Юрт тараққиёти йўлида бирлашайлик!

(+99871)

252-21-18

Манзил: 100165, Тошкент ш., Бухоро куч., 24 Регламент

Транслятор трудовых ценностей

28.05.2012. Слово участникам Международной научно-практической конференции «Роль институтов гражданского общества в охране и реализации трудовых прав граждан».

Да, важнейшим событием в общественной жизни республики стала Международная научно-практическая конференция, организаторами которой выступили СФПУ, Независимый институт по мониторингу формирования гражданского общества, Комитет по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Министерство труда и социальной защиты населения и Программа развития ООН (ПРООН).

В церемонии открытия международной конференции председатель Совета Федерации профсоюзов Узбекистана Танзила Нарбаева, директор Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества Эркин Салихов, заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Исмаил Саифназаров и заместитель главы Представительства ПРООН в Узбекистане Яко Силлиерс обратились со словами приветствия к участникам конференции — представителям Комитетов Олий Мажлиса, министерств, ведомств, негосударственных некоммерческих организаций, посольств зарубежных государств, аккредитованных в Республике Узбекистан, представительств международных организаций, профцентров зарубежных стран, независимым экспертам.

На пленарном заседании, состоявшемся в рамках программы конференции, были заслушаны обзорные доклады представителей государственных органов, руководителей национальных институтов гражданского общества, а также международных экспертов.

НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ

ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ

Председатель Федерации профсоюзов Узбекистана Танзила Нарбаева остановилась на роли профсоюзов в обеспечении трудовых прав и интересов граждан. Она подчеркнула, что основой построения нового государства и нового общества являются пять принципов, разработанных Президентом Узбекистана. В стране последовательно претворяется идея «От сильного государства — к сильному гражданскому обществу», реализуются реформы, направленные на модернизацию и обновление страны, построение справедливого гражданского общества, создаются условия для дальнейшего развития общественных объединений.

— В Узбекистане полностью реализован принцип свободы объединения в профсоюзы, – сказала она. — Законодательство республики гарантирует трудящимся практически во всех секторах экономики «тройное право»: право на объединение в профсоюзы, право на ведение коллективных переговоров и право на заключение коллективных договоров и соглашений.

Обозначив предоставленные Конституцией, Трудовым кодексом и законами Республики Узбекистан права и полномочия профсоюзам страны, руководитель Совета Федерации ознакомила участников конференции с организационной структурой профсоюзов, процессами развития социального диалога, реализации и совершенствования социального партнерства.

Особо была подчеркнута действенность Генерального соглашения между Кабинетом Министров, Советом Федерации профсоюзов и Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан по социально-экономическим вопросам на 2011 — 2013 годы.

Большое внимание Т. Нарбаева уделила вопросам обеспечения неотъемлемого права профсоюзов — защиты права на труд, их участие в разработке и реализации государственных программ занятости, охраны труда, социальной защиты работников, осуществление общественного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов о труде.

КОГДА НАРОД ПОДДЕРЖИВАЕТ

О становлении и перспективах развития негосударственных некоммерческих организаций (ННО) нашей страны рассказал директор Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества (НИМФОГО) Эркин Салихов.

— За годы независимости в Узбекистане сформирована развитая и отвечающая международным стандартам законодательная база, обеспечивающая эффективную деятельность институтов гражданского общества, — сказал он. — Органы самоуправления граждан, партии, движения, профессиональные союзы, общественные объединения и фонды защищают демократические ценности, права и законные интересы физических и юридических лиц, участвуют в достижении социальных, культурных и иных общественно полезных целей.

Большое значение для дальнейшего развития отечественных ННО имело принятие в 2010 году Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, выдвинутой Президентом Узбекистана Исламом Каримовым на совместном заседании палат парламента.

В целях поддержки институтов гражданского общества Кенгаши Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан приняли Совместное постановление «О мерах по усилению поддержки ННО и других институтов гражданского общества», в соответствии с которым при высшем законодательном органе созданы Общественный фонд по поддержке ННО и других институтов гражданского общества и Парламентская комиссия по управлению средствами этого фонда. В состав комиссии вошли депутаты Законодательной палаты, члены Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, представители ведущих институтов гражданского общества, а также министерств юстиции и финансов.

