральное коллективное соглашение включены нормы по реализации комплекса мер, предусматривающих повышение доходов и уровня жизни населения и оказание социальной поддержки гражданам республики.

В числе мер в этом направлении предусмотрены:

— создание системы трехсторонних консультаций между Правительством, организациями работодателей и профсоюзами по вопросам установления минимального размера оплаты труда;

— принятие мер по повышению реальной заработной платы и доходов работников, сохранению удельного веса оплаты труда в валовом внутреннем продукте в размере не менее 30 процентов;

— реализация посредством коллективных договоров и соглашений права хозрасчетных организаций на установление повышенных тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки в качестве основы для организации оплаты труда работников;

— обеспечение предварительного согласования вопроса перехода от тарифной к бестарифным системам оплаты труда с Республиканским советом профсоюза соответствующей отрасли или его подразделением, а также обеспечение участия представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в оценке ключевых показателей эффективности (KPI) работников;

— координация вопросов выплаты заработной платы и других выплат с уплатой денежной компенсации за каждый день задержки в случаях нарушения работодателем сроков выплаты.

Стороны Генерального коллективного соглашения, признавая своей целью обеспечение эффективного функционирования рынка труда и повышение уровня занятости населения, приняли на себя обязательства принимать согласованные меры в решении задач по созданию новых рабочих мест, сохранению и развитию кадрового потенциала.

В этом направлении особое внимание обращено на:

— создание постоянных рабочих мест, обеспечивающих стабильную заработную плату и безопасные условия труда, особенно в сельской местности, и стимулирование работодателей, создающих рабочие места;

— разработку и реализацию концепции перехода от неформальной к формальной экономике;

— поддержку самозанятых и индивидуальных предпринимателей.

Признавая вопросы охраны труда одним из приоритетных направлений сотрудничества, стороны Генерального коллективного договора обязались участвовать во внедрении системы безопасности и гигиены труда, обеспечении ее функционирования и развития.

В области социальных гарантий и социальной защиты актуальными признаны следующие задачи:

— содействие своевременному и полному выполнению задач, поставленных в Стратегии социальной защиты населения Республики Узбекистан;

— активное участие в реализации Государственных программ, направленных на реализацию «Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы»;

— оказание материальной помощи через коллективные договоры и соглашения малообеспеченным семьям, семьям с детьми, пенсионерам, ветеранам войны и труда;

— осуществление мер социальной поддержки трудовых мигрантов и членов их семей;

— обеспечение заключения социальных контрактов с лицами, получающими государственную социальную помощь, субсидии или льготные кредиты.

В Генеральном коллективном соглашении также охвачены вопросы культурно-просветительской работы, повышения массовости физической культуры и спорта, оздоровления работников и членов их семей, дополнительные гарантии для женщин и молодежи, развитие социального диалога и социального партнерства.

В заключении следует отметить, что Генеральное коллективное соглашение является основным документом социального партнерства в сфере труда Республики, носит рамочный характер и определяет основные направления сотрудничества Правительства, Федерации профсоюзов и организаций работодателей. Большинство норм соглашения подлежит реализации через отраслевые и территориальные коллективные соглашения, и коллективные договоры.

Отдел по защите социально-экономических интересов трудящихся Федерации профсоюзов Узбекистана