Объединимся во имя процветания страны!

(+99871)

252-21-18

Адрес: 100165, г.Ташкент, ул. Бухара, 24 Регламент

Выступление заведующего отделом защиты социально-экономических интересов трудящихся Федерации профсоюзов Узбекистана Махмуджона Исаева на заседании Совета профсоюзов стран Центральной Азии

23.10.2023. Глобальная экономическая, социальная, политическая и технологическая трансформация приводит к интернационализации рынка труда.

Правовое регулирование в отношении трудовой миграции в межгосударственных отношениях стало актуальной проблемой, и уже давно является не только вопросом защиты прав граждан государства за рубежом, но и проблемой принимающей страны.

Например, право на равенство, справедливость, на недискриминацию трудящихся-мигрантов, а также предоставление им права на объединение в профсоюзы до сих пор не реализованы во многих странах нашего региона.

Как вы хорошо знаете, на миграционные потоки оказывают глубокое влияние два фактора и тенденции.

Первый — это кризисные ситуации, усугубляющие их положение (пандемии, войны, экономический кризис).

Второй – это долгосрочные тенденции (демографическая динамика, экономическое развитие, уровень развития ИКТ и логистической доступности).

Население Республики Узбекистан составляет более 36 миллионов человек, ежегодно оно увеличивается на 900-950 тысяч.

Узбекистан является страной-донором трудовых мигрантов. Около 1,8 миллиона наших граждан или 13% всего занятого населения постоянно работают за рубежом.

Вместе с тем, ежегодно на рынок труда Узбекистана вступает около 700 тысяч молодых людей, достигших трудоспособного возраста и желающих трудиться. Поэтому потребность во внешней трудовой миграции у нас будет сохраняться еще долго.

Легальная трудовая миграция играет для принимающих стран позитивную социально-экономическую роль во многих отношениях. Трудовые мигранты заполняют не престижные ниши на рынке труда с тяжелыми условиями работы, на которые не всегда соглашаются местные жители. Этим поддерживается и стимулируется рост целых отраслей экономики. Пример- развитие строительной отрасли в крупных городах России, которая основана на использовании дешевой рабочей силы из-за рубежа.

Трудовая миграция стала источником также потока денежных переводов в Узбекистан — они направляются трудовыми мигрантами их семьям – и превратилась не только в средство финансовой поддержки значительной части населения в регионе, но и одним из источников инвестиций в экономику. Так, денежные переводы в Узбекистан из-за рубежа за прошедшие два десятилетия увеличились с 790 миллионов до 8 миллиардов долларов США к 2022 году (рост в 10 раз).

В нашей стране существует система регулирования внешней трудовой миграции.

Во-первых, среди желающих работать за рубежом осуществляется  отбор, их обучают профессиям, а также  иностранным языкам. Затем кандидаты организованно направляются за границу на работу, в том числе по 22  межправительственным межведомственным соглашениям с 10 странами, такими как Корея, Турция, Япония, Россия, Германия, Казахстан и Израиль.

В 2022г. около 60 тысяч наших сограждан были трудоустроены  в  19  странах, тогда как раньше они  ограничивались только в Кореей  и  Россией.

Во-вторых, трудовым  мигрантам из Узбекистана за рубежом оказывается правовая, материальная и социальная помощь со стороны Агентства по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и снижения бедности Республики Узбекистан.

Федерация профсоюзов Узбекистана тоже проводит системную работу по социальной поддержке семей трудовых мигрантов, остающихся в стране: она включает в себя материальную поддержку, оздоровление нетрудоспособных родителей и детей мигрантов.

В-третьих, осуществляется реинтеграция возвращающихся трудовых мигрантов, по возможности им предлагается трудоустройство на внутреннем рынке труда, оказывается помощь в открытии своего бизнеса.

Таким образом, трудовая миграция – это фактор экономического развития как стран-доноров мигрантов, так и принимающих стран. Отметим несколько мифов относительно трудовых мигрантов, укоренившихся в массовом сознании.

Первое – это то, что мигранты якобы отбирают рабочие места и снижают заработную плату коренных жителей.

Здесь уместно напомнить, что присуждение Нобелевской премии 2021  года по экономике Д.Карду, Дж.Энгристу и Г.Имбенсу: ученым, которые эмпирическим путем доказали, что рост минимальной заработной платы практически не влияет на уровень безработицы, а трудовая миграция не уменьшает среднюю заработную плату коренных жителей, показывает несостоятельность многих мифов, укоренившихся в том числе в среде профсоюзов и политиков-популистов.

Второй миф: якобы мигранты увеличивают преступность.

Если взять к примеру Российскую Федерацию, где число иностранцев составляет около 11% населения. По данным Федеральной службы исполнения наказаний, на начало 2023 года общее количество заключенных в России составило 523 701 человек, из них иностранные граждане и лица без гражданства составляют 2 093 человека, т.е. всего 0,4% от общего числа заключенных.

Дополняя предложение нашего председателя Федерации Рафикова Кудратуллы Мирсагатовича, могу добавить, что в список конвенций МОТ приоритетных для ратификации в странах региона необходимо включить конвенцию №97 о трудящихся-мигрантах с первоочередной ее ратификацией в Казахстане и Монголии.