Как отметил Э. Салихов, в течение 2008 — 2012 годов из Государственного бюджета для реализации различных социально значимых проектов институтов гражданского общества Общественному фонду выделено более 21 миллиарда сумов. Эти средства использованы для поддержания инициатив институтов гражданского общества путем проведения грантовых конкурсов, выделения субсидий и размещения социальных заказов.

Важное место в гражданском обществе занимает такая форма общественных отношений, как массовые движения. Комитет женщин, Общественное движение молодежи «Камолот», Экологическое движение, Национальная ассоциация ННО Узбекистана, фонды «Махалла», «Нуроний», «Соглом авлод учун», «Экосан», «Сен ёлгиз эмассан», «Мехр нури», Фонд «Форум культуры и искусства Узбекистана» и другие пользуются широкой поддержкой всех граждан страны, потому что они представляют интересы различных социальных групп и оказывают им конкретную поддержку.

СОТРУДНИЧАЯ С ПРОФСОЮЗАМИ

К вопросам трудового законодательства, защиты социально уязвимых слоев населения обратился первый заместитель министра труда и социальной защиты населения Узбекистана Батыр Алимухамедов.

— Безусловно, настоящая конференция внесет ощутимый вклад в усиление роли ННО в обеспечении трудовых прав граждан, — сказал он. — Узбекистан имеет положительный опыт эффективной поэтапной реализации социальной политики. Говоря о важнейших сторонах социальной политики, необходимо отметить, во-первых, что в Узбекистане наработан опыт в законотворческой деятельности. В Конституции, Трудовом кодексе, законах о занятости, охране труда, социальной защите инвалидов и ряде других нормативно-правовых актов четко определены права граждан на труд, занятость и социальную защиту.

Во-вторых, выполненные в 2010 году целенаправленные мероприятия по повышению уровня жизни и доходов населения дали возможность в значительной степени увеличить размер минимальной заработной платы.

В-третьих, диверсификация экономических отраслей, подготовка квалифицированных специалистов, обязательное
12-летнее образование, работа по созданию новых рабочих мест служат обеспечению занятости населения.

В-четвертых, институты гражданского общества непосредственно участвовали в совершенствовании законодательства по социально-трудовым правам граждан.

В-пятых, в Узбекистане активно развиваются отношения между правительством и ННО по обеспечению трудовых прав граждан. В частности, в качестве примера можно привести Генеральное соглашение между Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Советом Федерации профсоюзов Узбекистана и Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан по социально-экономическим вопросам на 2011 — 2013 годы.

Налажено сотрудничество между нашим министерством и Советом Федерации профсоюзов Узбекистана. Утвержден план совместных мероприятий на 2011 — 2012 годы, в рамках которого осуществляется сотрудничество в области совершенствования трудового законодательства, правовой защиты, занятости и рынка труда, охраны труда, проводится совместная работа по правовой пропаганде.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

СОЦИАЛЬНОГО ДИАЛОГА

Практическим опытом в сфере социального партнерства институтов гражданского общества и государства в решении вопросов занятости населения поделился председатель Конфедерации профсоюзов Азербайджана Саттар Сулиддин оглы МЕХБАЛИЕВ.

— В 2009 году Исполком Конфедерации профсоюзов Азербайджана (КПА) принял Концепцию развития профсоюзов Азербайджана в системе гражданского общества, — отметил он. — Защита трудовых прав граждан наших стран — одно из основополагающих направлений деятельности профсоюзов. Вступая в профсоюз, человек платит взносы и хочет, чтобы эта организация помогала ему в росте его зарплаты, улучшении качества его рабочего места, давала ему уверенность в защите его права на труд. И если профсоюз выполняет эти обязанности, то он оправдывает свое предназначение.

Мы систематически ведем переговоры с социальными партнерами по вопросам совершенствования в области оплаты труда. В Генеральном коллективном соглашении, заключаемом между правительством, Конфедерацией профсоюзов и Национальной Конфедерацией собственников (работодателей) республики этим вопросам посвящен целый раздел.

В программных документах II и III съездов КПА были поставлены задачи усиления организационно-мотивационной работы на предприятиях транснациональных компаний (ТНК) с целью защиты трудовых и гражданских прав их работников. Проведены тематические семинары, конференции. Совместно с МОТ осуществлен международный проект «Организация социального диалога в транснациональных компаниях», в котором приняли участие представители десяти отраслевых профсоюзов Азербайджана. Приведу цифры, отражающие достижение профсоюзов в этом направлении. Если в 2005 году у нас в ТНК действовало 68 профорганизаций, то сегодня профсоюзы защищают права своих членов на 504 иностранных предприятиях.

С. Мехбалиев подчеркнул, что дальнейшее развитие профсоюзного движения видится в активизации законотворческой деятельности, укреплении социального диалога и совершенствовании организационно-структурной работы.

ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ОБЩЕСТВА

Председатель Республиканского благотворительного фонда «Махалла» Анвар Ахмедов в своем выступлении на тему «Роль органов самоуправления граждан в содействии трудоустройству населения» подчеркнул повышение значимости роли махалли как основного звена нашего общества, познакомил участников конференции с многогранной деятельностью сходов граждан и Кенгашей сходов.

— Как гражданский институт, махалля выполняет ряд важных социальных функций, — сказал он. — Она сохраняет и обогащает национальное самосознание, нравственные ценности народа, способствует сплочению общественности, усилению социальных связей.

Органы народного самоуправления в полной мере пользуются предоставленными законодательством полномочиями и правами, принимают активное участие в реализации государственных программ, общественно-политической жизни.

Подчеркну: в строительстве гражданского общества именно общественный институт местного самоуправления должен стать его основой.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД —

ДЛЯ ОБЩЕСТВА

Заместитель председателя Парламентской комиссии по управлению средствами Общественного фонда по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан Дамир СИДИКОВ остановился на роли парламента в консолидации усилий институтов гражданского общества в сфере реализации социально значимых программ.

— С созданием в июле 2008 года Общественного фонда по поддержке ННО и других институтов гражданского общества и Парламентской комиссии по управлению средствами Фонда в Узбекистане сформировалась независимая, основанная на демократических принципах система государственной поддержки ННО и других институтов гражданского общества, — отметил Д. Сидиков. — Работа Парламентской комиссии и Общественного фонда строится с учетом самых высоких демократических требований, на основе принципов гласности, открытости, доступности, объективности. Источниками формирования средств Фонда определены средства Государственного бюджета, добровольные спонсорские средства. Четко определены условия и сферы поддержки деятельности ННО. Парламентская комиссия осуществляет мониторинг за целевым и эффективным использованием средств Фонда.

Со дня образования национальной модели поддержки и развития ННО в динамике наблюдается тенденция роста объемов выделяемых из Государственного бюджета средств. Так, если в 2008 году было выделено 2,4 млрд сумов, то в 2012-м —
6 млрд сумов. То есть по сравнению с 2008 годом объем выделяемых в 2012 году средств возрос в 2,5 раза.

К реализации проектов в сфере экологии и охраны окружающей среды, здравоохранения, развития предпринимательства, надомного труда, формирования гармонично развитого поколения, демократизации СМИ и укрепления их независимости было привлечено около 1200 институтов гражданского общества.

Организация деятельности Парламентской комиссии и привлечение значительных средств для реализации социально значимых проектов и программ послужили консолидации усилий институтов гражданского общества в выполнении намеченных задач.

ОПЫТ УЗБЕКИСТАНА

ЗАСЛУЖИВАЕТ ВНИМАНИЯ

Джиорджио ВИТТОРИО, член Ассоциации итальянских юристов «Евроюрис Италия», международный эксперт, дал сравнительную оценку международного опыта и опыта Узбекистана по вопросам привлечения негосударственных некоммерческих организаций к решению проблем охраны и реализации трудовых прав граждан.

— Я уже в одиннадцатый раз приезжаю в Узбекистан, — поделился он. — И узнал много интересного о нем. Был в Бухаре, Самарканде, Хиве. Очень трогают гостеприимство вашего народа, его трудолюбие.

Сегодня Италия и большинство стран Европейского Союза испытывают последствия мирового финансово-экономического кризиса. Но, благодаря дальновидной политике, ваша страна сумела преодолеть последствия кризиса.

Я хорошо знаком с трудовым законодательством Узбекистана. В нем нашли отражение все международные требования.

В нашей стране права трудящихся были разработаны в 1947 году, вступили в действие в 1948-м. В 1-й статье Конституции определено, что Италия — демократическое государство, основанное на труде. В Трудовом кодексе говорится, что иски, связанные с трудом, рассматриваются в течение одного года. Однако имеется немало случаев, когда практически этот процесс затягивается на три года и даже больше. Я убежден, многие стороны положительного опыта Узбекистана в этом вопросе заслуживают внимания.

КОНЦЕПЦИЯ

ДОСТОЙНОГО ТРУДА

С большим интересом участники слушали главного специалиста по деятельности трудящихся Группы технической поддержки по вопросам достойного труда бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии Сергеуса ГЛОВАЦКАСА.

— Мне всегда приятно приезжать в Узбекистан. Я убедился, что в вашей стране, ратифицировавшей ряд Конвенций МОТ, стараются обеспечить достойный труд для работников. Мужчинам и женщинам предоставляют возможность получить продуктивную работу в условиях свободы, равенства, безопасности и человеческого достоинства. Реализуются основополагающие принципы и права в сфере труда, базирующиеся на свободе объединения и действенном признании права на ведение коллективных переговоров, являющихся важными для решения четырех стратегических задач Достойного труда:

1. Соблюдение, содействие и реализация основополагающих принципов в сфере труда, которые имеют особую важность и как основополагающие права, и как благоприятные условия.

2. Содействие занятости благодаря формированию стабильной институциональной и экономической среды, в которой все люди могут расширять и повышать свои потенциальные возможности и навыки, необходимые им для того, чтобы иметь производительную работу, обеспечивающую им достижение личных целей и общего благополучия.

3. Разработка и расширение мер социальной защиты и социального обеспечения, которые носили бы устойчивый характер и отвечали национальным условиям, включая расширение социального обеспечения и распространение его на всех.

4. Содействие социальному диалогу и трипартизму как надлежащему способу нацелено на приведение решений стратегических задач в соответствие с потребностями и возможностями каждой страны, перевода экономического развития в русло социального прогресса, а социального прогресса в русло экономического развития.

На современном этапе важно объединить усилия по решению стратегических задач, чтобы они стали частью единой глобальной комплексной стратегии МОТ по достижению целей достойного труда.

Эта конференция — яркое свидетельство крепнущего сотрудничества профсоюзов многих стран мирового сообщества. А это означает, что открываются прекрасные возможности для продвижения Концепции достойного труда МОТ.

ПРОЕКТ ПРООН

В УЗБЕКИСТАНЕ

— В апреле 2011 года был утвержден совместный проект Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан «Социальное партнерство в обеспечении занятости», — сказал заместитель главы Представительства ПРООН в Узбекистане Яко СИЛЛИЕРС. — Он осуществляется в Самаркандской, Кашкадарьинской, Бухарской, Джизакской областях, а также в Риштанском районе Ферганской области и в городах Ташкент и Нукус.

Этот проект — логическое продолжение предыдущей успешной инициативы ПРООН и министерства в продвижении прав людей с инвалидностью «ACCESS», реализованного в 2008 — 2011 годах в Ташкенте, Самарканде и Шахрисабзе. Он содействует эффективному обеспечению занятости населения, в особенности социально уязвимых групп, посредством внедрения инновационных форм и методов, а также развитию социального партнерства государства, институтов гражданского общества и субъектов предпринимательства.

Думается, мы достигнем ожидаемых результатов. В частности, в целях повышения эффективности разработки политики занятости посредством внедрения информационно-компьютерных технологий, современной методологии, а также вовлечения институтов гражданского общества в процессы принятия решений предусматривается учреждение общественных советов по занятости и социальной защите, развитие онлайн службы занятости на веб-сайте, укрепление потенциала государственных организаций и институтов гражданского общества. Будет оказываться содействие развитию услуг по трудоустройству, профессиональному обучению, а также других социальных услуг, предоставляемых ННО. Большую роль сыграют и конкурсы на лучшее социальное предприятие, мониторинг и поддержка действующих социальных предприятий.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ПРОБЛЕМ

Вилли ОЕТТИНГ, международный эксперт из Германии, заметил, что мировой финансово-экономический кризис начался с краха Lehman—Brother в США в сентябре 2008 года.

— Германия оперативно отреагировала на кризис, предприняла некоторые действия, — сказал он. — В результате в начале 2010 года экономика начала возрождаться и сегодня стала более сильной.

Кризис доказал, что средние предприятия способны быстро и гибко реагировать на изменения конъюнктуры и таким образом избежать многих проблем. В предотвращении массовой безработицы был эффективен перевод персонала компаний на неполное рабочее время. Установление неполного рабочего времени проходило в сотрудничестве с бюро по трудоустройству. Также для работников, занятых на условиях неполного рабочего времени, было организовано обучение, в полном объеме оплачиваемое государством, что в итоге повышало квалификацию обучаемых. Государство сохранило 60 процентов доходов работников, право на пособия, а также право на отпуск максимально до 24 месяцев.

Отмечу, что в настоящее время в Германии уровень безработицы, по сравнению с другими ведущими странами ЕС, является довольно низким.

К ОБЩЕСТВУ СОЦИАЛЬНОЙ

СПРАВЕДЛИВОСТИ

— Как и в других странах мирового сообщества, права человека в целом и конкретно трудовые права являются высшей ценностью украинского общества, — сказалзаместитель председателя Федерации профсоюзов Украины Сергей КОНДРЮК. — Украина, являясь активным членом Международной организации труда, ратифицировала 61 конвенцию, включая все основополагающие.

С целью солидаризации всех институтов гражданского общества по обеспечению выполнения положений законодательства в сфере труда профсоюзам нашей страны удалось выработать программу консолидированного развития рынка в Украине в среднесрочной перспективе. Мы вышли на финишную прямую по заключению национального трехстороннего договора о содействии эффективной занятости и созданию рабочих мест.

Федерация профсоюзов республики, основываясь на международном праве, национальном законодательстве, ведет системную и многоплановую правозащитную деятельность, участвует в Национальном трехстороннем социально-экономическом совете, правлениях и наблюдательных советах пяти общегосударственных фондов социального страхования.

Для максимальной защиты трудовых прав все проекты решений правительства и министерств предварительно согласовываются в Совместном представительном органе профсоюзов, а наш постоянный представитель в Кабинете Министров отстаивает профсоюзную позицию по социально-экономическим и трудовым вопросам на заседаниях правительства.

Меня очень вдохновляет уникальный опыт Узбекистана в ведении социального партнерства. Мы все понимаем: стремясь построить общество социальной справедливости, стороны социального диалога признают, что суммарная выгода это нечто многократно большее, чем отдельные частные интересы.

ПРИЗНАННЫЙ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РАБОТНИКОВ

Развитию сотрудничества профсоюзов с некоммерческими организациями в Республике Казахстан в решении вопросов социально-трудовой сферы посвятил свое выступление заместитель председателя Федерации профсоюзов Республики Казахстан, председатель Совета профсоюзов г. Астаны Сарсенбай МЫНБАЕВ.

— Федерация профсоюзов является действенным и признанным представителем работников, — сказал он. — В ее состав входят 26 республиканских отраслевых профсоюзов, 14 областных территориальных профобъединений и профсоюзы города Астаны.

Национальные программы нашей республики ориентированы на перевод экономики на качественно новый уровень, повышение уровня жизни граждан, укрепление социальной стабильности и защищенности населения. Я более подробно хочу рассказать о государственной программе «Занятость», направленной на защиту интересов самостоятельно занятых и безработных граждан, потому что в реализации проектов в рамках этой программы участвуют и профсоюзы, и неправительственные организации (НПО).

Она предусматривает четыре основных направления. Первое — обучение и содействие в трудоустройстве (при этом возмещаются расходы за проезд, проживание и выплачивается стипендия). Второе — содействие развитию предпринимательства (люди получают микрокредиты). Третье — поддержка мобильности трудовых ресурсов (если у человека нет работы по месту жительства, ему содействуют в переезде на новое место жительства, где он сможет себя реализовать). И четвертое — обновление инфраструктуры и благоустройство сел. Представители профсоюзов и других НПО вошли в составы региональных комиссий по организации контроля за реализацией программы.

В Астане сложилась определенная практика во взаимодействии профсоюзов с государственными органами и НПО. Так, представители исполнительных и представительных органов профсоюзов, объединений работодателей, молодежных организаций, СМИ посещают рабочие места и изучают соблюдение норм трудового законодательства, условия труда, своевременную выплату заработной платы, разъясняют как работникам, так и работодателям их права и обязанности в трудовых отношениях.

ВЕДУЩАЯ РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ

Заведующий отделом международной работы Совета Федерации профсоюзов Беларуси Антон ГАЛЫНЯ передал участникам конференции слова профсоюзной солидарности от имени 28 членских отраслевых профсоюзов и более 4 миллионов трудящихся, являющихся членами профсоюзов.

— Не один год кропотливого труда потребовался для того, чтобы сказать сегодня о том, что Федерация профсоюзов Беларуси играет ведущую роль в ключевой для жизни общества социально-трудовой сфере, располагает значительными ресурсами и возможностями влияния на общественные процессы, — поделился он. — Основные функции профсоюзы выполняют прежде всего через национальный социальный диалог. Он строится на тщательно выстраиваемом в государстве балансе интересов трех сторон: государства, профсоюзов и работодателей. Сформирована четкая система коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, в основе которой — Генеральное соглашение между правительством Беларуси, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов.

В настоящее время заключено и действует 7 соглашений на уровне областных объединений профсоюзов, 53 республиканских тарифных, 70 областных тарифных и 320 районных, городских тарифных соглашений. Коллективно-договорным регулированием трудовых отношений охвачено 96,4 процента работников предприятий, учреждений и организаций.

Предназначение профсоюзов как организации гражданского общества видится в содействии общественному прогрессу, обеспечению эффективных правовых норм и социальных гарантий трудящимся. Залогом достижения этих целей является сохранение стабильности и единства общества.

 

ФАКТОР РАЗВИТИЯ

ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Директор Института мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан Фаррух МУХАММЕДОВ рассказал о совершенствовании законотворческой деятельности для реализации положений Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, выдвинутой Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым.

Он подчеркнул, что важным направлением законодательной деятельности определяется дальнейшее развитие нормативно-правовой базы деятельности институтов гражданского общества с тем, чтобы они могли занять свое место в системе принятия решений, отстаивания интересов тех слоев населения и структур общества, которые они представляют.

— Во исполнение Концепции создано шесть комиссий по подготовке проектов нормативно-правовых актов, — отметил он. — Они образовали экспертные группы, в составе которых представители министерств, ведомств, судебных и правоохранительных органов, научно-исследовательских и образовательных учреждений, институтов гражданского общества.

Проведено более 230 заседаний комиссий и экспертных групп, около 1200 конференций и круглых столов. В СМИ постоянно освещаются мероприятия, проводимые в рамках Концепции.

Действует постоянный мониторинг и осуществляется контроль за подготовкой, внесением и рассмотрением проектов нормативно-правовых актов.

В рамках реализации Концепции в 2012 году будут проводиться мероприятия с участием депутатов Законодательной палаты и членов Сената, отечественных и зарубежных экспертов. В настоящее время ведется работа по подготовке проектов ряда нормативно-правовых актов, имеющих огромное значение в реформировании различных сфер жизни нашего общества.

Необходимо особо отметить, что решающим фактором в процессах демократизации, формирования гражданского общества и интеграции нашей страны в мировое сообщество является дальнейшее усиление роли институтов гражданского общества.

ПО ПРИНЦИПУ

СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

— Профсоюзы в России имеют достаточно прав в различных сферах деятельности, — сказала заместитель руководителя Правового департамента Федерации независимых профсоюзов России, руководитель аналитическо-консультационной службы Галина АНДРЕЕВА. — Действенной площадкой учета мнения граждан и своеобразным диалоговым окном является Общественная палата Российской Федерации, в состав которой входят и представители профсоюзных объединений.

Эффективен системный инструмент взаимодействия профсоюзов с органами власти и работодателями. Социальное партнерство осуществляется на федеральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях. В настоящее время на федеральном уровне действует Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов и объединениями работодателей и правительством Российской Федерации на 2011 — 2013 годы.

В соответствии с недавно принятыми федеральными соглашениями ратифицированы некоторые конвенции МОТ, что предоставляет профорганам еще большие возможности в обеспечении трудовых прав граждан.

Международные нормы и национальное законодательство позволяют использовать инструмент социального партнерства также при принятии и реализации программ социальной направленности.

Г. Андреева подробно остановилась на основных направлениях профсоюзов на рынке труда. Она подчеркнула, что предложения профсоюзов по мерам, направленным на снижение напряженности на рынке труда, были учтены федеральными и региональными органами власти, активизировалась работа профсоюзных организаций и созданных ими правовых и технических инспекций труда по контролю за соблюдением трудового законодательства.

В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ

Председатель Комитета по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, директор Национального центра Республики Узбекистан по правам человека Акмал САИДОВ выступил на тему «Международные правовые стандарты представительства работников и вопросы их имплементации в национальное законодательство».

— Узбекистан является членом МОТ с 1992 года, — отметил он. — Сотрудничество осуществляется на основе взаимодействия между МОТ и ее социальными партнерами в Республике Узбекистан.

Как известно, Узбекистан включен в число стран с положительным ростом ВВП и незначительным уровнем безработицы. Это означает признание того, что меры, принимаемые правительством нашей страны по сохранению и увеличению числа рабочих мест, адекватны стратегическим задачам МОТ.

В стране не только силой закона запрещен принудительный труд. Последовательно реализуется Национальный план действий по выполнению положений Конвенций №138 и №182 — о минимальном возрасте приема на работу и о наихудших формах детского труда.

Создана система государственных институтов по защите прав ребенка в сфере труда. Активно работают неправительственные организации, общественные фонды, а также международные организации, охватывающие своей деятельностью практически все вопросы реализации прав ребенка на благополучное физическое, духовное и интеллектуальное развитие.

А. Саидов подробно рассказал о действующей в Узбекистане системной и эффективной модели защиты прав человека, отвечающей международным стандартам. Во-первых, создана собственная модель поэтапного имплементирования международных стандартов в национальное законодательство и правоприменительную практику. Во-вторых, сформирована национальная система мониторинга соблюдения конституционных прав и свобод человека. В-третьих, начиная с 1997 года в нашей стране введена передовая практика посвящения каждого года решению важных политических, социально-экономических и культурных аспектов защиты прав человека. В-четвертых, созданы дополнительные национальные институты по правам человека. В-пятых, функционируют специальные Управления по правам человека, имеющие свои региональные структурные подразделения. В-шестых, сформирована непрерывная система образования по вопросам прав человека. В-седьмых, сформирована система отчетности Узбекистана перед договорными органами ООН по различным категориям прав граждан.

Узбекистан готов к открытому и конструктивному сотрудничеству с МОТ в целях обеспечения прав человека.

ДЕЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ

ЗАЩИТЫ ПРАВ РАБОТНИКОВ

Международный эксперт, профессор Центра международных исследований при Университете имени Дж. Неру (Индия) Арун Кумар Моханти остановился на азиатском опыте создания организационно-правовых механизмов участия институтов гражданского общества в решении социально значимых вопросов.

— Индия является одним из основателей Международной организации труда (МОТ), которая начала свою деятельность в 1919 году, — отметил он. — Уникальность МОТ заключается в трехсторонней системе, действующей в странах-членах организации. На каждом уровне правительство связано с двумя другими партнерами — работниками и работодателями. Все три группы представлены во всех органах МОТ.

Конвенции МОТ в качестве международной нормы сыграли важную роль в создании законодательной базы в области защиты прав работников. Они, имея силу международных договоренностей, являются инструментами, создающими правовые обязательства для стран, которые их ратифицируют. Индия, в принципе поддерживая все конвенции МОТ, ратифицирует только те, которые полностью соответствуют ее внутреннему законодательству.

Узбекистан имеет положительный опыт в реализации положений ратифицированных им конвенций, заслуживающий внимания других стран.

* * *

В дискуссии, развернувшейся после обзорных докладов, были высказаны мнения о концепции развития социальных предприятий, социально ориентированных программах с участием институтов гражданского общества, общественном контроле над обеспечением трудовых прав граждан, действенности коллективных договоров.

Как подчеркнул С. Гловацкас, готовых рецептов в решении проблем не существует. В каждой стране свои особенности социального и экономического развития. К примеру, в Узбекистане накоплен собственный уникальный опыт по разработке социально ориентированных программ. В ходе обмена опытом находятся пути решения актуальных вопросов.

* * *

Конференция приняла соответствующие рекомендации. Были подписаны Меморандумы о взаимопонимании между Федерацией профсоюзов Узбекистана и Конфедерацией профсоюзов Азербайджана, Федерацией профсоюзов Украины и Федерацией профсоюзов Казахстана.

 

КОММЕНТАРИЙ

По мнению участников конференции, научно-практическая конференция предоставила возможность изучить, анализировать, выявить перспективные направления профсоюзного движения, обменяться мнениями о роли институтов гражданского общества в охране и реализации трудовых прав граждан, поделиться опытом работы в этой сфере.

Как было подчеркнуто представителями зарубежных профцентров, большой интерес у них вызвало участие институтов гражданского общества в защите прав трудящихся, отраженное в выступлении председателя Совета Федерации Узбекистана Т. Нарбаевой.

Защитная функция профсоюзов в условиях рыночной экономики в основном реализуется в таких направлениях, как правовая и социальная защита, занятость, повышение доходов, безопасность труда. Профсоюзами осуществляется системная работа по оздоровлению работников, повышению духовно-просветительского уровня, профессиональной подготовке, развитию физической культуры и спорта.

Конструктивное взаимодействие профсоюзов с правительством выражается и в реализации государственных программ.

Международные эксперты отметили заслуживающие внимания особенности становления институтов гражданского общества в Узбекистане в процессе демократического обновления и модернизации страны, их участия в реализации задач, определенных Концепцией углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, выдвинутой Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым, обеспечение прозрачности и эффективности проводимых реформ.

Резюмируя сказанное, можно сформулировать функции профсоюзов в контексте становления гражданского общества. Первая функция — обеспечение социально-экономической безопасности и стабильности нашего общества. Вторая – сглаживание противоречий между трудом и капиталом через систему социального партнерства. Третья — содействие развитию экономической демократии, которая предлагает участие трудящихся в собственности, управлении предприятием и распределении прибыли. И, наконец, четвертая функция — пропаганда трудовых ценностей, созидательной деятельности как основы общества.

Прозвучавшие на конференции конструктивные предложения по формированию и развитию институтов гражданского общества, усилению их роли в охране и реализации прав граждан, их широкому участию в процессе демократического обновления и модернизации стран придадут новый импульс профсоюзному движению.